Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эволюция волюнтаризма от объективного к субъект....doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
30.10.2018
Размер:
344.06 Кб
Скачать

Заключение.

Появившаяся в XIX веке философия волюнтаризма, явившаяся, по сути, альтернативой классическому рационализму, открыла совершенно новую перспективу рассмотрения человека и общества. Волюнтаристские идеи А. Шопенгауэра, чья позиция определяется как объективный волюнтаризм, не имевшие признания при жизни философа, получили широкое распространение после его смерти. Фридрих Ницше, отправной точкой философии которого являются философские идеи Шопенгауэра, существенно трансформировал содержание концепта воли, вокруг которого центрируется философия волюнтаризма. Субъективный волюнтаризм Ницше, на многие десятилетия занявший умы ведущих западных и отечественных мыслителей, является одной из наиболее актуальных философских концепций современности.

Основные аспекты позиции объективного волюнтаризма А. Шопенгауэра можно сформулировать следующим образом. Воля является метафизической основой всего сущего. Разум занимает второстепенную позицию, являясь всего лишь орудием воли. Воля объективируется в мире явлений, но все многообразие явлений, по сути, есть только воля и в своей глубинной сущности едино. Шопенгауэр характеризует волю как бессознательную, неразумную, агрессивную, вечно неудовлетворенную. Каждое явление, будучи воплощением воли, обладает такими же характеристиками. Мир, которым правит воля, представляет собой борьбу всех против всех за удовлетворение своих эгоистических потребностей. Этот мир не имеет ни цели, ни смысла. Исходя из этого, Шопенгауэр полностью отрицает возможность исторического прогресса. Единственный выход из абсурдного мира воли – это аскетический отход от мира и полное отрицание всех желаний. Другими словами, прекратить свои страдания в этом мире человек может только волевым усилием упразднив волю, направив волю против нее самой.

Философская позиция Ницше изначально базировалась на пессимистическом волюнтаризме Шопенгауэра, но со временем Ницше переосмысливает основные концепты волюнтаризма и трансформирует его таким образом, что изменение, произошедшее в волюнтаризме можно определить как эволюцию. Полностью отказываясь от метафизики, Ницше отрицает мир сверхчувственного и сосредотачивает свое внимание только на имманентном проявлении воли в каждом индивиде. Для Ницше не существует Воли, а только пунктуации воли, имманентно присутствующие в каждом субъекте. Ницше говорит о субъектах как об атомах воли к власти, которая в каждом реализуется индивидуальным образом. Единая воля, характерная для волюнтаристской позиции Шопенгауэра, у Ницше предстает как множественная. Кроме того, Ницше существенно расширяет и усложняет содержание понятия «воля» – для него воля есть не просто воля к жизни, а воля к власти, частным случаем которой является воля к жизни. Воля в понимании Шопенгауэра обладает единственным желанием – объективироваться, то есть стать, явиться в бытии. Ницше усложняет понятие воли – воля волит не просто объективации, она волит не просто стать, а укрепиться и постоянно укрепляться в своем становлении путем расширения своего господства.

Воля к власти является еще и принципом синтеза активной и реактивной сил, то есть их единства и борьбы. Борьбу активной и реактивной сил можно определить как еще один аспект, изменение которого можно рассматривать как эволюцию в рамках волюнтаризма. Хаотическая бесцельная борьба всех против всех, конституированная Шопенгауэром, в философии Ницше упорядочивается, структурируется как борьба двух сил, а также наделяется вышей целью – стремлением к господству. Все сущее представляет собой поле борьбы и взаимодействия этих по своей сути противоположных сил. Активная сила, по Ницше, – это сила утверждающая, направленная на укрепление воли и усиление жизни. Сила реактивная (рессантимент) направлена только на ослабление активной силы и противится усилению жизни. Силы борются друг с другом, но их борьба являет собой диалектическое единство в рамках воли к власти. Общество в целом и человек в частности являются таким диалектическим единством двух сил. И эту противоречивость бытия человек должен осознать и принять. Принимая только одну сторону, человек обречен на крайности. Так и Шопенгауэр, который высшим этическим действием считает резиньяцию воли, не готов принять страдание, как неотъемлемую часть бытия. Он занимает одностороннюю позицию. Ницше стремится вырваться из человеческого, слишком человеческого одностороннего мышления, и достичь нового уровня, диалектического, в котором человек сможет героически принять отрицательные проявления жизни как необходимые и полюбить свою судьбу. Но это будет уже не человек, а сверхчеловек – существо с качественно высшим уровнем мышления. И в данном случае, трансформацию волюнтаризма от объективного к субъективному также можно определить как эволюцию, то есть как развитие от низшего к высшему, к качественно новому для человека уровню мышления.

Итак, в философии Шопенгауэра воля по сути своей едина и представляет собой просто волю к жизни. В философии Ницше содержание понятия воли существенно трансформируется таким образом, что мы эту трансформацию можем назвать не чем иным как эволюцией. Из единой воля становится множественной, рассредоточенной в субъектах. Из простой воли к жизни она превращается в волю к власти, обладающую более широким спектром характеристик и представляющую собой принцип борьбы сил, активной и реактивной. Кроме того, воля к власти как принцип борьбы сил, а, следовательно, и сама борьба, наделяются целью и смыслом. Бытие, как поле борьбы противоположных сил, противоречиво. Принятие человеком этой противоречивости, по Ницше, выводит человеческое мышление на новый эволюционно высший уровень – сверхчеловеческий.

Основные концепты, которые некоторые мыслители связывают с прямым влиянием дарвиновской теории на Ницше, – это «борьба», «деление рас на низшие и высшие», «взращивание потомства» и «сверхчеловек». Борьба за существование в теории Дарвина, на наш взгляд, совершенно не связана с борьбой, как ее представляет нам Ницше. У Ницше это борьба между активными и реактивными силами за господство. Деление рас на высшие и низшие, о котором говорит Ницше, не имеет ничего общего с превосходством по крови и идеей искусственного биологического отбора. Высшая раса – не продукт биологической эволюции, она с течением времени может превратиться в свою полную противоположность. Деление рас на высшие и низшие связано, прежде всего, с преобладанием в расе одной из сил – активной или реактивной. Высшая раса та, в которой преобладают активные силы, а низшая – в которой преобладают реактивные. Отсюда вытекает и постулат о взращивании потомства, как воспитания в духе возвышенном, благородном, свободном от рабской морали рессантимента, и данный постулат не имеет ничего общего с выведением генетически лучших особей путем искусственного отбора. И сверхчеловек не является продуктом такого выведения, сверхчеловек – это человеческое существо с качественно новым уровнем мышления. Кроме того, сверхчеловек не является и продуктом естественного отбора, к которому Ницше относится крайне критически. Сверхчеловек есть высшая ступень развития по отношению к человеку, но эта эволюция может произойти, как считает Ницше, только благодаря волевому акту самого индивида, это не естественный природный процесс. И позиция Шопенгауэра, идеалом которой является аскет, волевым усилием упраздняющий волю, и позиция Дарвина, в которой эволюция происходит естественным путем, для Ницше являют собой позиции реактивные. Идеал Ницше – сверхчеловек, занимающий исключительно активную позицию. Ницше в рамках волюнтаризма создает свою собственную эволюционную теорию, не имеющую ничего общего с эволюцией биологической. Отсечение от философской позиции Ницше всех необоснованных биологически-эволюционных наслоений, представляет субъективный волюнтаризм в совершенно ином свете.

На наш взгляд, многие существующие философские теории, имеющие своей целью изменить общество и направить его по пути созидания к высшим духовным целям, либо не уделяют должного внимания отдельному индивиду, либо рассматривают его, не учитывая всей полноты его характеристик. В этом случае нам кажется актуальным обращение к субъективному волюнтаризму Ницше, потому что именно он как раз и уделяет все свое внимание субъекту, ведь именно от воли субъекта зависит то, в каком мире он живет. Каждый человек есть, по сути, точка, в которой сосредоточена воля к власти, как поле борьбы активной и реактивной сил. Преобладание активной силы движет человека к познанию, творчеству, созиданию. Преобладание реактивной – толкает в пучину борьбы за господство над окружающими и в этой борьбе за господство в человеке проявляются только низменные стремления, которые он в своем эгоистическом порыве ставит во главу угла. Ницше, по сути, первым обращает внимание на то, что в современном обществе влияние реактивных сил постепенно увеличивается. Ницше предлагает способ борьбы с реактивными силами – «взращивание потомства», то есть путем воспитания воздействовать на волю каждого отдельного субъекта общества. Но он только наметил некоторые аспекты дальнейшего развития. Поэтому субъективный волюнтаризм требует нового переосмысления.

Волюнтаризм в современных реалиях является одним из самых перспективных философских течений. Примат воли над разумом отмечается не только философами, но и социологами, психологами. Но феномен воли так и остается для нас до конца не разрешенной загадкой. И решение ее зависит не только от философии, здесь потребуются данные психологических и социальных наук, а также политологии и даже экономики. Нам необходимо новое учение, или новая идеология, способная превратить волю каждого из реактивной в активную, сформировать новые ценности и вывести человеческое мышление на качественно новый уровень,