Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эволюция волюнтаризма от объективного к субъект....doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
30.10.2018
Размер:
344.06 Кб
Скачать

Раздел 1. Волюнтаризм и дарвинизм как мировоззренческие установки второй половины XIX века.

Волюнтаризм – это направление в философии, социологии, психологии, центрированное вокруг феномена воли. Впервые как самостоятельное философское течение волюнтаризм формируется в XIX веке в учении А. Шопенгауэра. В рамках его концепции феномен воли наделяется статусом метафизической основы бытия, объективирующейся в природе, что дает основания определять философию этого мыслителя как объективный волюнтаризм. Шопенгауэр характеризует волю как иррациональную, бессознательную, агрессивную, вечно неудовлетворенную, не имеющую ни цели, ни смысла. Мир, обладающий такими характеристиками, вызывает только пессимистические настроения и ведет к нигилизму, как отрицанию воли и жизни.

Конституированный Шопенгауэром волюнтаризм породил многие систематические завершенные концепции, в рамках которых воля наделяется статусом исходного принципа бытия. Одной из таких концепция является субъективный волюнтаризм Ф. Ницше. Но он не признает метафизической основы концепции Шопенгауэра, отрицает мир сверхчувственного и сосредотачивает все свое внимание на имманентном проявлении воли в каждом индивиде. Следует отметить, что субъект в понимании Ницше существенно отличается от разумного субъекта предшествующей рациональной философии, от «картезианского субъекта». Субъект по Ницше есть атом воли и как таковой стремится реализоваться индивидуальным образом, руководствуясь своими волевыми стремлениями. Учение Ницше приобретает более оптимистичную окрашенность и возвращает жизни ценность, утраченную в философии Шопенгауэра. Концепция субъективного волюнтаризма Ницше оказала весьма значительное влияние на развитие последующей философской мысли – философию жизни, экзистенциализм, постмодернизм. Таким образом, смещение акцента с разума на волю перевернуло мировоззренческие позиции в XIX веке и сформировало новое русло, по которому потекла научная и философская мысль последующих столетий.

Как уже отмечалось, ключевым понятием волюнтаризма является воля как исходный принцип бытия. Воля неотделима от функции воления, то есть от желания и стремления удовлетворить это желание. Объективируясь в мире явлений или являясь ядром субъективности, воля проявляется в индивидах как деятельность, направленная на удовлетворение своих волевых порывов. В виду того, что каждый индивид ограничен другими индивидами и внешними условиями, эта деятельность превращается в борьбу. Феномен борьбы придает волюнтаризму динамичность, а также является именно той основной точкой, в которой волюнтаризм многими мыслителями связывается с теорией эволюции.

Теория эволюции, сформулированная Ч. Дарвином в труде «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь» (1859г.) [15], произвела почти такой же эффект, как и теория Коперника, это была научная революция. Теория Дарвина распространила свое влияние далеко за рамки биологии, эволюционизм был признан основным методом теории развития. Эволюционизм Дарвина изменил не только представление человека о природе, он изменил и образ самого человека. Основываясь на своих исследованиях и наблюдениях, Дарвин сделал вывод о том, что отдельные представители видов не полностью идентичны между собой, их свойства говорят о генетической изменчивости. Это происходит в результате мутации или рекомбинации генов в процессе дальнейшего воспроизведения. Фактор, который отвечает за мутацию и, тем самым, определяет дальнейшее течение эволюции, Дарвин назвал естественным отбором. Основные аспекты теории естественного отбора могут быть сформулированы следующим образом:

- перепроизводство потомства – все живое воспроизводит потомство в избытке. Тем не менее, общее количество особей одного вида не увеличивается, потому что только небольшая часть потомства достигает репродуктивного возраста. Большая часть потомства становится жертвой естественного отбора.

- борьба за существование предусматривает, что выжить может только более приспособленный к окружающей среде организм, который передает свои улучшенные в борьбе за существование гены своему потомству.

- в результате естественного отбора живые существа становятся все более приспособленными к условиям внешней среды, постепенно улучшается целесообразность органов живых существ, что ведет к изменению вида.

Таким образом, согласно теории Дарвина, среда обитания производит отбор наиболее приемлемых для выживания наследственных изменений. В результате естественного отбора вид постоянно прогрессирует в своем развитии, его характеристики улучшаются и усложняются. Исходя из этого, эволюцию можно определить как процесс развития от низшего к высшему, от сложного к простому, от единого к множественному.

Но вернемся к волюнтаризму и рассмотрим, на каком же основании некоторые социологи и философы связывают его с дарвинизмом. Несмотря на то, что впервые волюнтаризм оформился в философии, сам термин был введен социологом, основателем профессиональной социологии в Германии Фердинандом Теннисом в его работе «Общность и общество» (1887г.) [45]. Основная концепция Тенниса заключается в том, что, рассматривая общество как совокупность отношений и объединений людей, он считает общество продуктом человеческой воли. Другими словами, субъективные выражения воли индивидов объединяются в волю коллективную, которая оформляется в социальную структуру. Такая волюнтаристская основа социологических воззрений Тенниса неслучайна – он с юных лет испытывал интерес к философии Ницше и подвергал серьезной критике работы этого мыслителя. Теннис отмечал полную бесполезность идей Ницше для современной ему социологии, но, тем не менее, ввел работы Ницше в круг социологических исследований.

В то время стратегия социологических исследований в Германии базировалась на рассмотрении развития человеческого общества как естественного исторического процесса и находилась под влиянием марксистской критики капитализма, которая отвергала ценности буржуазного общества. В своей философии Ницше тоже призывает к переоценке ценностей, что для некоторых послужило положительным обстоятельством для сближения субъективного волюнтаризма Ницше и принципов социализма. Теннис же считает такое сходство чистой формальностью, а в разделении Ницше морали на «мораль господ» и «мораль рабов» усматривает «имплицитно содержащееся родство с «моралью капиталистического барства», как о ней отозвался Ф. Меринг, уничижительно характеризовавший Ницше как «морального философа капитализма» [11]. Несмотря на такие веские аргументы против сближения философии Ницше с социализмом, сближения все-таки проводятся, и основанием для этого служит якобы существующая связь философии Ницше с теорией эволюции Дарвина.

В этой связи кажется не лишним обратиться к размышлениям Георга Зиммеля. В своем философском труде «Шопенгауэр и Ницше» Зиммель, исследуя тенденции перехода Ницше от объективного волюнтаризма Шопенгауэра к позиции субъективного волюнтаризма, основным фактором, оказавшим влияние на изменение позиции Ницше, считает появление эволюционной теории Дарвина. Именно теория Дарвина, по мнению Зиммеля, заставила Ницше совершенно по-новому взглянуть на жизнь – в отличие от пессимистичного нигилизма Шопенгауэра, говорящего «Нет» этой жизни, нигилизм Ницше говорит «Нет» всему, что направлено против жизни. Именно Дарвин заставил Ницше поверить в ценность жизни, путем осознания того, что сама жизнь может быть смыслом жизни. Понимание жизни, которое Ницше являет нам на страницах своих произведений, Зиммель называет «поэтическо-философской абсолютизацией эволюционной идеи Дарвина», влияние которой сам Ницше недооценил [72, c. 46]. Еще одну параллель с теорией Дарвина Зиммель усматривает в ницшевской идее сверхчеловека. По Дарвину все развивается от низшего к высшему, следовательно, все находит свой смысл и цель в следующем по уровню, в котором «больше жизни, чем в предшествующем» [72, c. 47]. Сходную логику Зиммель видит в концепции сверхчеловека, который есть не что иное, как ступень развития, которую человеку следует достигнуть, и это не конечная фиксированная цель – в свете вечного возвращения такая идея кажется призывом к вечному развитию, вечной эволюции. В этом же русле Зиммель трактует и готовность Ницше пожертвовать многими ради немногих лучших индивидов – путем постоянного улучшения в ходе эволюции количество превращается в качество. Кроме того эволюция происходит благодаря отдельным индивидам, потому такое важное место в обществе Ницше отводит аристократии. А как в свете теории эволюции не обратить внимание на ницшевскую идею взращивания породы – именно это и делает Зиммель, рассматривая эту теорию как некую модель естественного отбора. «Фанатик эволюции» – именно так называет Ницше Зиммель [72, c. 285]. Но Зиммель, проводя параллели между теорией Дарвина и философией Ницше, не видит ничего общего между позицией Ницше и социализмом, называя эти два течения совершенно противоположными друг другу. Здесь Зиммель апеллирует к таким положениям философии Ницше как индивидуализм, соблюдение дистанции и др., в то время как наличие этих положений совершенно не смущает некоторых проводить параллели между Ницше и социализмом, отталкиваясь именно от сходства философии Ницше с теорией Дарвина. Примером таких заблуждений может послужить О. Шпенглер, который в своей книге «Закат Европы» приводит именно такие умозаключения.

Шпенглер разделяет мнение Зиммеля о серьезном влиянии Дарвина на отход Ницше от Шопенгауэра и создание концепции сверхчеловека. Шпенглер также как и Зиммель исходит из того, что жизнеутверждающая позиция Ницше является следствием влияния Дарвина, а волю к жизни Шпенглер отождествляет с борьбой за существование. Учитывая, что «дарвинизм есть социально-политическая концепция», и что «… социализм и дарвинизм разделены только искусственно и внешне», Шпенглер приходит к выводу о том, что Ницше был «социалистом, сам того не ведая». Несмотря на категорическое отрицание самим Ницше идей социализма, «его инстинкты были социалистические». К таким выводам Шпенглер приходит, последовательно продумывая возможности реализации ницшевской «дарвинистической идеи сверхчеловека». По мнению Шпенглера, «романтическое отвращение Ницше к прозаическим в высшей степени социальным следствиям, страх подвергнуть испытанию свои поэтические утопии путем сопоставления с реальными условиями заставили его умолчать о том обстоятельстве, что все его позитивное учение, как происходящее от дарвинизма, предпосылает в качестве средства осуществления социализм, притом социалистическое принудительное государство, что всякому систематическому разведению высшего класса, людей должен предшествовать строго социалистический общественный порядок и что эта «дионисийская идея», коль здесь речь идет об общественном  действии, а не о частной жизни уединенных мыслителей, демократична, в какую бы сторону ее ни поворачивали» [58, c. 489-490]. Таким образом, рассматривая ницшевскую концепцию сверхчеловека с точки зрения биологической эволюции, то есть как выведение лучшей породы на основе искусственного отбора, Шпенглер приходит к выводу о необходимости коллективной деятельности в этом процессе, а, следовательно, к необходимости социализма, в рамках которого только и возможно претворение такой коллективной деятельности в жизнь. Примером практической реализации этой позиции может послужить национал-социалистический режим в Германии, оставивший после себя тысячи братских могил. И если волюнтаризм в сочетании с дарвинизмом может привести к таким катастрофическим последствиям, кажется не лишним определить, правомерно ли вообще проводить параллели между этими течениями.

Выводы к разделу 1.

Подводя итог вышесказанному, остановимся на основных аспектах данного раздела. Волюнтаризм как направление в философии, центрированное вокруг феномена воли, формируется как самостоятельное течение в XIX веке в философии А. Шопенгауэра, позиция которого была названа объективным волюнтаризмом в виду того, что он признает основой бытия Мировую волю. Продолжателем идей волюнтаризма является Ф. Ницше, но его позицию определяют как субъективный волюнтаризм, в виду отрицания им метафизики и признания только имманентной, представленной в каждом индивиде воли. Волюнтаризм является одним из важнейших течений, появившихся в XIX веке и оказавших влияние на формирование общенаучной и мировоззренческой установок в обществе.

Еще одной теорией XIX века, произведшей переворот в мышлении человечества, является эволюционная теория Ч. Дарвина. Согласно ей среда обитания вида производит отбор наиболее приемлемых для выживания данного вида наследственных изменений. Данный процесс именуется естественным отбором и определяется как борьба за выживание. В результате борьбы за выживание вид прогрессирует. Эволюцию можно определить как развитие от низшего к высшему, от простого к сложному, от единого к множественному.

Многие мыслители усматривают причину трансформации объективного волюнтаризма в субъективный в оказанном на Ницше влиянии эволюционной теории Ч. Дарвина. Среди них Г. Зиммель и О. Шпенглер. Последний, считая дарвинизм социально-политической концепцией, говорит о социалистических инстинктах Ницше. Шпенглер настаивает на этом выводе, несмотря на категорическое отрицание самим Ницше идей социализма. Сочетание волюнтаризма и дарвинизма может привести к далеко идущим выводам. Является ли правомерным сближение этих течений, будет отмечено в следующих разделах.