Добавил:
sergeevpavel0406@mail.ru СОВА Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ссср сша.docx
Скачиваний:
7
Добавлен:
06.03.2018
Размер:
52.53 Кб
Скачать
  1. Антисоветизм и приязненность ссср.

Настороженное и сдержанное отношение к Советскому Союзу государственного департамента во главе с Хэллом, проявившееся еще на переговорах о взаимном признании, сохранялось. В наибольшей степени непримиримую позицию занимал У. Буллит, остававшийся послом США в СССР до августа 1936 г. Стоит сказать - получив затем назначение послом во Францию. Буллит, используя близость к Рузвельту, стал активным проводником «мюнхенской» политики. Стоит заметить, что он примыкал к той антисоветской группировке- в госдепартаменте, в кᴏᴛᴏᴩую входил А. Берл, ставший в 1938 г. помощником государственного секретаря. Как и реакционные деятели в Великобритании и Франции, они продолжали старую антикоммунистическую и антисоветскую линию, призывая не доверять Советскому Союзу.

В отличие от них Дж. Мессерсмит, еще один помощник государственного секретаря, Дж. Дэвис, посол США в СССР в 1936—1938 гг., признавали заинтересованность СССР в сохранении мира и по϶ᴛᴏму считали желательным для США налаживание политического сотрудничества с ним. Из пребывания в Москве Дэвис вынес убеждение «в искренности и дружественности СССР в отношении правительства США в большей степени, чем правительства какой-либо другой страны». Ответив взаимностью, Дэвис ϲʙᴏей деятельностью способствовал укреплению дружественных отношений и росту взаимного понимания и доверия между народами обеих стран, за что в 1945 г. был награжден орденом Ленина ".

Так применительно к советско-американским отношениям пробивала себе дорогу долговременная тенденция в международных отношениях к мирному сосуществованию различных систем, основанная на заинтересованности народов во всеобщем мире. Вплоть до начала второй мировой войны преобладающей тенденцией в общественном мнении США было формирование дружественных чувств; по отношению к СССР. И хотя эта тенденция развивалась по восходящей, она неоднократно прерывалась под влиянием внутренних п международных событий. Уже сам факт американского признания СССР расценивался в стране как большой позитивный вклад в международные* отношения. Последовательная миролюбивая политика Советского Союза, его борьба за противодействие агрессии укрепляли доверие к нему.

В 1934 г. Американский молодежный конгресс — крупнейшая молодежная организация США — назвал советские внешнеполитические инициативы «единственно конструктивными предложениями, направленными к миру». Летом 1935 г. в Чикагском университете с участием советского посла А. А. Трояновского был организован пятидневный цикл лекций на тему «СССР и мировые проблемы». В ϲʙᴏем выступлении Трояновский подчеркнул, что «стержнем советской внешней политики является мир и сотрудничество со всеми странами независимо от политического и социального устройства».

Реакционные элементы всячески старались помешать развитию советско-американских отношений. Сигналом для их активизации стало официальное заявление госдепартамента в начале 1935 г. о разрыве переговоров по спорным финансово-экономическим вопросам. Вслед за данным поднялась реакционная волна, кᴏᴛᴏᴩая, как сообщало советское посольство в НКИД СССР, «оказывает непосредственное влияние на наши отношения с США. Вражда к коммунизму и социализму неизбежно выливается во вражду к нам...». В палату представителей и сенат конгресса США были внесены резолюции о разрыве отношений с СССР.

Антисоветская кампания усилилась в связи с выпадом У. Буллита против решений Коммунистического Интернационала, причем делались попытки придать ей международный масштаб. По поводу одного из антисоветских материалов, появившегося в печати реакционного издателя Херста, советское посольство в Не стоит забывать, что вашингтоне вынуждено было заявить госдепартаменту устный протест.

При этом постепенно эта кампания пошла на убыль. В мае 1936 г. советское посольство в сообщении для НКИД СССР, содержавшем анализ американской прессы, указывало на обстановку «несомненного роста интереса к СССР в очень широких кругах американского населения». Кстати, эта оценка была подтверждена в связи с откликами на публикацию новой Конституции СССР. Показательно, что, несмотря на усилия консервативного руководства АФТ, «Американского легиона» и таких конгрессменов, как Г. Фиш, провалились попытки поставить на съезде республиканской партии в Кливленде в июне 1936 г. «советский вопрос» и включить в предвыборную платформу республиканцев обязательство разорвать отношения с СССР. После президентских выборов в ноябре 1936 г., прошедших под знаком полевения масс и политизации рабочего движения, посольство сообщало в Москву: «Пока что обстановка для нас благоприятная. Фашистские государства здесь не популярны, и если явных симпатий к нам нет, то можно все-таки ожидать, что выбор будет сделан в нашу пользу». Но как раз такая перспектива и пугала правые элементы. Католический профессор М. Хилленбранд в статье «Будет ли Москва нашим союзником в случае войны?», появившейся в журнале «Америка» в июле 1937 г., с порога отвергал саму мысль об американской помощи Советскому Союзу, как представляющему «наибольшую угрозу для цивилизации и католицизма в современном мире».

Формирование верных представлений о Советском Союзе наталкивалось на многие трудности, среди кᴏᴛᴏᴩых было отсутствие достаточной информации. Уместно отметить, что определенному восполнению ϶ᴛᴏго пробела способствовало издание в США журнала «Совьет Раша тудей» («Советская Россия сегодня») ежемесячным тиражом в 50 тыс. экземпляров. Этой же цели содействовали двусторонние культурные и научно-технические связи. В США демонстрировались советские фильмы, устраивались советские выставки, концерты, велись музыкальные передачи из Москвы.

В 1937 г. с участием таких представителей науки и культуры, как А. Эйнштейн, Т. Драйзер, П. Робсон, в крупнейших американских городах прошли мероприятия в связи со 100-летием со дня смерти А. С. Пушкина.

Добрые чувства к СССР проявились во время работ в 1934 г. по спасению челюскинцев со стороны Американского материка, встреч экипажей В. П. Чкалова и М. М. Громова, совершивших первыми беспосадочные перелеты из СССР в США через Северный полюс летом 1937 г. Руководители экспедиции челюскинцев О. Ю. Шмидт и Г. А. Ушаков, экипаж В. П. Чкалова были приняты президентом Ф. Рузвельтом и другими официальными лицами.