Добавил:
sergeevpavel0406@mail.ru СОВА Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ссср сша.docx
Скачиваний:
7
Добавлен:
06.03.2018
Размер:
52.53 Кб
Скачать
  1. Дипломатические отношения в 20-е годы.

После Революции 1917 г. Америка отказалась признать правительство Советов. Установление между СССР и США дипломатических отношений началось благодаря торговым связям, которые сформировались к 1930 гг. Значительная роль в нормализации взаимодействия принадлежала представителям деловых кругов Америки. Они в первую очередь были заинтересованы в налаживании экономических связей. История дипломатических отношений СССР (России) и США В 1933 г., 10 октября, президент Америки Ф. Рузвельт отправил послание М. Калинину, занимавшему в то время пост председателя ЦИК. В сообщении предлагалось восстановить дипломатические отношения. Между СССР и США в то время существовали определенные разногласия, которые обе стороны стремились преодолеть. Калинин ответил Рузвельту 17 октября. Уже в середине ноября 1933 г. Максим Литвинов, являвшийся комиссаром иностранных дел, и президент Америки обменялись официальными нотами. С этого момента начали формироваться дипломатические отношения между СССР и США. История их развития на начальных этапах свидетельствует о вполне дружественной атмосфере между странами. В качестве первого советского полпреда назначили Александра Трояновского. В то время он был достаточно известным государственным деятелем. От Америки первым послом стал Уильям Буллит. Спустя 2 года, в 1935 г., 13 июля между странами было подписано Торговое соглашение. В 1937-м, 4 августа, страны подписали договор о предоставлении друг другу режима максимального экономического благоприятствования.

На протяжении 20-х годов правительство США проводило политику, препятствующую установлению дипломатических отношений с СССР. Госсекретарь Хьюз в 1923 г. мотивировал подобную позицию ссылками на то, что Советское правительство аннулировало внешние займы и долговые обязательства, экспроприировало иностранную частную собственность и будто бы ведет пропаганду и подрывную деятельность ради «свержения существующих правительств во всем мире». В ежегодном послании конгрессу президента США Кулиджа от 6 декабря 1923 г. содержались те же доводы в пользу отказа от признания и говорилось, что только пересмотр Советским правительством ϲʙᴏей позиции по данным пунктам может создать условия для изменения политики США. 16 декабря 1923 г. Г. В. Чичерин направил телеграмму Кулиджу. В ней выражалась готовность Советского правительства начать переговоры с тем, ɥᴛᴏбы на обоюдной равноправной основе разрешить все спорные вопросы, включая и вопрос о денежных претензиях. При этом 18 декабря 1923 г. Хьюз сделал заявление в сенате США. На следующий день оно было передано американским консулом в Таллине советскому полпреду в Эстонии.

По существу ϶ᴛᴏ был ультиматум, отвергавший всякие переговоры и требовавший от СССР в одностороннем порядке отказаться от основных принципов ϲʙᴏей внутренней и внешней политики66. Следовательно, в вопросе о юридическом признании СССР правительство США заняло совершенно непримиримую позицию, существенно отличную даже от линии ряда крупнейших капиталистических государств, вставших в 1924—1925 гг. на путь установления дипломатических отношений с ним.

Некᴏᴛᴏᴩые надежды на перемену политики правительства США в вопросе о признании СССР возникли после отставки Хьюза с поста государственного секретаря в марте 1925 г. При этом позиция правительства осталась прежней. Вскоре ϶ᴛᴏ подтвердили и государственный департамент, и его новый руководитель — госсекретарь Ф. Келлог.

Советское правительство неоднократно заявляло о готовности немедленно приступить к переговорам с представителями США об урегулировании спорных вопросов, зондировало различными способами отношение правящих кругов США к проблеме нормализации связей между двумя странами и ее условиям. Но США отвергали все советские инициативы в ϶ᴛᴏм направлении.

В декабре 1926 г. Г. В. Чичерин констатировал в телеграмме из Берлина, посланной в НКИД: «Вопрос о возобновлении дипломатических отношений с Америкой стоит безнадежно, не сделано ни шагу вперед». Через год в беседе с неофициальным представителем СССР в США Б. Е. Сквирским руководитель восточноевропейского отдела госдепартамента Р. Ф. Келли заявил, что «департамент против советско-американской конференции по той причине, что по ϶ᴛᴏму вопросу никакого компромисса быть не может. Американское правительство ждет развития событий в СССР в „благоприятном" направлении...». 14 апреля 1928 г. в заявлении госсекретаря Келлога, выдержанном в откровенно антисоветском духе, по существу были повторены те же самые ультимативные требования к СССР в качестве платы за признание, что и в рассмотренном заявлении Хьюза 18 декабря 1923 г. Исключая выше сказанное, полностью отвергался всякий положительный опыт ряда европейских стран в области развития политических и экономических отношений с Советским государством и проводилась мысль о бесперспективности любых переговоров и даже дискуссий с ним для урегулирования спорных вопросов.