Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
21
Добавлен:
15.09.2017
Размер:
159.36 Кб
Скачать

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

Изменение кровотока в артериях виллизиева круга у беременных с гестозом

И.Д. СТУЛИН, И.С. СИДОРОВА, М.В. ТАРДОВ, Н.В. СКОСЫРЕВА

Changes of the blood flow in Willis circle arteries in pregnancy with gestosis

I.D. STULIN, I.S. SIDOROVA, M.V. TARDOV, N.V. SKOSYREVA

Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова, Московский государственный медико-стоматологический университет им. Н.А. Семашко Росздрава РФ

Гестоз — тяжелое осложнение беременности, сопровождающееся церебральной патологией. Эта патология поражает до 1/4 всех беременных и рожениц, а в структуре материнской смертности составляет около 1/3 [1]. Хотя многие звенья патогенеза гестоза достаточно исследованы [2—4, 6— 8, 11], единой теории его развития не существует. Считается, что одним из важнейших звеньев патогенеза гестоза является генерализованный сосудистый спазм, но имеются данные и о роли вазодилатации интракраниальных артериол [15, 17]. Ряд авторов [10, 16] считают, что оба процесса (и вазоспазм, и вазодилатация) могут приводить к локальному отеку и кровоизлияниям в головной мозг. Выраженный спазм сосудов — классический признак тяжелой преэклампсии и эклампсии, но для этой патологии характерны также ишемические поражения и тромбозы артерий в печени и головном мозге. Кроме отека мозга, при патологоанатоми- ческом исследовании обнаруживаются и мультифокальные петехиальные кровоизлияния в коре, подкорковых ядрах, белом веществе и среднем мозге. Поскольку петехиальные кровоизлияния связаны с прекапиллярным и капиллярным тромбозом, можно утверждать, что в патологический процесс включены и явления локальной ишемии [9, 12, 13]. Корреляции между клиническими проявлениями гестоза и показателями церебральной гемоциркуляции изучены недостаточно.

Цель исследования состояла в изучении особенностей мозгового кровотока при гестозе.

Материал и методы

Были обследованы 106 женщин в возрасте от 17 до 44 лет при сроке беременности 35—42 нед, находившихся на стационарном лечении в родильном отделении Московской городской клинической больницы ¹36 и родильных домах ¹11 и 27 в период с декабря 2004 г. по май 2006 г.

Обследованные были разделены на 4 группы. В 1-ю группу вошли 32 беременные с преэклампсией легкой степени, во 2-ю — 34 с преэклампсией средней степени тяжести, в 3-ю

— 10 с тяжелой преэклампсией. Контрольную группу составили 32 женщины с физиологическим течением беременности. Все группы были сопоставимы по возрасту, перенесенным соматическим и гинекологическим заболеваниям.

Оценка степени тяжести проводилась на основании клинико-лабораторных данных с учетом уровня артериальной гипертензии, выраженности отеков, начала и длительности течения гестоза, а также параметров системы гемо-

© Коллектив авторов, 2007

Zh Nevrol Psikhiatr Im SS Korsakova 2007;107:8:58—60

стаза и биохимических показателей, наличия фоновых заболеваний.

Допплерометрическое исследование кровотока производилось датчиком 2 МГц на ультразвуковом приборе Сономед 300 транстемпоральным и субокципитальным доступом по стандартной методике. Одновременно проводилось измерение артериального давления электронным тонометром.

У всех обследованных удалось лоцировать среднюю, переднюю и заднюю мозговые артерии (соответственно СМА, ПМА, ЗМА) и позвоночную артерию (ПА) с обеих сторон, а также основную артерию (ОА). Оценивали максимальную (Vmax), минимальную (Vmin) и усредненную по времени среднюю (Vav) скорость кровотока, пульсационный индекс (PI), индекс резистентности (RI) и систолодиастолическое отношение (ISD).

Статистическая обработка материала проводилась на ПЭВМ в программе Microsoft Excel 7.0а с использованием критерия Ньюмена—Кейсла. Критический уровень значи- мости принимался равным 0,02.

Результаты

При исследовании мозгового кровотока при физиологической беременности не было выявлено достоверных отличий от нормы максимальной систолической, средней и конечной диастолической скоростей кровотока по СМА, ПМА, ЗМА, ПА и ОА. Было отмечено лишь незначительное снижение RI и ISD и достоверное — PI.

Âгруппе беременных с преэклампсией легкой степени по сравнению со здоровыми беременными отмечалось увеличение средних значений максимальной систолической, средней и конечной диастолической скоростей кровотока по СМА, ПМА, ЗМА на 11—16% (ð<0,01). По ПА и ОА эти отличия не были статистически достоверными. Одновременно было установлено недостоверное снижение PI, RI и ISD у беременных с преэклампсией легкой степени по сравнению

ñбеременными контрольной группы, но при сравнении параметров кровотока у беременных с преэклампсией легкой и средней степени тяжести разница численных значе- ний PI, RI и ISD между 2-й группой и контрольной оказалась статистически значимой. В то же время отсутствуют изменения средних значений систолической, средней и диастолической скоростей кровотока по СМА, ПМА, ЗМА и ПА между 1-й и 2-й группами. При этом скорость кровотока по ОА у пациенток 2-й группы, где выявлено значительное снижение RI и ISD по сравнению с 1-й группой (0,58 и 0,72; 1,83 и 1,99 соответственно), была достоверно выше.

Â3-é группе скорости кровотока не отличались существенно от скоростей потоков 2-й группы, однако в СМА и ОА отмечалось незначительное снижение максимальной систолической скорости. Снижение PI до 0,62, RI до 0,44 и

58

ЖУРНАЛ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ, 8, 2007

ISD до 1,79 и изменение формы спектра, удлинение времени достижения максимума линейной скорости кровотока (ЛСК) в СМА свидетельствует о прогрессировании патологических процессов.

При попытке объективно оценить состояние церебральной гемодинамики возникают трудности, так как практи- чески невозможно непосредственно измерить давление, сопротивление и кровоток в головном мозге. Для получения косвенных данных о состоянии церебральной гемодинамики прибегают к измерению следующих индексов (Belfort [4]):

церебральное перфузионное давление(CPP): ÑÐÐ=(Vmean/(Vmean–Vmin))·(ÀÄmean–ÀÄmin);

показатель периферического сопротивления (RAP): RAP = АДmean/Vmean;

индекс церебрального кровотока (CFI):

CFI = ÑÐÐ/RAP.

В 1-й группе обследованных статистически значимых отличий CРР, RAP и CFI по сравнению с контрольной не было. Во 2-й группе имело место достоверное увеличение СРР во всех артериях, в то время как существенное увели- чение RAP происходило только в ПА. Уровень CFI также не отличался от показателя контрольной группы. У беременных 2-й группы увеличение RAP по сравнению с контрольной фиксировалось во всех сосудах, но наибольшее увели- чение с 2,60 до 3,14 также происходило в ПА. В 3-й группе СРР достоверно выше, чем в контрольной для всех артерий, но существенных отличий между 2-й и 3-й группами не выявлено. Наиболее значительное увеличение RAP в 3-й группе происходило в ПА, но и в остальных сосудах было существенным по сравнению как со 2-й группой, так и с контрольной. У пациенток с тяжелой преэклампсией допплеровская кривая приобретает характерный вид: косо восходящая систолическая составляющая с удлинением време-

ни достижения Vmax.

Достоверных различий между группами по CFI выявлено не было, однако отмечена тенденция к его повышению в начальных фазах гестоза с последующим снижением его по мере утяжеления процесса (см. таблицу).

Обсуждение

Принято считать, что при физиологически протекающей беременности ЛСК в артериях основания мозга снижается [19]. Данный феномен связан с физиологической дилатацией церебральных сосудов, обусловленной вазоактивным действием эстрогенов, уровень которых увеличивается на протяжении беременности. В настоящем исследовании зафиксировать описанное явление не удалось.

По мере нарастания степени преэклампсии от легкой до средней отмечается повышение ЛСК в сосудах основания мозга и дальнейшее снижение параметров резистивности потока. Причиной данных изменений является, по-ви- димому, констрикция крупных интракраниальных сосудов в сочетании с дилатацией артерий мелкого калибра [2].

СОСУДИСТАЯ ПАТОЛОГИЯ ПРИ БЕРЕМЕННОСТИ

При тяжелой преэклампсии регистрируется дальнейшее снижение параметров резистивности потока, отражающих преимущественно состояние тонуса артерий мелкого калибра, что согласуется с данными M. Belfort [5]. В то же время формируется тенденция к снижению ЛСК в церебральных артериях. Такую направленность сдвигов можно объяснить усугублением дилaтации артериол с одновременным срывом функций ауторегуляции мозгового кровотока.

Параллельно с описанными выше изменениями происходит достоверное увеличение показателя периферического сопротивления, отражающего соотношение параметров центральной и церебральной гемодинамики, и церебрального перфузионного давления, причем преимущественно в вертебробазилярной системе. Этот факт позволяет предположить, что в бассейне основной артерии патологические изменения наиболее выражены [13].

Эндотелиальная дисфункция при гестозе ведет к повреждению миогенной регуляции сосудистого тонуса, в то время как нейрогенная регуляция, обеспечиваемая симпатическими нервами, остается сохранной и способствует поддержанию мозгового кровотока на адекватном уровне [7]. Результаты нашей работы могут свидетельствовать, что в условиях повышенного артериального давления наиболее выраженные изменения кровотока происходят в вертебробазилярной системе. По-видимому, основой патологического процесса в мозге является сочетание вазоконстрикции в артериях крупного калибра и вазодилaтации артериолярного звена. Этот феномен может быть связан с наименьшей представленностью симпатической иннервации именно в артериях заднего циркуляторного бассейна [14, 18], что приобретает принципиальное значение при преэклампсии.

Полученные данные не согласуются с мнением K. Williams и S. Wilson [20], что у беременных с легкими формами гестоза повышенное перфузионное давление компенсируется увеличением сосудистого сопротивления и не ведет к увеличению мозгового кровотока. В нашем исследовании при нарастании тяжести преэклампсии отмечено более существенное увеличение церебрального перфузионного давления и падение сосудистого сопротивления. Теми же авторами подобный процесс зафиксирован при переходе преэклампсии в эклампсию, что, по-видимому, связано с нарушением механизмов ауторегуляции и приводит к чрезмерной перфузии по механизму, подобному гипертензионной энцефалопатии. P. Zuncer и соавт. [21] считают, что причиной повышения скорости кровотока при тяжелых формах гестоза может быть избыточная перфузия, вызванная вазодилaтацией вследствие вазогенного отека и пассивного перерастяжения артериол мозга, что подразумевает нарушение механизмов ауторегуляции.

Индекс церебрального кровотока отражает адекватность мозговой перфузии. Учитывая описанные выше изменения параметров кровотока в группе больных с тяжелой преэклампсией, можно предположить, что клиническим отражением изменения CFI и является появление неврологиче- ской симптоматики при переходе преэклампсии в эклам-

Индекс церебрального кровотока у беременных с гестозом разной степени и в контрольной группе

 

 

 

Основные группы

 

Артерия

Kонтрольная группа

 

 

 

1-ÿ

2-ÿ

3-ÿ

 

 

 

 

 

 

 

ÑÌÀ

43,56±12,88

48,44±19,42

47,10±13,59

38,65±8,99

ÏÌÀ

32,46±9,46

42,56±18,77

42,59±16,09

42,70±14,78

ÇÌÀ

22,41±9,03

30,85±18,43

28,65±8,36

27,83±10,99

ÏÀ

18,25±4,53

27,75±14,38

23,50±12,69

15,32±1,91

ÎÀ

27,92±13,01

25,93±14,30

35,21±18,41

27,74±13,65

 

 

 

 

 

ЖУРНАЛ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ, 8, 2007

59

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

псию. Однако это предположение нуждается в дополнительных исследованиях.

Полученные данные свидетельствуют, что нарастание степени тяжести преэклампсии сопровождается комплексом нарушений церебральной гемодинамики, который включает первоначальное повышение ЛСК с последующим его снижением и увеличение перфузионного давления в артериях виллизиева круга, а также изменения сосудистого тонуса с повышением показателя периферического сопротивления и сни-

жением индексов резистивности. Описанные изменения параметров кровотока приводят к двухфазному колебанию индекса церебральной перфузии (статистически недостоверно): повышение в стадии легкой преэклампсии и более выраженное снижение при тяжелой стадии процесса.

Выявленные сдвиги наиболее выражены в сосудах вертебробазилярного бассейна и, по-видимому, определяют неврологические симптомы прогрессирующего гестоза.

ЛИТЕРАТУРА

1.Сидорова И.С. Гестоз: Учебное пособие. М: Медицина 2003.

2.Сидорова И.С., Скосырева Н.В., Стулин И.Д., Тардов М.В. Изменения церебральной гемодинамики у беременных с преэклампсией легкой и средней степени тяжести. Конференция «Ангиодоп — 2006»: Тезисы. Сочи 2006; 125—126.

3.Beausang Linder M., Bill A. Cerebral circulation in acute arterial hypertension: protective effects of sympathetic nervous activity. Acta Physiol Scand 1981; 111: 193—199.

4.Belfort M.A. Changes in flow velocity, resistance indices, and cerebral perfusion pressure in the maternal middle cerebral artery distribution during normal pregnancy. Acta Obstet Gynecol Scand 2001;

80:2: 104—112.

5.Belfort M.A., Varner M.W., Dizon-Townson D.S. et al. Cerebral perfusion pressure, and not cerebral blood flow, may be the critical determinant of intracranial injury in preeclampsia: a new hypothesis. Am J Obstet Gynecol 2002; 187: 3: 626—633.

6.Byrom F. The pathogenesis of hypertensive encephalopathy and its relation to the malignant phase of hypertension. Lancet 1954; 2: 201—221.

7.Edvinsson L., Owman C., Sjoberg N.O. Autonomic nerves, mast cells, and amine receptors in human brain vessels: a histochemi-cal and pharmacologic study. Brain Res 1976; 115: 377—393.

8.Ijima T., Kubota Y., Kuroiwa T., Sankawa H. Blood-brain barrier opening following transient reflex sympathetic hypertension. Acta Neurochir Suppl 1994; 60: 142—144.

9.Ito T., Sakai T., Inagawa S. et al. MR angiography of cerebral vasospasm in preeclampsia. Am J Neuroradiol 1995; 16: 1344—13461.

10.Kalimo H., Fredriksson K., Norborg C. et al. The spread of brain oedema in hypertensive brain injury. Med Biol 1986; 64: 133—137.

11.Kaskel F.J., Deverajan P., Birzgalis A., Moore L.C. Inhibition of myogenic autoregulation in cyclosporine nephrotoxicity in the rat. Ren Physiol Biochem 1989; 12: 250—259.

12.Kobayashi T., Tokunaga N., Isoda H., Kanayama N. Vasospasms are characteristic in cases with eclampsia/preeclampsia and HELLP syndrome: proposal of an angiospastic syndrome of pregnancy. Semin Thromb Hemost 2001; 27: 131—135.

13.Kyung Y., Lee M.D., Young H. et al. Il-Nam Sunwoo MD. Basilar artery vasospasm in postpartum cerebral angiopathy. Neurology 2000;

54:2003—2005.

14.Linder B.M., Bill A. Cerebral circulation in acute arterial hypertension: protective effects of sympathetic nervous activity. Acta Physiol Scand 1981; 111: 193—199.

15.MacKenzie E.T., Strandgaard S., Graham D.I. et al. Effects of acutely induced hypertension in cats on pial arteriolar caliber, local cerebral blood flow, and the blood-brain barrier. Circulat Res 1976; 39:

1:33—41.

16.Naidu K., Moodley J., Corr P., Hoffmann M. Single phothon emission, cerebral computerised tomographic scan and transcranial Doppler sonographic findings in eclampsia. BJOG 1998; 104: 1165—1172.

17.Ohno Y., Kawai M., Wakahara Y. et al. Ophthalmic artery velocimetry in normotensive and preeclamptic women with or without photophobia. Obstet Gynecol 1999; 94: 3: 361—363.

18.Qureshi A.I., Frankel M.R., Ottenlips J.R., Stern B.J.Cerebral hemodynamics in preeclampsia and eclampsia. Arch Neurol 1996; 53: 12: 1226—1231.

19.Riskin-Mashiah S., Belfort M.A., Saade G.R., Herd J.A. Transcranial Doppler measurement of cerebral velocity indices as a predictor of preeclampsia. Am J Obstet 2002; 187: 1667—1672.

20.Williams K.P., Wilson S. Persistence of cerebral hemodynamic changes in patients with eclampsia: A report of three cases. Am J Obstet Gynecol 1999; 181: 1161—1165.

21.Zuncer P., Ley-Pozo J. et al. Cerebral hemodynamics in preeclampsia/eclampsia syndrome. Ultrasound Obstet Gynecol 1995; 6: 411— 415.

60

ЖУРНАЛ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ, 8, 2007

Соседние файлы в папке 2007