Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
24
Добавлен:
15.09.2017
Размер:
1.7 Mб
Скачать

Роль серотонина в патогенезе и клинических проявлениях мигренозной атаки

К.Ф. ИЗЗАТИ-ЗАДЕ

The role of serotonin in the pathogenesis and clinical presentations of migraine attack

K.F. IZZATI-ZADE

Кафедра неврологии лечебного факультета (зав. — проф. А.А. Шутов) Пермской государственной медицинской академии Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

Методом Фонтана — Массона у 63 больных мигренью окрашивали тромбоциты периферической крови и регистрировали в них количество гранул серотонина в межприступном периоде и у 33 больных — во время, а также через 24, 48, 72 ч после мигренозного приступа. С помощью метода иммуноферментного твердофазного анализа (ELISA) у 19 больных во время приступа исследовали концентрацию растворенного серотонина сыворотки крови. Установлено высокое содержание гранул серотонина в 100 тромбоцитах крови в межприступном периоде (469,3±22,4), что достоверно не отличается от показателя у здоровых лиц (447,9±19,6). На высоте приступа содержание серотонина снижалось до 47,7±7,4, а концентрация растворенного серотонина, напротив, повышалась до 345,5±39,1 нг/мл (у здоровых лиц содержание серотонина в сыворотке крови составляло 184,2±12,3 нг/мл). В первые и последующие сутки после приступа мигрени содержание тромбоцитарного серотонина восстанавливалось до исходного. Полученные данные свидетельствуют о нарушении депонированного в тромбоцитах серотонина во время приступа мигрени и выходе его в плазму крови, что может служить лабораторным методом мониторинга развития приступа мигрени.

Ключевые слова: мигрень, серотонин, тромбоциты, диагностика.

Peripheral blood platelets of 63 patients with migraine were stained by the Fontana—Masson method and serotonin (S) granules were determined in the interictal period, i.e. in 33 patients during the migraine attack and 24, 48 and 72 h after. Using immunoassay techniques ELIZA, concentration of soluble S (ng/ml) in the blood serum of 19 patients with migraine was analyzed during an attack of cephalgia. The high quantity of S granules per 100 platelets was found in the interictal period (469,3±22,4) that differed significantly from that of the control group (447,9±19,6). At the peak of attack, serotonin content decreased to 47,7±7,4 and concentration of soluble S increased to 345,5±39,1 ng/ml (in controls, the S content in the blood serum was 184,2±12,3 ng/ml). The content of platelet S reached the initial values during the first and the following days after the migraine attack. The data suggest the dysfunction related to S release from platelets to the blood plasma during migraine attack that may be used as an instrumental method for monitoring of its development.

Key words: migraine, serotonin, platelets, diagnostics.

Мигрень является одной из наиболее частых пер-

вительность к звукам. В 80—90% приступов мигрени

вичных (идиопатических) форм головной боли, диа-

отсутствуют продромальные симптомы. У некоторых

гностируется со средней частотой 12% во взрослой

больных мигренозная атака опережается продромаль-

популяции (6% у мужчин и 18% у женщин) и 4% в

ными симптомами — аурой, к которой принадлежат

детском возрасте [18]. В современной международной

преходящие зрительные, сенсорные ощущения, па-

классификации цефалгий (2003 г.) она возглавляет

резы и др. [3, 11]. По причине упорной боли и сопут-

многочисленные виды первичной головной боли [4].

 

ствующих симптомов мигрень часто снижает трудо-

Заболевание проявляется чередованием латентных

способность больных и затрудняет их повседневную

периодов и манифестных приступов цефалгии с до-

 

жизнь. ВОЗ относит мигрень к группе наиболее дез-

вольно специфическими клиническими свойствами.

адаптирующих хронических заболеваний [30].

Цефалгия характеризуется односторонней, обычно

Среди признанных теорий патогенеза приступа

пульсирующей болью разной интенсивности, кото-

боли при мигрени выступают сосудистая, нейроген-

рая продолжается от 4 до 72 ч. Часто ей сопутствуют

ная и биохимическая, дополняемые иммунологиче-

тошнота и рвота, светобоязнь и повышенная чувст-

ской и тромбоцитарной [1, 3, 9, 22, 25, 28].

 

 

Основой биохимической теории является дока-

 

 

занный факт снижения уровня серотонина в крови в

© К.Ф. Иззати-заде, 2007

 

 

ходе приступа. Впервые предположение о связи миг-

Zh Nevrol Psikhiatr Im SS Korsakova 2007;107:3:51—55

рени с нарушением обмена эндогенного серотонина

 

ЖУРНАЛ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ, 3, 2007

51

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

было высказано в середине 50-х годов ХХ столетия [26]. Позже обнаружилось, что колебания уровня серотонина в плазме коррелируют с динамикой приступа мигрени [8, 14] и была сформулирована «серотониновая гипотеза» мигрени [8, 13].

Биогенный амин с выраженными вазоконстрикторными свойствами (5-гидрокситриптамин — 5-НТ) был открыт, идентифицирован и назван М. Rapport и соавт. [27]. У человека 90% 5-НТ содержится в энтерохромаффинных клетках слизистой оболочки желудоч- но-кишечного тракта. Остальной 5-НТ находится в ЦНС и тромбоцитах [8, 10, 12]. Серотонинергическая нейрональная система представлена многочисленными нейронами ядер центрального серого вещества, шва ствола и среднего мозга и широкой сетью аксонов, проецирующихся в различные структуры головного и спинного мозга. Эти серотонинергические структуры ЦНС традиционно рассматриваются в ка- честве одного из главных звеньев эндогенной болеутоляющей системы. 5-НТ определяет «болевое» поведение, влияя на восприятие боли. Он удерживает напряжение мускулатуры стенки артериальных сосудов, снижение его уровня в крови вызывает эффект расслабления и избыточной пульсации сосудов [2, 6, 15, 19].

Другая точка зрения заключается в том, что мигрень является болезнью тромбоцитов, так как весь находящийся в крови серотонин содержится именно в них. Высвобождающийся из тромбоцитов серотонин вызывает сужение крупных артерий, вен, расширяя в то же время мелкие сосуды мозга [9].

Ряд авторов [16, 17, 23, 29] отмечают, что тромбоциты крови по многим характеристикам подобны серотонинергическим нейронам. Идентичность морфоцитологических, биохимических и фармакологи- ческих свойств серотонинергических нейронов и тромбоцитов и представлена в таблице.

Показано [17, 21], что тромбоцитарный и нейрональный 5-НТТ-белок кодируется одним и тем же геном. Нарушения функционирования белка-перенос- чика 5-НТ могут быть результатом изменений его первичной структуры.

Таким образом, существует возможность использования тромбоцитов в качестве периферической модели 5-НТ-серотонинергического нейрона, а также синапса для изучения морфофункциональной организации пре- и постсинаптических структур этого синапса и, следовательно, состояния серотонинергической системы.

Целью данного исследования было уточнение некоторых вопросов, касающихся роли серотонина в патогенезе приступа мигрени. Исследовано количество серотонина в его главном депо — тромбоцитах периферической венозной крови в меж- и послеприступном периодах, во время приступа и его содержание в сыворотке крови на высоте приступа.

Материал и методы

Обследовали 63 больных мигренью в возрасте 18— 42 лет (в среднем 30,07±7,49 года) — 44 (69%) женщин и 19 (31%) мужчин. У 21 (33%) из них диагностирована мигрень с аурой, у 42 (67%) — без ауры.

Группу контроля составили 20 практически здоровых лиц (12 женщин и 8 мужчин) в возрасте 18—50 лет (средний 34,3±8,1 года).

У всех больных в межприступном периоде определяли связанный серотонин тромбоцитов: содержание его гранул в 100 тромбоцитах периферической крови, окрашенных серебрением гистохимическим методом Фонтана—Массона [5, 7]. У 33 пациентов (20 женщин, 13 мужчин) уровень гранулярного серотонина оценивали во время, а также через 24, 48 и 72 ч после мигренозного приступа.

Методика исследования. Утром натощак из пальца брали 1—2 капли крови на чистое предметное стекло, предварительно выдержанное в эксикаторе над парами 40% раствора формалина в течение 1—2 мин. Из свежей капли крови готовили мазок, который во влажном состоянии подвергали воздействию паров формалина, затем фиксировали, проводя над пламенем спиртовки 3—4 раза. Зафиксированный таким образом мазок окрашивали методом серебрения: выдерживали 50—60 мин в растворе нитрата серебра при +56—58°С, затем промывали дистиллированной водой и выдерживали 4—6 мин в 5% растворе тиосульфата натрия (5 г щелочного тиосульфата натрия растворяли в 100 мл дистиллированной воды). Окрашенный мазок высушивали на воздухе и при 900-кратном увеличении микроскопа просматривали 100 тромбоцитов, подсчитывая в них количество гранул серотонина.

У 19 больных (8 женщин и 11 мужчин) во время мигренозного приступа исследовали концентрацию растворенного серотонина сыворотки крови методом иммуноферментного твердофазного анализа с помощью тест-системы ELISA (Serotonin ELISA, IBL, Hamburg) [20, 24].

Результаты и обсуждение

В межприступном периоде в 100 тромбоцитах крови больных мигренью определялось высокое количество гранул серотонина (469,3±22,4). Их количе- ство в целом по группе больных достоверно не отли- чалось от показателя в группе (447,9±19,6).

На рис. 1 приведена микрофотография гранул серотонина в межприступном периоде у больной мигренью, где они определяются в большом количестве,

Рис. 1. Гранулы серотонина в тромбоцитах крови больной К. в межприступном периоде.

Здесь и на рис. 2—4: цифровая микрофотография, окраска по методу Фонтана—Массона, ув.1350.

52

ЖУРНАЛ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ, 3, 2007

 

 

БИОХИМИЯ МИГРЕНИ

 

Сравнение свойств тромбоцитов и серотонинергических нейронов [29]

 

 

 

 

 

 

Свойства

Тромбоциты

5-НТ-нейроны

 

 

 

 

 

Морфология и цитология

 

 

 

Мембраны

äà

äà

 

Митохондрии

äà

äà

 

Гранулы хранения

äà

äà

 

ßäðî

íåò

äà

 

Гликоген гранулы

äà

íåò

 

Биохимия

 

 

 

Синтез 5-НТ

íåò

äà

 

Метаболизм 5-НТ (моноаминоксидазы — МАО)

äà

äà

 

Активный транспорт

äà

äà

 

Места ССИ

äà

äà

 

5-НТ рецепторы

äà

äà

 

Хранение 5-НТ в гранулах

äà

äà

 

Выброс 5-НТ

äà

äà

 

Фармакология

 

 

 

Ингибирование 5-НТ активного транспорта:

 

 

 

уабаин и метаболические ингибиторы

äà

äà

 

трициклические антидепрессанты

äà

äà

 

Ингибирование ССИ:

 

 

 

5-ÍÒ

äà

äà

 

трициклические антидепрессанты

äà

äà

 

Ингибирование МАО:

 

 

 

паргилин, депренил (тип В)

äà

äà

 

клоргилин, гармалин Lilly 51641 (тип А)

íåò

íåò

 

Ингибирование 5-НТ хранения:

 

 

 

резертин

äà

äà

 

тетрабеназин

äà

äà

 

М-этилмалеимид

äà

äà

 

Выброс 5-НТ под действием:

 

 

 

деполяризации

íåò

äà

 

ионов калия, кальция

äà

äà

 

тромбина, тромбоцитактивирующего фактора

äà

íåò

 

5-НТ рецепторы:

 

 

 

пресинаптические, постсинаптические, регуляция

?

äà

 

5-ÍÒ1 (3Í-5-ÍÒ)

äà

äà

 

5-ÍÒ2 (3Н-спироперидол)

?

äà

 

аденилатциклаза

?

äà

 

изменение формы, агрегация

äà

?

 

 

 

на рис. 2 — фотография гранул серотонина в тромбо-

больных мигренью без ауры и мигренью с аурой. Един-

цитах здорового человека.

ственной особенностью являлось большее количест-

Нами не было выявлено достоверного различия

во конгломератов гранул серотонина в тромбоцитах

показателей гранулярного серотонина в тромбоцитах

крови больных мигренью с аурой (рис. 3).

ЖУРНАЛ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ, 3, 2007

53

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Рис. 5. Содержание серотонина в тромбоцитах крови боль-

ных мигренью во время и после приступа.

Рис. 2. Гранулы серотонина в тромбоцитах крови здоровой обследованной.

Рис. 3. Конгломераты гранул серотонина в тромбоцитах крови больной К. во время ауры.

Рис. 4. Гранулы серотонина в тромбоцитах крови больной К. во время приступа.

На высоте приступа мигрени содержание серотонина в тромбоцитах катастрофически (почти в 10 раз!) падало: количество серотонинсодержащих гранул составляло всего 47,7±7,4 (р<0,001). Микрофотография гранул серотонина больной К. во время приступа мигрени приведена на рис. 4.

Во время мигренозного приступа концентрация растворенного серотонина сыворотки крови, наобо-

рот, была повышена до 345,5±39,1 нг/мл при показателе у здоровых лиц 184,2±12,3 нг/мл (р<0,001). Это свидетельствует не то что о выходе, а буквально о выбросе гранулярного серотонина из тромбоцитов в плазму крови, о срочном экстрагировании его из крови в мочевыделительную систему, что и обусловливает патофизиологический механизм и клинический каскад мигренозного приступа (кортикальную депрессию Лео, тригеминально-вазомоторную реакцию, отек мозга, асептическое воспаление оболочек и др.). Избыточный серотонин выводится с мочой, что проявляется его дефицитом непосредственно в послеприступной фазе мигрени.

В течение первых суток после приступа мигрени содержание серотонина в тромбоцитах относительно быстро возрастало, достигая 386,8±17,5 гранул. Через 48 ч оно составляло уже 405,7±31,9 гранулы, через 72 ч

— 402±35,4 гранулы. Таким образом, в последующие за приступом 3 сут количество тромбоцитарного серотонина еще не выходило на уровень, зафиксированный до приступа.

Динамика содержания гранул серотонина в тромбоцитах крови представлена на рис. 5.

Полученные данные свидетельствуют о нарушении депонированного в тромбоцитах эндогенного серотонина во время приступа мигрени и выходе серотонина, связанного в тромбоцитах, в плазму крови, о чем свидетельствует низкое содержание гранул серотонина в тромбоцитах и увеличение его концентрации в сыворотке крови.

Таким образом, гистохимический метод определения связанного серотонина в тромбоцитах крови и количественное определение растворенного серотонина в сыворотке крови могут служить лабораторными методами мониторинга приступа мигрени. Их можно использовать для дифференциальной диагностики приступа мигрени и пароксизмов других цефалгий, при которых, по данным литературы [3], подобной динамики показателей серотонина не отме- чается. Перспективен также контроль эффективности купирования приступа мигрени агонистами серотониновых 5НТ1D- è 5ÍÒ-рецепторов (суматриптан, ризатриптан, наратриптан, золмитриптан и другие триптаны) и анализ терапевтической эффективности препаратов, действующих через 5НТ2Â/2Ñ-рецепторы эндотелия церебральных сосудов (β-адреноблокато- ры, амитриптилин, метисергид, тропоксин).

54

ЖУРНАЛ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ, 3, 2007

ЛИТЕРАТУРА

1.Амелин А.В., Скоромец А.А., Игнатов Ю.Д. Роль серотонина и серотониновых рецепторов в патогенезе мигрени и механизмах действия антимигренозных препаратов. Журн неврол и психиат 2000; 100: 7: 20—23.

2.Вальдман А.В., Игнатов Ю.Д. Центральные механизмы боли. Л: Наука 1976.

3.Вейн А.М., Колосова О.А., Яковлев Н.А., Каримов Т.К. Головная боль. М 1994; 14—55.

4.Вознесенская Т.Г. Вторая редакция Международной классификации головной боли (2003 г.). Неврол журн 2004; 9: 2: 52—58.

5.Лили Р. Патогистологическая техника и практическая гистохимия. Пер. с англ. М: Мир 1969.

6.Лиманский Ю.П. Физиология боли. Киев: Здоров’я 1986.

7.Саркисов Д.С., Перов Ю.Я. Микроскопическая техника: руководство для врачей и лаборантов. М: Медицина 1996.

8.Antony M., Hinterberger H., Lance J.W. Plasma serotonin in migraine and stress. Arch Neurol 1967; 16: 544.

9.Dimitriadou V. et al. Ultrastructural evidence for permeability and neuroinflammatory changes within the dura mater and tongue after trigeminal sensory fiber stimulation. Neurosci 1992; 48: 187.

10.Fozard J.R. Serotonin, migraine and platelets. Progeressive Pharmacol 1982; 414: 135—146.

11.Goadsby P.J., Lipton R.F., Ferrari M.D. Migraine-current understanding and treatment. N Engl J Med 2002; 346: 257—270.

12.Kimbal R.W., Friedman A.P., Vallegio E. Effect of serotonin in migraine patients. Neurology 1960; 10: 107.

13.Lance J.W., Antony M., Gonski A. Serotonin, the carotid body and cranial vessels in migraine. Arch Neurol 1967; 16: 553.

14.Lance J.W. Headacha. Ann Neurol 1981; 10: 1—10.

15.Lance J.W. Fifty years of migraine research. Aust NZJ Med 1988;

18:311—317.

16.Langer S.Z., Glazin A.M. Studies on the serotonin transporters in platelets. Experientia 1988; 44: 127—131.

17.Lesch K.P., Wolozin B.L., Murphy D.L. Primary structure of the human platelet serotonin uptake site Identify with the brain serotonin transporter. J Nerochem 1993; 60: 2319—2322.

БИОХИМИЯ МИГРЕНИ

18.Lipton R.B., Stewart W.F., Diamond S. Prevalence and burden of migraine in the United States: data from the American Migraine Study 11. Headache 2001; 646—657.

19.Martin G.R. Vascular receptors for 5-Hidroxitriptamine: Distribution, function, and classification. Fharmacol Ther 1994; 62: 283.

20.Mayeux R., Stern Y., Sano M. et al. The relationships of serotonin to depression in Parkinson’s disease. Movement Dis 1988; 3: 3: 237— 244.

21.Moret C., Briley M. Platelet 3H-Paroxetie binding to the serotonin transporter is insensitive to changes in central serotoninergic innervation in the rat. Psychiat Res 1991; 18: 447—456.

22.Moskowitz M.A. Neurobiology of vascular head pain. Ann Neurol 1984; 16: 157.

23.Muscettola G., Di Lauro A., Giannini C.P. Blood cells as biological trait markers in affective disorders. J Psychiat Res 1984; 18: 447— 456.

24.Olanow C.W., Ray L., Watts M., Williams C. An algorithm (decision tree) for the management of Parkinson, s disease (2001): treatment guidelines. Neurology 2001; 56: 11: Suppl 5: 1—88.

25.Olesen J. Cerebral blood flow in migraine with aura. Pathol Biol 1992; 40: 4: 318—324.

26.Ostfeld A.M., Wolff H.G. Studies on headache: arterenol (norepinephrine) and vascular headache of the migraine type. Arch Neurol Psychiat 1955; 74: 131.

27.Rapport M., Green A., Page J. Serum vasoconstrictor (Serotonin). J Biol Chem 1949; 176: 1243—1251.

28.Sicuteri F., Testi A., Anselmi B. Biochemical investigations in headache. Headache 1977; 17: 129—131.

29.Stahl S.M. Platelets as pharmacological models for the receptors and biochemistry of monoaminergic neurons the platelets. Physiology and Pharmacology. Eds. G.L. Longenesker. Academic Press INC 1985; 308—334.

30.World Health Organization, 2001. World Health Report. www.who.int/ whr/index.htm.

ЖУРНАЛ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ, 3, 2007

55

Соседние файлы в папке 2007