Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
20
Добавлен:
15.09.2017
Размер:
100.47 Кб
Скачать

Опыт терапии фармакорезистентных форм эпилепсии в амбулаторных условиях

Е.А. КУРИННАЯ, М.А. БАРАБАНОВА

The experience in the treatment of pharmacoresistent epilepsy in out-patient clinic

E.A. KURINNAYA, M.A. BARABANOVA

Краевой противосудорожный кабинет Краснодарской клинической больницы ¹1, кафедра неврологии и нейрохирургии Кубанского медицинского университета, Краснодар

Несмотря на достижения в изучении патогенеза, диагностики и лечения эпилепсии, создание новых антиэпилептических средств и разработку международных стандартов лечения, эпилептические приступы у существенной части больных (30—40%) остаются резистентными к терапии.

Целью настоящей работы была оценка эффективности антиэпилептической терапии у пациентов с фармакорезистентными формами симптоматической эпилепсии с применением топирамата.

Под наблюдением находились 69 больных с симптоматической фармакорезистентной эпилепсией в возрасте 19— 67 лет (в среднем 32,7 года) и сроком наблюдения от 4 до 16 мес. Эпилептические синдромы были представлены простыми, сложными парциальными, вторично генерализованными, а также первично генерализованными приступами. Генерализованные формы болезни были диагностированы у 26 (37,6%) больных, фокальные — у 43 (62,3%). Локализация эпилептического очага фокальной эпилепсии (62,3 слу- чаев) распределялась следующим образом: теменнодолевая

— 14,5%, лобная — 18,8%, височная — 18,8%, недифференцированная — 10,2%.

Наиболее частыми причинами развития эпилепсии явились нейроинфекции (21,7% случаев), тяжелые черепномозговые травмы (18,8%), объемные образования головного мозга (18,8%), острые нарушения мозгового кровообращения (10,1%). В остальных наблюдениях фигурировали такие причины, как перинатальная энцефалопатия (8,7%), корковые дисплазии (4,3%) и более редкими были туберозный склероз, мезиотемпоральный склероз и синдром Стэрд- жа—Вебера (1,5—3%).

Комплексное обследование каждого пациента включа- ло исследование соматического и неврологического статуса, оценку состояния глазного дна, клиническое и биохимическое исследование крови, краниографию, запись ЭЭГ в межприступном периоде, компьютерную рентгеновскую и магнитно-резонансную томографию. Все эти данные заносились в специально разработанную статистическую карту учета больных эпилепсией.

На момент обращения в краевой противосудорожный кабинет все пациенты принимали различные антиэпилептические препараты (АЭП) в режиме как моно-, так и политерапии (сочетание вальпроевой кислоты, карбамазепина, барбитуратов, фенитоина). Вследствие неэффективности использовавшихся АЭП была проведена коррекция терапии с включением в схему лечения топирамата. Терапия топираматом начиналась с дозы 25 мг/сут в вечернее время, повышалась на 25 мг еженедельно до достижения клиниче- ского улучшения и составила 125—275 мг/сут.

© Е.А. Куринная, М.А. Барабанова, 2007

Zh Nevrol Psikhiatr Im SS Korsakova 2007;107:4:67

Эффективность лечения после коррекции антиэпилептиче- ской терапии топираматом

 

Снижение частоты

Форма эпилепсии

припадков, %

 

 

 

монотерапия

политерапия

 

 

 

Генерализованная

65

51,5

Лобная

84

88

Теменнодолевая

35

32

Височная

40

46

Недифференцированная

íåò

38,7

Всего

56

51,9

 

 

 

Из общего числа больных 28 (40,6%) (11 — с генерализованной эпилепсией, 17 — с фокальной) были переведены на монотерапию топираматом. У 41 (59,4%) пациента потребовалось назначение топирамата в комбинации с перечисленными выше базовыми АЭП (топирамат в сочетании с вальпроевой кислотой применили у 30 больных, с барбитуратами — у 7 и с карбамазепином — у 4).

Эффективность терапии при разных формах эпилепсии представлена в таблице.

Из таблицы видно, что более высокие показатели эффективности терапии топираматом как в моно-, так и в политерапии достигнуты при генерализованных и фокальных лобных приступах (снижение частоты припадков соответственно на 51,5—88%) и менее всего влияние терапии было отмечено при теменнодолевой локализации очага (32— 35%). Необходимо отметить, что во всех этих случаях имелась корковая дисплазия).

Таким образом, включение топирамата при его применении в качестве монотерапии позволило снизить число припадков по группе больных в целом на 56%, а при политерапии на 51,9%. При этом не было выявлено преимуществ какого-либо базисного антиэпилептического препарата, примененного в сочетании с топираматом. Ни в одном слу- чае не отмечено возрастания частоты приступов, а также их аггравации.

Побочные явления в виде парестезий наблюдались у 7 (10%) пациентов, всегда были дозозависимыми и регрессировали при снижении дозировки топирамата.

Изложенный в настоящей статье опыт терапии топираматом позволяет рекомендовать этот препарат в качестве эффективного антиэпилептического средства для лечения труднокурабельных генерализованных и фокальных форм эпилепсии.

ЖУРНАЛ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ, 4, 2007

67

Соседние файлы в папке 2007