Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
kandybka_otv.docx
Скачиваний:
181
Добавлен:
31.01.2017
Размер:
501.8 Кб
Скачать
  1. Наследственные отношения в мчп: коллизионно-правовое и материально-правовое регулирование.

В самом общем виде наследственное право представляет собой совокупность гражданско-правовых норм, регламентирующих отношения по переходу прав и обязанностей умершего лица к другим лицам. С практических позиций наследственное право представляет собой объективно существующий механизм, включающий целый комплекс прав и обязанностей участников отношений (в том числе и иностранных граждан), связанных с наследованием.

В процессе наследования наследодатели и их наследники вовлекаются в различные правоотношения. Конечный перечень этих отношений определяется национальными правовыми системами, но, в целом, классифицируется следующим образом:

правоотношения, связанные с приобретением наследственных прав;

правоотношения по осуществлению наследственных прав;

правоотношения, обусловленные процессом управления имуществом, подлежащим наследованию.

Коллизии законодательств в сфере наследственного права возникают тогда, когда отдельные вопросы наследования получают неодинаковое закрепление в праве различных стран. Так, например, коллизии возникают в процессе наследования по закону. Речь идет о ситуации, порожденной определением круга законных наследников и порядка их призвания к наследству.

Иная серия коллизионных вопросов обусловлена осуществлением наследования по завещанию (речь идет о вопросах завещательной дееспособности и неадекватной регламентации признания завещания, действительным по форме и по содержанию). К третьей группе относятся коллизионные ситуации, обязанные своим появлением различиям, которые существуют в сфере внутригосударственного правового регулирования наследования движимого и недвижимого имущества. Здесь же обращают на себя внимание и коллизионные явления, возникающие в момент перехода наследственного имущества по праву представления и по праву наследственной трансмиссии.

Наследование по закону представляет собой наследование без завещания.Процедура определения надлежащего правопорядка зачастую осложнена тем, что имущество наследодателя (в частности, недвижимое) может находиться и вне пределов того или иного государства. Каждая страна по-разному устанавливает объем прав на это имущество, порядок их осуществления и формы их защиты

Естественно, государства заинтересованы в единой коллизионной привязке, которая определила бы применимое право для регулирования всей совокупности отношений по наследованию, как движимого, так и недвижимого имущества.

Выбор основан либо на принципе гражданства наследодателя, либо на принципе домицилия наследодателя.

Одни страны рассматривают в качестве коллизионного критерия закон последнего места жительства наследодателя. Характерно в этом отношении законодательство Перу. Как следует из Книги ? «Международное частное право» Гражданского кодекса Перу 1984 г., место нахождения имуществ не имеет значения для целей наследования, а процесс наследственного правопреемства будет осуществляться согласно закону той страны, на территории которой наследодатель имел последнее место жительства.

Закон о международном частном праве Швейцарии используя данную коллизионную привязку закрепляет, что к наследованию после лица, имеющее последнее место жительства в Швейцарии, будет применяться швейцарское право, а к наследственным отношениям лица, последний домициль которого находится в иностранном государстве, должно применяться право, к которому отсылают коллизионные нормы страны его последнего места жительства (ст.90, 91).

Иные государства в качестве универсального коллизионного принципа обращаются к закону гражданства наследодателя. Эта формула применяется вне зависимости от характера имущества и от того, в какой стране оно находится. Статья 16 ГК Алжира подчиняет наследование, содержание и форму завещания или иного распоряжения закону гражданства наследодателя, действующему на момент смерти. Эта норма берет свое начало в мусульманской традиции, согласно которой наследование включается в категорию личного статуса и в силу этого подчиняется закону гражданства. В шариате положение лица, включая его личные и имущественные отношения, определяются законом сообщества, к которому оно принадлежит.

Эти проблемы заставляют законодателей разных стран создавать иные коллизионные конструкции, призванные установить право, подлежащее применению в ситуации, когда статус наследодателя как гражданина требует дополнительного обоснования. Так, согласно законодательству Японии (Закон, касающийся применения законов 1898 г., в редакции 1989 г.), если лицо обладает гражданством более чем одной страны либо не обладает гражданством вообще, то действует правопорядок того государства, где это лицо имеет обычное место проживания. Если такой страны не существует, применяется право государства, с которым данное лицо наиболее тесно связано.

Перечень предполагаемых наследников по за-кону и очередность их призвания к наследованию отнюдь не идентичны в законодательстве разных стран.

Для Великобритании и Франции характерно, что отношения по наследованию подчиняются закону места последнего проживания наследодателя. При этом классификация наследников осуществляется посредством разделения всех кровных род-ственников на определенные разряды (очереди) в зависимости от близости этих индивидуумов к наследодателю.

Во Франции правом наследования первого разряда обладают дети, внуки и так называемые нисходящие наследодателя. Внебрачные дети призы-ваются к наследованию вместе с законными детьми. Второй разряд представлен родителями наследодателя, его братьями и сестрами и их нисходящими родственниками. Третий разряд оп-ределяется просто: все иные, кроме родителей. Четвертый, последний разряд образуют так называемые боковые родственники, вплоть до шестой степени родства (двоюродные братья, сестры и пр.)

В Великобритании состав наследующих нисходящих родственников немногим отличается от предусмотренного французским законодательством. Однако наследником первой очереди считается переживший супруг. Он всегда обладает правом на наследство, и указанные нисходящие родственники призываются к наследованию только в его отсут-ствие.

Институт пережившего супруга известен и во Франции. Но его права на наследование менее значительны. Как свидетельствует анализ соответствующего законодательства, переживший супруг, хотя и не включен формально ни в один из разрядов, он все же может быть допущен к наследованию, если ему удастся отстранить от наследования всех наследников четвер-той очереди.

Нормативные акты, принятые в иных государствах, в частности, в Швейцарии, предлагают для определения очередности претендентов на наследство исполь-зовать систему так называемых «парантелл» (от рагепа - родители). «Парантелла» представляет собой своеобразную форму очереди на наследование. Первая такая «парантелла» включает детей, внуков, словом, нисходящих наследодателя. Прадеды и их нисходящие наследуют не в третью очередь, как во Франции, а в четвертую (они составляют четвертую тарантеллу).

Наследование по завещанию. Завещание представляет собой изъявление воли наследодателя, которое облечено в предписанную законом форму и направлено на определение юридической судьбы его имущества после смерти. Завещание является особым видом односторонней сделки. Поэтому возможно появление иного коллизионного принципа: закона места совершения акта оформления документа.

Законодательства государств придает большое значение самой форме завещания и его содержанию. Это продиктовано необходимостью обеспечить соответствие между выраженным в завещании предварительным волеизъявлением и последней волей наследодателя (если она существует). Форма за-вещания, конечно, могла бы устанавливаться в соответствии с нормами того закона, который регламентирует наследственные правоотношения в целом. Однако, в условиях разрешения меж-дународно-правовых вопросов наследования применение именно этого закона не всегда возможно. Выбор права, подлежащего при-менению, определяется, исходя из уже приведенного кол-лизионного принципа: закона места совершения акта.

С 1 сентября 1986 г. вступил в силу Закон ФРГ «О международном частном праве», который по существу положил конец этим спорам. Теперь при определении права, применяемого в процессе наследования по завещанию, следует руководствоваться законом гражданства наследователя.

Законодательство Швейцарии исходит из того, что к наследованию должно применяться право того государства, где лицо обрело последнее место жительства. Таким образом, если иностранец, проживающий на территории Швейцарии, намерен составить завещание, то оно должно быть выполнено в соответствии с требованиями швейцарского законодательства (ч. 2 ст. 505 швейцарского Гражданского кодекса). Само завещание в Швейцарии составляется в виде публичного акта в присутствии нотариуса, подтверждающего соответствие завещания закону, и двух свидетелей.

Природа завещательного распоряжения допускает и непосредственное волеизъявление лица по поводу выбора права. Во всяком случае, нельзя исключить ситуации, когда наследодатель может указать на необходимость применения того правопорядка, в котором он усматривает некие преимущества в силу происхождения, гражданства, этнических и культурных мотивов. Многие государства предусматривают множество вариантов выбора права, подлежащего применению к форме завещания.

Весьма характерен японский Закон о праве, применимом к форме завещания. В частности сит. 2 устанавливает: «Форма завещательного распоряжения будет считаться действительной, если она соответствует: 1) праву места совершения акта; 2) праву того государства, гражданином которого был завещатель в момент составления завещания или смерти; 3) закону страны, в которой наследодатель проживал в момент составления завещания или смерти; 4) праву страны, в которой наследодатель имел постоянное место жительства в момент составления завещания или смерти; 5) в отношении недвижимости – закону страны, на территории которой находится недвижимое имущество.

При рассмотрении различных форм завещания целесообразно рассмотреть опыт Великобритании и Франции.

Если лицо обладает постоянным местом жительства в Великобритании, то завещательный акт должен быть составлен им собственноручно и в письменной форме.

Завещатель сам скрепляет данный документ своей подписью в присутствии не менее чем двух свидетелей. Завещание в Великобритании может быть подписано за за-вещателя и другим лицом (но в присутствии завещателя).

Французское законодательство, напротив, допускает не одну, а, по меньшей мере, три формы завещания: собственноручное завещание, завещание в форме публичного акта и тайное завещание. Приглашенные свидетели, по существу, выполняют лишь функции лиц, сопровождающих нотариуса, удостоверяю-щего завещание. Весьма интересный подход к форме завещания демонстрирует законодательство Канады. Согласно данному нормативному акту, завещание только тогда обладает должной юридической силой, когда оно составлено в письменной форме (ст. 4). Закон позволяет также оформить завещание и лицу, еще не достигшему совершеннолетия. Основанием для составления такого завещания является акт поступления завещателя на действительную военную службу, вступление в брак или намерение вступить в брак (в последнем случае в завещания не-обходимо указать имя лица, с которым завещатель намеревается вступить в брак) (ст. 6-8).

Наиболее распространенная причина возникновения подобных коллизий коренится в наличии различных подходов к применению права при наследовании двух видов имущества: движимого и, соответственно, недвижимого. Так в английском праве наследование недвижимости как по закону, так и по завещанию подчиняется формуле, установленной Законом «О собственности» 1925 г. Как гласит закон, наследование недвижимого имущества, а оно включает в себя землю, материальные вещи, неразрывно связанные с землей и составляющие единое целое, производится по праву того государства, на территории которого это имущество находится. В случае если предметом наследования выступает движимое имущество, то выбор права осуществляется уже по закону места последнего проживания лица, оставившего такое имущество.

Во Франции правовая доктрина не разграничивает наследование имущества по закону и по завещанию. Еще с XVI в. в этой стране любое наследование недвижимости подчинялось закону места ее нахождения. Иными словами, недвижимость, даже находящаяся во владении иностранцев, подпадает под французскую юрисдикцию. В отношении же движимости, французская практика придерживается правила, что такое наследство должно распределяться, исходя из личного закона наследодателя. Наследуемое имущество переходит непосредственно к наследникам. Однако его владельцами могут стать только те, кто обладает так называемой «сезиной». Все остальные считаются лишь введенными во владение. Сам термин «сезина» (saisine) означает разрешение вести себя в качестве владельца наследства и немедленно вступить во владение наследуемым имуществом, управлять им и извлекать из него доходы.

Не свободна от коллизий и ситуация с завещательным отказом. Вообще, завещательный отказ - это явление, когда завещатель, возлагает на наследника исполнение некого обязательства в пользу одного или нескольких лиц. Последние именуются отказополучателями (в зарубежном законодательстве их называют «легатариями»), и они наделяются соответствующим правом требовать исполнения этого обязательства с наследника.

Реализация завещательного отказа, безусловно, не может не подчиняться праву, которое регламентирует отношения по наследованию. Вместе с тем, материальное право разных стран предоставляет участникам названных правоотношений различные права и обязанности.

В заключение нельзя обойти вниманием коллизионные явления, возникающие в рамках двух институтов, тесно связанных с правом наследования: института наследственной трансмиссии и института недостойного наследника.

Суть наследственной трансмиссии заключается в том, что если наследник, неожиданно умрет, то право наследования может перейти к его собственным наследникам. Таким образом открывается новое наследство. Новый наследник автоматически становится преемником умершего, и регламентацию открытия нового наследства будет осуществлять уже та правовая система, которой подчинен вторичный наследодатель.

И, наконец, решение вопроса о том, является ли то или иное лицо недостойным к наследованию, подчиняется нормам той правовой системы, которая контролирует правоотношения по наследованию в целом. Устранение от наследования не имеет ничего общего с ограничением правоспособности или дееспособности гражданина. Оно устанавливается нормой материального наследственного права и дает отрицательную квалификацию правопреемнику умершего.

Одним из государств, использующих в своем законодательстве данный институт, является Иран. Объявление лица недостойным наследником осуществляется в рамках регламентации наследования по закону (варасат). Права наследования лишены иноверцы и лица, совершившие умышленное убийство наследодателя (помимо случаев необходимой самообороны). Не могут наследовать также супруги, если один из них обвинил другого на суде в супружеской измене. Лишены права на на-следование и незаконнорожденные дети. Препятствием к наследованию считается также наличие других законных наследников более близкой степени родства.

Наследование государством

Во Франции имущество иностранного гражданина переходит к государству на основании принципа публичного порядка, суть которого воспрепятствовать завладению такого имущества иностранным государством. Ст. 773 алжирского ГК содержит прямое правило о режиме выморочного имущества – оно принадлежит государству. Таким образом, алжирское государство приобретает имущество не в порядке наследования, а в силу предписаний, действующих в Алжире как территориальный закон. Этот же порядок закрепления выморочного имущества за государством действует в Австрии, США и получил название «право оккупации».

В других государствах, придерживающихся романско-германской правовой системы, выморочное имущество переходит к ним как к наследникам данного имущества.

Международные договоры как средство регулирования наследственных отношений

Конвенция о коллизии законов, касающихся формы завещательных распоряжений 1961 г. и Конвенция о праве, подлежащем применению к наследованию недвижимого имущества 1989 г.

Для установления компетентного правопорядка приведенные конвенции предлагают в зависимости от сложившейся ситуации использовать:

законодательство той страны, гражданством которой лицо обладало до своей смерти или к моменту составления завещания;

законодательство того государства, где лицо обычно или постоянно проживало до времени своей кончины или в то время, когда оно сделало завещательное распоряжение;

законодательство того государства, где постоянно находилось недвижимое имущество, выступающее предметом наследования.

Физическим лицам, подпадающим в той или иной форме под действие конвенций, предоставляется возможность осуществить выбор и иного права для регламентации правоотношений в сфере наследования недвижимого имущества и формирования завещательных распоряжений. Гаагская конвенция 1961 г. констатирует право лица на обладание таким выбором, в то время как, Гаагская конвенция 1989 г. уже требует юридического оформления подобного выбора посредством составления соответствующего заявления. Форма заявления, его содержание и иные требования определяются по законам той страны, где оно составляется (ст. 3 Конвенции 1961 г. и ст. 3-5 Конвенции 1989 г.).

Данные конвенции разрешают и применение права той страны, с которой у лица имеется наиболее тесная связь (ст. 1 Конвенции 1961 г., ст. 5 Конвенции 1989г.). Гаагская конвенция 1989 г, устанавливает, что применение законов государства, с которым лицо - участник правоотношений по конвенции, поддерживает реальную связь, возможно лишь тогда, когда право этого государства не предусматривает, какими именно нормативными актами следует руководствоваться.

По Гаагской конвенции 1989 г. недопустимо возникновение наследственных притязаний друг к другу у лиц, находящихся под юрисдикцией различных государств, если неясна очередность, с которой осуществляется призыв к наследованию (ст. 13). Данная статья позволяет избежать возникновения проблем с наследованием имущества, если в правопорядке того или иного государства не содержится норм об официальном признании факта смерти лица. Примечательна и другая особенность этой Конвенции. Она провозглашает очевидную взаимосвязь между правом государства, которому лицо желает подчинить режим наследования своего недвижимого имущества, и объемом этого имущества.

Вашингтонская конвенция о единообразном за-коне о форме международного завещания 1973 г. регламентирует применение так называемого единообразного закона о форме международного завещания. В ней содержатся две группы требований.

Во-первых, договаривающиеся государства обязаны внести в свое законодательство правила составления международного завещания. Принимая к действию нормативные акты о международном завещании, государство может использо-вать в них либо текст единообразного закона о форме междуна-родного завещания в соответствии с Приложением I к Конвенции, либо его перевод на официальный язык данной страны. Ва-шингтонская конвенция допускает внесение исправлений в нормотворческие документы государства-участника, чтобы обеспечить вступление в силу Приложения к Конвенции.

Во-вторых, договаривающиеся государства обязаны создать институт уполномоченных лиц для оформления международных документов наследования движимого и недвижимого имущества.

Право наследования недвижимого имущества определяется по законам государства - места его нахождения. Такой порядок установлен Конвенцией СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 2002 г.