Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Voprosy_k_zachetu_po_kulturologii_4_s_otvetami.docx
Скачиваний:
41
Добавлен:
29.03.2016
Размер:
227.07 Кб
Скачать

39. Основные этапы развития техники и их социокультурные последствия.

Для первого этапа развития техники характерна случайность (как писал Х. Ортега-и-Гассет, это «техника случая»): орудия труда специально не изобретались, находки были непреднамеренными. Так, например, осколок яичной скорлупы мог заменить ладони для утоления жажды; камень, привязанный к палке, мог увеличить силу удара и т.п. Подражая этим случайным «рационализациям», человек создавал орудия труда теперь уже преднамеренно. Людвиг Нуаре в этом процессе выделяет три обстоятельства. Во-первых, примитивный инструмент служил для дополнения физиологической деятельности. Во-вторых, инструменты создавались методом проб и ошибок: скорее, они находили человека, чем наоборот. В-третьих, в силу простоты и скудости первобытная техника была массово доступна: все могли разводить огонь, мастерить луки и стрелы и т.д. Техника не выделяется из всевозможных занятий. Естественное разделение технического труда существовало разве только по признаку возрастных и половых различий. Человек, пишет Х. Ортега-и-Гассет, «...еще не ощущает себя как Homo faber», техника для него – часть природы.

Второй этап развития техники характеризуется некоторым ее усложнением. Для производства орудий труда теперь требуются достаточно большие навыки, в связи с чем происходит выделение из общей популяции мастеров – знатоков «тайн» изготовления орудий. Возникает социальная прослойка в обществе, по Марксу – движущие силы технического прогресса. При этом сам технический прогресс был основан не на науке, не на теоретических расчетах, а на умении, часто передаваемом по наследству (от отца к сыну) эмпирическим путем, методом проб и ошибок. Двигателем технического прогресса были гениальные умельцы типа Архимеда, идеальным образом сочетавшие технические дарования с практическими. Этот этап развития техники заканчивается с наступлением Нового времени и соответственно с началом так называемой эры машинной техники. Это время вошло в историю как эпоха Возрождения (Ренессанс).

Характерной чертой Ренессанса стала реабилитация роли опытного знания, символом которого стало творчество великого Леонардо да Винчи (1452–1519). Его изречение «Наука – капитан, а практика – солдаты» стало своеобразным лозунгом новой эпохи. В те времена церковь все еще властвовал над душами и умами людей, и ученому приходилось защищаться. В частности, свои труды Леонардо писал как бы в обратном порядке, в зеркальном отражении, чтобы кроме него их никто не мог прочитать. Внедрение в практику его идей было затруднено. Гонениям со стороны церкви подвергся и Галилео Галилей (см. также разд. 2.2). Его лабораторию сравняли с землей, учение запретили, а сам он умер в нищете. Галилей подвел в основание науки математическое начало, ввел мыслительный эксперимент на основе рациональной индукции, заложил фундамент науки о природе. Он стал основоположником научного естествознания, основал принцип новоевропейского мышления, способствовал забвению принципа антропоцентризма. Его труды «О движении», «Беседы и математические доказательства» долгое время служили методологией науки. С философской точки зрения опытное познание и вся практическая деятельность человека были реабилитированы одним из основоположников философии Нового времени Френсисом Бэконом (см. также разд. 2.2). Этому он посвятил свой главный труд «Новый Органон» (1620).

Бэкон расчленил процесс познания на ряд составляющих: объект познания; задача познания; цель познания; метод познания. Главным и кратчайшим путем к познанию он объявил индукцию. Задачей науки, согласно Бэкону, является опыт, его изучение на основе апелляции к возможностям дедуктивного метода, однако уже после того, как первые, исходные аксиомы выведены из опыта посредством индукции. Бэкон настоятельно требовал, чтобы теория и практика соединялись более прочными узами. Он считал, что три великих открытия, которые не были известны древним, а именно искусство книгопечатанияприменение пороха и мореходная игла (т.е. компас), изменили облик и состояние всего мира. Они способствовали делу просвещения, военному делу и мореплаванию. Основополагающая идея в учении Бэкона состоит в том, что наука должна дать человеку власть над природой, увеличить его могущество и улучшить жизнь. Причиной заблуждений разума философ считал ложные идеи, которые он называл «призраками» или «идолами». Он выделял четыре вида таких призраков:

1) призраки рода – это искаженные отражения всех вещей, бытующие в силу того что человек примешивает к их природе свою собственную;

2) призраки пещеры – они вытекают из индивидуальных особенностей субъекта познания;

3) призраки рынка – это заблуждения, вытекающие из неверного использования слов;

4) призраки театра – ложные учения, завлекающие человека подобно пышным театральным представлениям.

40. Западноевропейский XIX в. как социокультурное явление. Индустриализация и технизация культуры.

Второй период новой истории (конец XIX - начало XX в.) характеризуется глубокими экономическими, социально-политическими изменениями и культурными изменениями. Менее чем за 50 лет население мира возросло с 1,3 до 1,7 млрд. человек. Мировое производство, сконцентрированное в основном в Европе и США, увеличилось более чем втрое.

Буржуазно-демократические революции, войны и реформы предшествовавшего периода обеспечили возникновение в Европе в конце XIX в. новых крупных государств, укрепление власти буржуазии, расцвет капиталистической конкуренции. Объем мировой торговли возрос почти в 3 раза.

В ходе такого стремительного развития промышленности, транспорта и торговли завершился промышленный переворот: в Германии в 70-х годах, в Австро-Венгрии, России и Италии - в 90-х годах ХIХ в.  (в Англии, США и Франции он произошел раньше). Это означало резкое преобразование всех общественных отношений.

С ростом богатства капиталистических стран увеличивались доходы на душу населения: так  с 1860 по 1913 г. в Западной Европе - в 2 раза, в США - в 2 с лишним раза, даже в Латинской Америке - на 60%.

Растущий спрос на многие виды сырья, а также поиски новых рынков сбыта массовой продукции легкой промышленности, неудержимая погоня буржуазии за прибылями ускорили захват крупными державами чужих территорий, особенно в Азии и Африке. В результате с 70-х годов до конца века площадь колоний капиталистических стран (не считая Австро-Венгрию и Россию) увеличилась с 25,7 до 41 млн. кв. м., а население - более чем вдвое, достигнув 475 млн. человек, что составляло почти треть всего человечества. Значительно расширили свои колонии Франция, Голландия, Португалия и Англия; на путь захвата колоний стали Германия, США, Бельгия. Кроме того, почти все государства Азии и Африки, а также Латинской Америки, не сумевшие дать им отпор, попадали под их контроль, превращались в зависимые страны. В Африку и Азию широким потоком двинулись коммерсанты, плантаторы, военные, дипломаты и чиновники, банкиры. Это способствовало как дальнейшему формированию мировой культуры, так и вносило изменения в национальные культуры стран мира. Целые народы были искусственно разобщены. К концу XIX в. в основном был завершен начатый еще в XV в. раздел мира между европейскими державами. Увеличились иммиграционные потоки. Так, за 1870-1900 гг. в США переселилось 14 млн. человек. К 1900 г. белые рабочие, родившиеся в США, не составляли и половины рабочих страны. К концу XIX в. в США насчитывалось уже 4 тыс. миллионеров. Население США за 1900-1914 гг. выросло с 84,7 млн. до 98,6 млн. человек. Этот самый высокий в мире прирост населения в значительной степени был обусловлен продолжавшейся иммиграцией из стран Восточной и Южной Европы. За 1900-1914 гг. иммиграция дала 13,5 млн. человек, большинство из них осела в городах. К 1910 г. процент городского населения в США вырос до 43. Возникли негритянские гетто, итальянские, польские, китайские кварталы. Выход за пределы европейских традиций совершенно по - другому высветили проблемы культуры иммигрантов (социальную, религиозную, этническую и др.). Появилась концепция англосаксонского превосходства Кидда, социал-дарвинизм Г. Спенсера, учение Мальтуса, культ милитаризма. Они стали все больше говорить о “предопределении судьбы”, “божественной миссии США”, теории американской исключительности и культ силы.

Индустриализация (от лат. Industria[2]) — процесс ускоренного социально-экономического перехода от традиционного этапа развития к индустриальному, с преобладанием промышленного производства в экономике. Этот процесс связан с развитием новых технологий, особенно в таких отраслях, как энергетика и металлургия. В ходе индустриализации общество также претерпевает некоторые изменения, меняется его мировосприятие. Позитивное отношение к труду в сочетании со стремлением как можно быстрее использовать новые технологии и научные открытия также дают вклад в ускоренный рост производства и доходов населения. В результате образуется все более широкий, в конечном счете, мировой рынок продукции и услуг всех видов, что в свою очередь стимулирует инвестиции и дальнейший экономический рост.

Сроки и темпы индустриализации в разных странах могут быть неодинаковыми. Первой страной, где произошла промышленная революция, стала Великобритания (в середине XIX в.)[3]. Франция стала индустриальной в начале 20-х годов XX в. В Российской империи индустриализация началась с конца XIX — до начала XX в. К концу ХХ века одним из наиболее экономически успешных регионов стала Восточная Азия, в особенности Гонконг[4].

В СССР осуществление индустриализации в 1930-е годы подразумевало ликвидацию отсталости экономики страны по сравнению с развитыми странами за сравнительно короткий временной период за счёт крайнего напряжения материальных и людских ресурсов, а также создание милитаризованной экономики, с преобладанием отраслей тяжелой промышленности

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]