Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
22
Добавлен:
29.03.2016
Размер:
108.03 Кб
Скачать
  1. Политическая доктрина Ивана Грозного

Противоположная тенденция в политической идеологии была наиболее полно сформулирована царем Иваном IV. В отличие от М. Грека, 3. Отенского, И. Пересветова, связывавших действия царя «заповедями и законами», Иван Грозный не признает никаких ограничений своей власти.

Впервые в истории политической мысли России раскрывается содержание абсолютной власти монарха через выявление харак­терных признаков "православного христианского самодержавия":

- самодержавная власть — это власть единоличная, незави­симая ни от бояр, ни от духовенства. Наличие множества разных властей в государстве, по его мнению, приводит к упадку и ги­бели государства, как это было в период феодальной междоусо­бицы. Самодержец-правитель наделен всей полнотой власти, позволяющей ему вмешиваться во все стороны жизни своих подданных, включая вельмож, духовных феодалов, монастырей;

- власть самодержца священна, дана ему Богом. Божествен­ное происхождение царской власти позволяло быть правителю безответственным перед обществом, независимым ни от какого класса или сословия. Выступление против самодержавной вла­сти является смертным грехом;

- самодержавная власть — это власть династическая, переда­ваемая из поколения в поколение в течение многих веков в рамках одной династии правителей. Иван IV начинает отсчет россий­ского самодержавного правления от князя Владимира к Влади­миру Мономаху, Александру Невскому, Дмитрию Донскому, Ивану III, Василию III,. Родоначальниками русской династиче­ской линии Грозный называл и Рюрика, и Октавиана Августа;

- православное самодержавие опирается на традиции пред­ков и действует в соответствии с ними. Тем самым легитим­ность самодержавия абсолютна, если оно следует традицион­ным ценностям7.

Иван IV впервые определяет власть как асимметричные от­ношения, отношения господства и подчинения. Так он описывает отношения между царем и его подданными. Поэтому государ­ство не является договором между правителем и подданными.

Однако Иван IV предполагал, что царь не может править про­извольно, деспотически. Поскольку царь посажен на правление Богом, следовательно, он должен править в соответствии с хри­стианскими заповедями. Следовательно, самодержавная власть может быть ограничена только Богом, его установлениями, но никем из людей. Однако на практике Иван IV правил тирани­чески. В своем правлении царь опирается на террор, на страх подданных и собственную рассудительность.

Государство, по Ивану IV, это аппарат насилия в отношении "злодеев". С Ивана IV в общерусском праве преступление стало трактоваться как общественно опасное деяние, направленное против царя и государства. Для достижения правопорядка все средства хороши, вплоть до политического террора.

По мнению Ивана Грозного, многовековая династийность монархической власти является признаком величия государства. Предлагая Юхану III доказать, что его королевство настоящее, русский царь просил шведского короля прислать запись о его королевском роде, о котором тот писал, что ему четыреста лет, т.е. запись о том, кто и какой государь после кого сидел на престоле, с какими государями он был в братстве. "И мы по тому уразумѣемъ твоего государьства величество", — заключал царь свою просьбу.

В понимании Ивана Грозного православное христианское самодержавие являлось также властью, действующей в соответствии с традициями предков. "Начен от великого князя русского Рюрика и по се время держим Русское государство, — отмечал он в послании к польскому королю Сигизмунду II, — и, яко в зерцало смотря прародителей своих поведенья, о безделье писати и говорити не хотим".

Кроме того, Иван Грозный трактовал православное христианское самодержавие как власть, данную от Бога. Эту трактовку он выводил из Священного писания, провозглашавшего, что нет власти кроме как от Бога. В его теории царской власти идея божественного происхождения последней служила прежде всего для обоснования ее полной независимости от общества в целом и каких-либо общественных групп в частности.

Своих противников — бояр Иван IV устрашал, подвергал их душевным мучениям и жестоко уничтожал, проводя специаль­ную политику подрыва основ боярского сепаратизма — оприч­нину. Устранение боярской аристократии приводило к ее за­мещению в обществе и государственном управлении служилым сословием — дворянством.

Царь представлялся в сознании Ивана Грозного персоной, ответственной буквально за все помыслы и поступки своих подданных. "Аз убо верую, яко о всех согрешениях вольных и невольных суд прияти ми, яко рабу, — отмечал он и при этом уточнял:— и не токмо о своих, но и о подвластных мне дати ответ, аще моим несмотрением погрешат"8.

Опираясь на идею происхождения своей царской власти от Бога, Иван Грозный отвергал какую бы то ни было возможность установления договорных отношений между ним и его подданными. Он проводил предельно четкое различие между своим "православным христианским самодержавием" и монархией в других европейских странах. Так, в послании к польскому королю Стефану Баторию он заявлял: тебя избрали народы и сословия королевства Польского, да посадили тебя "устраивати их, а не владъти ими" (т.е. управлять ими, а не владеть ими). Они люди со своими вольностями, и ты присягаешь величию их земли. "А нам, — обращался Иван Грозный к существу своей царской власти, — всемогущая десница Божия дала государство, а от человькъ нихто же, и божиею десницею и милостию владьемъ своим государством сами, а не от человъкъ приемлем государство, развъе сынъ ото отца отеческое наследие по благословению приемлет самовластно и самодержавно, а своим людем креста не целуем".

В представлении Ивана Грозного отношения царя со своими подданными должны быть отношениями не равных людей, а господина и рабов. "Доселе русские владетели не истязуемы были ни от кого (т.е. не отчитывались ни перед кем), — выговаривал он Андрею Курбскому, — но волны были подовластныхъ своихъ жаловати и казнити, а не судилися с ними ни перед кѣмъ".

Все это не означает, что Иван Грозный был сторонником тирании, т.е. власти, действующей в отношении своих подданных совершенно произвольно. Его заявление о том, что он волен подвластных себе жаловать и казнить, выражало не одно его желание, но свойство, присущее сознанию всей властвующей элиты русского общества той эпохи. Фразу "волен, кого жалую, кого казню" употребил, например, в 1427 г. в своем договоре с великим князем Литовским Витовтом Тверской князь Борис Александрович.

Выражая желание властвовать, ни перед кем не отчитываясь, Иван Грозный имел в виду свободу царской власти от какого-либо контроля со стороны подданных, но при этом не подразумевал возможности для царя творить полный произвол. Он осуждал, например, кровавую расправу французского короля Карла IX над протестантами в ночь накануне дня св. Варфоломея (с 23 на 24 августа) в 1572 г., унесшую жизни более 2 тысяч человек. Царская власть в понимании Ивана Грозного — это власть ограниченная, но не людьми, а тем, кто ее дал, т.е. Богом.

Царь должен властвовать в соответствии с Божьими заповедями, считал Иван Грозный. Поэтому, настаивая на беспрекословном повиновении подданных своей царской воле, он допускал все же одно исключение. По его словам, дети не должны противиться родителям, а рабы господам ни в чем, кроме — веры! Иначе говоря, Иван Грозный полагал, что ради веры, ради соблюдения божьих заповедей подданные вполне могли противиться царю.

Послания Ивана Грозного Андрею Курбскому есть с его стороны в значительной мере акт покаяния перед всем русским обществом в собственных грехах, хотя здесь и содержатся многочисленные укоры в адрес различных лиц; боярина-изменника, других бояр, попа Сильвестра и т.д. Это заметил еще сам Андрей Курбский9.

В начале своего третьего послания Ивану Грозному он прямо назвал послания царя покаянием и выразил сожаление в том, что царь не следует в покаянии тем примерам, которые приводит из Священного писания. По словам Курбского, "воистинну достойно было бы радоватися", если бы это было истинное покаяние, как в Ветхом завете. Боярин-изменник полагал, правда, что царь кается только перед ним. "А еже исповедь твою ко мнѣ, яко ко единому презвитеру, исчитаеши по ряду, — пишет Андрей Курбский Ивану Грозному, — сего аз недостоин, яко простый человекъ, в военномъ чину сущъ, и краемъ уха послущати, а наипаче же многими и безщисленными грѣхи обтяхченъ".

Между тем полное название первого послания царя боярину-изменнику показывает, что оно предназначалось для значительно более широкого круга читателей. "Благочестиваго великого государя царя и великого князя Иоанна Васильевича всеа Русии послание во все его великия Росии государство на крестопреступниковъ, князя Андрея Михайловича Курбского с товарыщи, о ихъ измѣне". В одном из дошедших до нас списков данного послания вместо слов "во все его великия Росии государство" в названии его содержится словосочетание "во все городы".

Как бы то ни было, из содержания посланий Ивана Грозного вполне можно сделать вывод о том, что многие его идеи относительно существа и функций царской власти не были плодом холодных размышлений над фактами политической жизни Руси, но произошли из страстного желания царя оправдаться перед русским обществом в своих безнравственных поступках, в жестоких, по русским меркам, преступлениях.

Соседние файлы в папке 6семестр