
Функциональная диспепсия
Определение: Синдром функциональной диспепсии определяется как симптомокомплекс, относящийся к гастродуоденальной области, при отсутствии каких-либо органических, системных или метаболических заболеваний, которые могли бы объяснить эти проявления (Римские критерии IIΙ, 2006). Больные, имеющие один или более из следующих симптомов (чувство полноты после еды, быстрая насыщаемость, эпигастральная боль или жжение) определяются как больные диспепсией.
Согласительное совещание Международной рабочей группы по совершенствованию диагностических критериев функциональных заболеваний желудочно-кишечного тракта (Римские критерии IIΙ, 2006) дало подробное определение каждого из симптомов, входящих в данный синдром (табл. 1).
Таблица 1
Симптомы, входящие в синдром диспепсии, и их определение
Симптомы
|
Определение |
Эпигастральная боль
|
Эпигастрием считается область между пупком и нижним концом грудины, сбоку отграничивающаяся среднеключичными линиями. Боль определяется как субъективное неприятное ощущение, некоторые пациенты могут ощущать боль как повреждение тканей. Другие симптомы могут быть чрезвычайно беспокоящими, но не восприниматься пациентом как боль |
Жжение в эпигастральной области |
Жжение, воспринимаемое как неприятное субъективное ощущение жара, локализованное в эпигастрральной области |
Чувство полноты после еды |
Неприятное ощущение, подобное длительному ощущению нахождения пищи в желудке |
Раннее насыщение |
Ощущение быстрого наполнения желудка после начала еды, непропорционально объему съеденной пищи, в связи с чем невозможно съесть пищу до конца. Ранее использовался термин «ранняя насыщаемость satiety», но насыщение (satiation) является более корректным термином для отражения состояния исчезновения ощущения аппетита во время еды |
Эпидемиология. Примерно 20─30 % населения постоянно или периодически испытывают диспептические симптомы. При этом, как показали исследования, меньшая часть (35 – 40%), приходится на группу заболеваний, входящих в группу органической диспепсии, а большая часть (60 – 65%) – на долю функциональной диспепсии (ФД). На основании проспективных исследований установлено, что впервые появляются жалобы примерно у 1 % населения в год. Наличие диспептических жалоб существенно снижает качество жизни таких больных.
В большинстве случаев диспептические симптомы наблюдаются длительное время, хотя возможны периоды ремиссии. Примерно каждый второй пациент с диспепсией рано или поздно обращается за медицинской помощью в течение жизни. Боль и страх перед серьезными заболеваниями являются основными причинами обращения за медицинской консультацией. Расходы, которые несет здравоохранение по обследованию и лечению пациентов с функциональной диспепсией, огромны в силу высокой распространенности и составляют, например, в Швеции 400 млн долларов на 10 милллионов населения.
Этиология и патогенез.
Вопросы этиологии и патогенеза синдрома функциональной диспепсии до сих пор остаются недостаточно изученными. Имеются доказательства нарушения моторики желудка и двенадцатиперстной кишки в патогенезе функциональной диспепсии. К нарушениям гастродуоденальной моторики, характерным для этого заболевания относят ослабление моторики антрального отдела желудка с последующим замедлением эвакуации из желудка (гастропарез), нарушения антродуоденальной координации, расстройства ритма перистальтики желудка (тахигастрия, брадигастрия), нарушения аккомодации желудка (т.е. способности проксимального отдела желудка расслабляться после приема пищи).
При нормальной эвакуаторной функции желудка причинами диспептических жалоб может быть повышенная чувствительность рецепторного аппарата стенки желудка к растяжению (так называемая висцеральная гиперчувствительность), связанная либо с истинным повышением чувствительности механорецепторов стенки желудка или же с повышенным тонусом его фундального отдела.
Роль инфекции Н. pylori при ФД является спорной. Накопленные в настоящее время данные не дают оснований считать H. pylori существенным этиологическим фактором возникновения диспептических расстройств у большинства больных с функциональной диспепсией. Проведение эрадикации может оказаться полезным лишь у части таких пациентов.
Имеются убедительные доказательства ассоциации диспепсии с психопатологическими факторами и сопутствующими психиатрическими расстройствами, особенно тревогой. В настоящее время роль этой ассоциации в развитии функциональной диспепсии изучается. Была обнаружена связь психосоциальных отклонений с эпигастральной болью и гиперсенситивностью к растяжению желудка при ФД.
Необследованная и обследованная диспепсия. Важно, особенно исходя из эпидемиологическим данных, разграничивать необследованную диспепсию от обследованной, когда после проведенных обследований может быть найдена (или не найдена) причина имеющейся симптоматики. Для популяции наших больных это положение Консенсуса имеет особое значение, учитывая значительную распространенность рака желудка в сравнении со странами Западной Европы и США. Фактически проведение фиброэзофагогастродуоденоскопии (ФЭГДС) обеспечивает перевод необследованный диспепсии в обследованную.
Органическая и функциональная диспепсия
В тех случаях, когда симптомы диспепсии бывают обусловлены такими заболеваниями, как язвенная болезнь, гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (с эзофагитом и без эзофагита), злокачественные опухоли, желчнокаменная болезнь и хронический панкреатит, или метаболическими причинами (побочное действие лекарств), принято говорить о синдроме органической диспепсии. В случае органической диспепсии, если заболевание излечивается, симптоматика уменьшается или исчезает.
Если при тщательном обследовании больного указанных заболеваний выявить не удается, правомерно ставить диагноз функциональной диспепсии.
Соотношение понятий “хронический гастрит” и “функциональная диспепсия”
Существует противоречие в подходах к трактовке больных с синдромом диспепсии среди российских и зарубежных клиницистов. Так, в нашей стране врачами при отсутствии заболеваний, включенных в группу органической диспепсии, больному с синдромом диспепсии будет выставлен диагноз “хронический гастрит”. За рубежом врач в аналогичной ситуации воспользуется диагнозом “функциональная диспепсия”. Термином “хронический гастрит” пользуются в основном морфологи. Многочисленные исследования, проведенные в последние годы, многократно доказали отсутствие какой-либо связи между гастритическим изменениями слизистой оболочки желудка и наличием у пациентов диспепсических жалоб.
Частота хронического гастрита в популяции оказывается очень высокой и достигает 80%. При этом, однако, в подавляющем большинстве случаев протекает он бессимптомно и многие больные чувствуют себя практически здоровыми.
“Клинический” диагноз гастрита, т.е. без морфологического исследования гастробиоптатов, практически не имеет смысла. В случае жалоб на боли и дискомфорт в эпигастральной области (при отсутствии изъязвления, по данным эндоскопического исследования) и для врача, и для пациента удобен синдромный диагноз функциональной диспепсии. Нередко выделяется и такой диагноз – “ хронический гастрит с функциональной диспепсией”, хотя подразумевается одно и то же (разумеется, при наличии морфологически подтвержденного гастрита).
Классификация.
В классификации функциональной диспепсии выделяют:
постпрандиальный дистресс-синдром (ПДС) (диспепсические симптомы, вызываемые приемом пищи.
Синдром эпигастральной боли (СЭБ).
Диагностика и дифференциальная диагностика
Комитет экспертов (Римские критерии IIΙ, 2006) предложил диагностические критерии функциональной диспепсии на двух уровня: собственно функциональной диспепсии (B1) и ее вариантов (Табл. 2).
Таблица 2.
B1. Диагностические критерии1функциональной диспепсии
|
Должны включать: 1. Один или более из следующих симптомов: a. Беспокоящее (неприятное) чувство полноты после еды b. Быстрое насыщение c. Эпигастрапьная боль d. Жжение в эпигастральной области И 2. Отсутствие данных об органической патологии (включая ФЭГДС), которая могла бы объяснить возникновение симптомов
1Соответствие критериям должно соблюдаться в течение не менее 3-х последних месяцев с начала проявлений и не менее 6 месяцев перед диагностикой |
B1a. Диагностические критерии2 постпрандиального дистресс-синдрома |
Должны включать один или оба из нижеследующих симптомов:
2Соответствие критериям должно соблюдаться в течение не менее 3-х последних месяцев с начала проявлений и не менее 6 меяцев перед диагностикой Подтверждающие критерии
|
B1b. Диагностические критерии3 синдрома эпигастральной боли функциональные гастродуоденальные расстройства
|
Должны включать все из нижеследующих:
3Соответствие критериям должно соблюдаться в течение не менее 3-х последних месяцев с начала проявлений и не менее 6 месяцев перед диагностикой Подтверждающие критерии
может возникать и натощак
|
Таким образом, диагностика функциональной диспепсии предусматривает, прежде всего, исключение органических заболеваний, протекающих с аналогичными симптомами: гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь, язвенная болезнь, рак желудка, желчно-каменная болезнь, хронический панкреатит. Кроме того, симптомокомплекс, свойственный диспепсии, может встречаться при эндокринных заболеваниях (например, диабетическом гастропарезе), системной склеродермии, беременности.
Для диагностики функциональной диспепсии применяются в обязательном порядке:
1. ФЭГДС с биопсией на Н.pylori
2. Клинические и биохимические анализы крови.
3. Анализ кала на скрытую кровь.
По показаниям проводятся:
Ультразвуковое исследование органов брюшной полости (при клинических и биохимических данных, свидетельствующих о панкреатодуоденальной патологии).
Рентгенологическое исследование желудка.
Суточное мониторирование внутрипищеводного РН (для исключения ГЭРБ)
При проведении дифференциальной диагностики в случаях синдрома диспепсии важно своевременное выявление “симптомов тревоги” (alarm symptoms) или “ красных флагов” (red flags). Обнаружение у больного хотя бы одного из “симптомов тревоги” ставит под сомнение наличие у него функциональной диспепсии и требует проведения тщательного обследования с целью поиска серьезного органического заболевания.
Таблица 3
“Симптомы тревоги” при синдроме диспепсии
-Дисфагия
-Рвота с кровью, мелена, гематохезия
(алая кровь в стуле)
-Лихорадка
-Немотивированное похудание
-Симптомы диспепсии впервые возникли в
возрасте старше 45 лет
-Анемия
-Лейкоцитоз
-Повышение СОЭ
Сочетание (overlap-синдром) ФД с ГЭРБ и СРК. Изжога, рассматриваемая как ведущий симптом, ГЭРБ, как и диспепсия, чрезвычайно широко распространены и могут существовать одновременно. Римский II Консенсус исключил больных с преобладанием изжоги из группы диспепсий, но последние исследования показали, что изжога, как доминирующий симптом, не всегда позволяет выделить больных ГЭРБ. В целом, сочетание ГЭРБ с ФД (ПДС или ЭБС) наблюдается, вероятно, достаточно часто, что необходимо учитывать как в клинической практике, так и при проведении научных исследований. Комитет экспертов рекомендует при наличии частых и типичных рефлюксных симптомов осуществлять предварительную диагностику ГЭРБ. В клинической практике и при проведении клинических исследований для предварительной диагностики ГЭРБ наличие частой изжоги может быть подтверждено использованием простых опросников. Наличие изжоги не исключает диагноза ФД (ПДС или ЭБС), если диспепсия сохраняется, несмотря на адекватную кислотосупрессивную терапию. Наслоение симптомов диспепсии и СРК также встречается достаточно часто. Возможно одновременное присутствие СРК и ФД (ПДС или ЭБС).
При упорном характере диспепсических симптомов полезной может оказаться консультация психиатра для исключения депрессии и соматоформных расстройств.
Согласно международным рекомендациям неинвазивное определение инфекции Н. pylori и последующая эрадикация («test and treat») является экономически целесообразной стратегией и позволяет уменьшить количество ФЭГДС. Эта стратегия показана больным без симптомов тревоги. «Test and treat» стратегия рекомендуется, т. к. позволяет лечить большинство случаев язвенной болезни (peptic ulcer disease) и предотвращает развитие гастродуоденальных заболеваний в будущем, хотя многие больные ФД после эрадикации не отмечают улучшения. В таких случаях следующим шагом в лечении является назначение ИПП. Стратегия «test and treat» наиболее целесообразна в регионах с высокой распространенностью Н. pylori - зависимой язвенной болезнью. Как известно, в наших регионах (в России) инфицированность Н. pylori чрезвычайно высока (60-90 %), а при дуоденальных язвах, по нашим данным, близка к абсолютной. С этих позиций стратегия «test and treat» у нас оправдана. Однако следует учитывать высокую заболеваемость раком желудка, в несколько раз выше, чем в США и странах Западной Европы. К тому же на сегодняшний день неинвазивная диагностика хеликобактерной инфекции у нас почти отсутствует, а стоимость эндоскопии в несколько раз ниже, чем в вышеупомянутых странах. В то же время российскими авторами поддерживается точка зрения предварительного проведения эзофагогастродуоденоскопии для исключения органической патологии, а затем – лечения. Поэтому у нас в клинической практике при наличии диспептических жалоб целесообразно запланировать ФЭГДС.