
Аннотации архив / Аннотации от Ольги Вахрушивой / Аннотации / О Фортуна
.docМосковский государственный университет
культуры и искусств
Аннотация
на хор
«O Fortuna»
из кантаты Карла Орфа «Carmina Burana»
Студентки 345 группы
Цымбаловой Ольги
Класс преподавателя
Аскерова М. С.
Москва
2010
Карл Орф (1895–1982) – принадлежит к числу крупнейших немецких композиторов XX века. В отличие от современников он не обращался к различным жанрам, а ограничился одним – вокально-театральным. Этот жанр представлен у него во множестве разновидностей – от сценической кантаты, комедии и драмы на баварском диалекте до древнегреческой трагедии и средневековой мистерии, разыгрываемой на сцене, – и трактуется весьма нетрадиционно. Новаторский театр Орфа составляет неповторимый вклад композитора в общеевропейскую культуру.
Его композиторская деятельность сочеталась и тесно переплеталась с педагогической, имевшей самую демократическую направленность, нацеленной на воспитание всего народа. Педагогическая система Орфа получила Международное признание и развитие во многих странах мира – не только в Европе и Америке, но и в Африке, и в Австралии.
Карл Орф родился в семье потомственных военных. Домашняя обстановка сыграла огромную роль в формировании композитора. В роду Орфов из поколения в поколение переходило увлечение любительским музицированием: исполнялись под рояль целые оперы. Отец играл на фортепиано, альте, контрабасе, а мать владела фортепиано профессионально. Она и стала педагогом 5-летнего Карла, который испытывал страстный интерес к музыке. Столь же рано началось его увлечение театром. В 9 лет он уже не только организовывал театрализованные кукольные представления, но и писал для них пьесы с музыкой на евангельские, бытовые, рыцарские сюжеты. В гимназии, куда его отдали в 6 лет, он интересовался древними языками и музыкой: солировал в хоре, играл в оркестре на виолончели, литаврах, органе.
В драме на первом месте для Орфа стоял Шекспир, в опере – Вагнер, а также Моцарт, Штраус, тогда как в симфонической музыке он делил свои симпатии между Моцартом и Берлиозом, Штраусом, Брукнером и Малером, Шубертом, Бетховеном, особенно выделял Дебюсси.
При подготовке в Мюнхенскую музыкальную академию было написано более 50 песен. Опус 1 Орф пометил как «Весенние песни» (1911) на слова немецкого поэта-романтика Л. Уланда; за ними последовали песни и баллады для голоса и фортепиано на стихи других романтиков и современных авторов.
Профессиональное образование в музыкальной академии не принесло ему удовлетворения. Орф стал заниматься самостоятельно по партитурам ноктюрнов Дебюсси. Музыка Дебюсси помогла молодому композитору освободиться от оков вагнеровского театра и романтической немецкой песни, заняться поисками новых гармоничных инструментальных средств.
Вслед за Дебюсси Орф заинтересовался культурой Востока – не только звучанием яванских гонгов и пентатоническими звукорядами, но и японским театром. Впоследствии была написана опера на собственный текст «Гизет, приносимый в жертву» (1913). Одним из центральных произведений Орфа стало сочинение «Песни теплиц» – картины-видения для танцоров, голосов, хора и оркестра. Для танцоров предназначена оркестровая пьеса «Танцующие оровны» (1914).
Заинтересовался старинными полифоническими жанрами. Практическим результатом явилась обработка «Искусство фуги» Баха для нескольких инструментальных и вокальных ансамблей.
Последний период творчества Орфа открылся в 50-е годы. Вновь обращается к хоровому жанру. Использует иные выразительные средства – не поющий хор, а говорящий. Пьеса «Шульверк» предназначена для чтеца, говорящего хора и ансамбля ударных. Продолжает разрабатывать жанр античной трагедии – «Царь Эдип» и «Прометей». Большое место занимают сценические духовные сочинения с латинскими названиями – пасхальное представление «Мистерия о воскресении Христа» (1955), рождественское представление «Игра о чудесном рождении младенца» (1960), ночное бдение о Страшном суде «Мистерия о конце времени». Педагогическая деятельность в этот период получает всемирное признание.
В творчестве Орфа отразилась позиция духовного противостояния идеологии нацизма. Та же позиция отчётливо обозначилась в его педагогической концепции. В свете этих соображений и должно быть понято появление первого истинно совершенного произведения Орфа – сценической кантаты «Кармина Бурана» (1936 год). В большинстве эпизодов Орф средствами жанрового переосмысления, ритмического варьирования и оркестровых красок оживил старонемецкую песню и церковную мелодику, не цитируя подлинных образов.
Решающим для Орфа оказался приход к жанру, сочетающему черты оратории, кантаты, оперы, драматического спектакля и элементы хореографии. Для этого необычного синтетического жанра, в котором можно проследить влияние средневекового театра, возник замысел триптиха, включающего кроме «Кармина бурана» ещё «Катулли Кармина» и «Триумф Афродиты».
Второе звено триптиха – «Катулли Кармина». «Сценические игры» – так Орф обозначил его жанр. За основу текста взяты стихи римского поэта Валерия Катулла. Композитором дописан текст пролога и эпилога. В «Катулли Кармина» воспевается страстная, полная восторгов и страданий любовь Валерия Катулла к Лесбии. Под этим именем скрыта знатная римлянка, красавица Клодия, капризная и неверная возлюбленная поэта.
Третье звено – «Триумф Афродиты» – Орф назвал «сценическим концертом». Здесь гимны, песни, танцы в честь, в хвалу любви и её богини Афродиты достигают экстатической силы и яркости. И снова композитор добивается ярчайшей выразительности самыми простыми средствами.
Путь Орфа к «сценической кантате» увёл его на следующих этапах к оперной сцене, потому что Орф – прирожденный мастер театра. Даже в статических, по-концертному трактованных эпизодах «Катулли Кармина» и «Кармина бурана» исполнители помимо воли начинают чуть-чуть «лицедействовать». Это заложено в самой музыке, так как театр – стихия Орфа.
«Carmina Burana» – памятник того времени, когда в Европе активно развивалось светское искусство раннего Возрождения. В XIII веке появилась рукопись, включающая стихи и песни студентов, горожан, монахов, странствующих актёров и прочего люда. Сборник содержал стихи на религиозные темы и стихи пародийно-сатирические, а также застольные, любовные песни. В 1847 году сборник был издан под названием «Carmina Burana» – «Баварские песни». Через 90 лет сборник попал в руки Орфа. Взяв из сборника 24 стихотворения, Орф создал драматическую композицию – светские песни для певцов и хора в сопровождении инструментов с преставлением на сцене.
Средневековая миниатюра, подсказала, очевидно, Орфу композиционный план кантаты: колесо Фортуны то возносит, то безжалостно низвергает человека, совершая свой полный оборот. Основное содержание кантаты составляют контрастные картины жизни: тонкие краски весенней природы и нежность человеческих чувств, земные наслаждения и необузданное веселье, красота жизни и её торжественное прославление. Но судьба человека изменчива: счастье и горе, благополучие и нищета, радость и слёзы сменяют друг друга.
Песни славят весеннюю природу, расцветающую под лучами Феба, и Флору, украшающую весь мир свежей зеленью. И Май песни приветствуют за то, что в людские сердца он вселяет любовь. И девушек, просящих странствующего торговца продать им румяна, чтобы парни их крепче любили. В таверне звучат другие песни: здесь хвалят чревоугодие, поют о чувствах лебедя, попавшего в кастрюлю и жалующегося на превратности судьбы; кто-то высмеивает церковное пение, а с особой охотой все славят Бахуса, умножающего веселье людей. Затем наступает черед воздать хвалу любви. И в честь Венеры заводят песню. Но даже Венера подвластна Фортуне. Она всемогуща, от неё зависят судьбы людей и богов. Гимном, восхвалением Фортуны начинается и заканчивается «Кармина бурана».
«Кармина Бурана» состоит из пролога и трёх картин: «Весна», «В таверне» и «О любви».
Преобладающая форма в 25-ти номерах – строфическая песня. Число оркестровых эпизодов невелико. Важную роль играют яркие вокальные соло. Исполнение кантаты осуществляется большим оркестром с двумя роялями, большим, малым, детским хорами и тремя солистами. Главным композиторским принципом остаётся сопоставление контрастных образов и картин.
-
«О, фортуна»!
-
«Оплакиваю раны, нанесённые мне судьбой».
-
«Приближается весна».
-
«Солнце всё согреет».
-
«Тает, исчезает снег».
-
«На поляне».
-
«Цветёт лес».
-
«Торговец, дайте мне краску».
-
«Хоровод».
-
«Если бы весь мир был мой».
-
«В таверне».
-
«Когда-то жил я на озере».
-
«Я – настоятель вольного монастыря».
-
«Кабацкое житьё».
-
«Любовь летает повсюду».
-
«И день, и ночь».
-
«Стояла девушка».
-
«Твоя красота заставляет меня часто вздыхать».
-
«Если юноша и девушка».
-
«Приходи же, приходи».
-
«На весах».
-
«Наступает приятное время».
-
«Любимый мой».
-
«Привет тебе, прекраснейшая».
-
«О, Фортуна»!
Кантата открывается величественным прологом, куда входят два больших номера, объединённых тематически и тонально: « О Фортуна» и «Оплакиваю раны, нанесённые мне судьбой». Хор «О Фортуна» открывает и завершает всю кантату. Фортуна – повелительница мира.
1. O, Фортуна,
словно луна
ты изменчива,
всегда создавая
или уничтожая;
ты нарушаешь движение жизни,
то угнетаешь,
то возносишь,
и разум не в силах постичь тебя;
что бедность,
что власть —
всё зыбко, подобно льду.
Судьба чудовищна
и пуста,
уже с рождения запущено колесо
невзгод и болезней,
благосостояние тщетно
и не приводит ни к чему,
судьба следует по пятам
тайно и неусыпно
за каждым, как чума;
но не задумываясь
я поворачиваюсь незащищённой спиной
к твоему злу.
И в здоровье,
и в делах
судьба всегда против меня,
потрясая
и разрушая,
всегда ожидая своего часа.
В этот час,
не давая опомниться,
зазвенят страшные струны;
ими опутан
и сжат каждый,
и каждый плачет со мной!
Хор начинается с торжественной преамбулы tutti в твёрдом, решительном характере (4 такта).
Форма сочинения строфическая – А, А1.
Мелодическая линия представлена отдельными мотивами, каждый звук в которых исполняется на staccato. Главным в этом хоре будет слово, которое имеет воздействующий характер на слушателя.
Размер – 3/1 (в духе записи эпохи Возрождения). Темп указан обозначением характера – Pesante (тяжеловесно), = 60, длительности крупные, все ноты акцентированы, что подчеркивает торжественный характер. В третьем такте, во вступлении, стоит указание poco stringendo (немного ускоряя), связанное с текстом (statu variabilis – ты изменчива), а также с завершением вступительного раздела и каденцией в следующем такте.
В четвертом такте меняются характер и размер (3/2) ускоряется темп ( = 120–132). При общем размере 3/2 пульсация оркестра идёт по четвертным длительностям, а хора – по половинным (это связано с текстом), при этом «общие» сильные доли у хора и оркестра совпадают через каждые два такта. Этот раздел выдержан в динамике pp.
Следующий контрастный раздел – А1 (Sors salutis et virtutis – И в здравии, и в делах) сопоставляется с предыдущим и звучит в нюансе f, со сменой темпа ( = 144). Он предвосхищает грандиозную кульминацию в ff. Финальный аккорд в октавный унисон (последние 9 тактов) совпадает с последней сменой темпа ( = 160 ).
Основная масштабно-тематическая структура этих разделов – суммирование музыкальных мотивов (2+2+4 такта), это связано со смысловым значением текста.
Хор начинается в d-moll и торжественно завершается в одноимённом мажоре (D-dur). Это связано с искусством эпохи Возрождения.
Фактура гомофонно-гармоническая.
Тип хора – смешанный, вид – четырёхголосный. Сопрано с тенорами и альты с басами часто поют в октавный унисон, иногда их мелодические линии соединяются. Во вступлении и в кульминации есть divisi у сопрано и у теноров, при этом они поют в высокой тесситуре.
Диапазоны хоровых партий:
Дыхание общехоровое и цепное.
Исполнительские трудности заключаются в чёткой дикции, точном исполнении созвучий при полиметрии. Важен хоровой строй, выверенное звучание октавных унисонов.
Как для исполнителей, так и для дирижёра очень важно ясное понимание метроритма, а также концепции развития и характера.
Дирижёрские трудности:
-
Донести и выдержать характер произведения.
-
Чёткий показ вступлений и снятий.
-
Показать вступление оркестра в характере сочинения.
-
Показ динамики.