Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Госы / европа / франция / 38. III республика во Франции в 187-1914гг.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
25.03.2016
Размер:
157.7 Кб
Скачать

Негативные черты политики умеренных республиканцев:

  1. Социальный консерватизм. Они проводили косметические политические мероприятия, не затрагивая наболевших социальных проблем. Такая тактика привела к образованию радикальной группировки. Они отшли от умеренных республиканцев и шли на выборах как самостоятельная партия (лидер – Клемансо). Социальная база: ремесленники, буржуазия, рабочие, крестьяне. Политическая платформа базировалась на основных социальных преобразованиях: 1) сокращение рабочего дня; 2) выплата пенсий; 3) выходной день и др.

  2. Репрессивная политика в отношении к рабочему движению. В 1886 г. в местечке Деказвиль была подавленна забастовка горняков.

  3. Частая смена правительств, нестабильность. Это заставило народ сомневаться в эффективности парламентской системы. Во Франции в этот период находились у власти 20 правительств.

  4. Коррупция в высших эшелонах власти. Так в 1887 г. выяснилось, что зять президента Гриви – Вильсон торговал орденом почетного легиона – высшей наградой Франции. Скандал заставил Гриви уйти в отставку. Панамская афера. В 1879 г. возникло общество для прорытия панамского канала. Его акции раскупались нарасхват, и почти каждая французская семья имела эти акции. В 1888 г. общество объявило себя банкротом. Специальная комиссия выяснила, что только половина капитала была потрачена на строительство канала, а другая часть потрачена на взятки крупным чиновникам. Было возбуждено несколько уголовных дел, но осудили только 5 человек. Это показало, что и судебная система коррумпирована.

  5. Ориентация на проведение активной колониальной политики в отсутствии должного внимания к обороне самой Франции. При умеренных республиканцах французы продвинулись в Африке, в Юго-Восточной Азии. При них колониальные размеры Франции стали соразмерными Британским владениям. Многие партии критиковали умеренных республиканцев за то, что они не хотят вернуть Эльзас и Лотарингию и за то, что они распыляют экономические и военные силы, когда у нее «под носом» находится Германия.

Следствия политики умеренных республиканцев:

  1. Они дискредитировали себя

  1. У народа уменьшилась вера в парламентские институты

  1. У многих людей появляется желание авторитарной власти. На этой волне появляется Буланжизм.

Буланжизм. Дело Дрейфуса и политический кризис рубежа XIX-XX вв.

Буланжистское движение (1887 – 1889). Буланжизм – это одно из проявлений Бонапартизма. Во Франции были свежи традиции Бонапартизма (они связаны с именами Наполеона I и Наполеона III). Его признаки:

  1. Стремление установить государственный контроль над государственными органами;

  2. Опора на армию;

  3. Демагогические заявления относительно решения внутренних и внешнеполитических проблем.

  4. Стремление режима обеспечить себе надклассовое лицо.

Во второй половине 80-х гг. во Франции происходит подъем национализма, связанный с военной тревогой 1886-1887 гг. В 1886 г. на франко-германской границе произошел инцидент. Со стороны Франции совершен нелегальный переход границы. Бисмарк пригрозил началом войны. Во французской прессе начался подъем реваншистских настроений. Социальной базой националистического движения стали все слои французского общества. Радикалы в этот момент старались упрочить режим республики, сделав республику не умеренной, а настоящей.

Монархисты в этот момент старались реставрировать монархию. Обе силы делали ставку на генерала Буланже. Он старался усилить свою власть, установив личную диктатуру.

Буланже – ветеран многих войн. В 1886 г. он был министром обороны. Осуществил популярную в народе военную реформу, модернизируя вооружение (ввел скорострельную винтовку) и сократив срок службы с 5 до 3 лет. Он также улучшил жилищные условия солдат и стал призывать в армию священнослужителей. В 1886 г. Буланже проявил готовность воевать с немцами (за это он получил прозвище генерал-реванш). Его отправили в ссылку в заштатный город командовать гарнизоном. Буланже неоднократно выставлял свою кандидатуру на выборах в палату депутатов. Но по конституции 1875 г. военным запрещалось участвовать в выборах. Затем его увольняют из армии.

В марте 1888 г. Буланже вновь выдвинул свою кандидатуру на выборах и был избран. Его политическая платформа:

  1. Национализм (вернуть Франции достойное место на международной арене)

  2. Реваншизм (вернуть Франции Эльзас и Лотарингию)

  3. Наведение порядка в стране. Планировалось ликвидировать многопартийность, парламентаризм, т.к., по его мнению, политическая борьба ослабляет государство и приводит к коррупции. Нужно было усилить исполнительную власть, превратив Францию из республики парламентского типа в президентскую.

Кульминация буланжистского движения наступает в 1899 г., когда за Буланже на дополнительных выборах в департаменте голосует большинство. Все силовые ведомства его поддерживают и предлагают осуществить государственный переворот. Буланже отказался. Весной 1889 г. республиканцы стали бояться Буланже и решили распространить слух о планируемом его аресте. Буланже бежит в Бельгию. Буланжистское движение идет на спад. В 1891 г. генерал-реванш застрелился.

Дело Дрейфуса мыслится в истории Франции как борьба авторитарных сил с демократией, как новая борьба за республику.

Отдаленным предвестием грядущих потрясений явился приго­вор, вынесенный в декабре 1894 г. военным трибуналом по делу капитана Генерального штаба французской армии Альфреда Дрей­фуса, который по ложному обвинению в шпионаже (в 1894 г. Французская контрразведка выяснила, что германскому военному атташе были переданы секретные документы министерства обороны Франции) был пригово­рен к пожизненному заключению. Впоследствии удалось дока­зать, что дело было сфабриковано. Более того, генералом Пикаром был обнаружен и назван истинный «герой» шпионской истории, которую инкрими­нировали Дрейфусу, - некий майор Эстерхази. Однако в 1897 г. военный трибунал не нашел оснований для пересмотра дела. Эстерхази был оправдан, а уличивший его начальник военной контрразведки полковник Пикар отстранен от должности и в скором времени вообще уволен из армии.

Упорство, с которым военные власти препятствовали право­судию, объяснялось главным образом двумя причинами. Защи­щая «честь мундира», они хотели скрыть от общественности вопиющий случай произвола и беззакония, бросавший тень на армейскую верхушку. Кроме того, они сознательно выгораживали настоящего виновника шпионского скандала, возлагая ответст­венность на Дрейфуса, еврея, сына эльзасского промышленника. Они не считали его достойным принадлежать к элите офицеров Генерального штаба, тон в которой традиционно задавали выход­цы из аристократических семейств и монархисты.

Действия военных властей были восприняты широкой обще­ственностью Франции как грубейшее нарушение элементарных прав и свобод гражданина. Едва дело Дрейфуса получило огласку благодаря усилиям его родных, а также видных политиков, лите­раторов и журналистов, страсти разгорелись с необыкновенной силой. Поначалу чисто юридический, казус приобрел политичес­кий характер. Большую роль сыграла публикация в газете Кле­мансо «Орор» статьи Эмиля Золя «Я обвиняю», в которой обли­чались действия правительства, чинов Генерального штаба и военных судей. Золя был подвергнут судебному преследованию по обвинению в клевете. Но его выступление всколыхнуло страну. По отношению к делу Дрейфуса Франция раскололась на два враждующих лагеря.

В защиту «чести» армии и против пересмотра дела поднялось большинство консервативно-католической партии, а также часть прогрессистов, включая Мелина, Дюпюи и президента республи­ки Фора. Но ударной силой лагеря антидрейфусаров, как назы­вали противников пересмотра дела Дрейфуса, являлось национа­листическое движение. Они вели речь о справедливом суде. Социальная база: военные, католическое духовенство, промонархистские и аристократические круги, националисты.

В 1898 г. одновременно возникли несколько массовых орга­низаций националистического толка: Лига патриотов, Лига французской родины, объединявшая представителей интеллигенции, Антисе­митская лига, Французское действие «Аксьон франсэз» и дру­гие. Все они были антидрейфусарскими. Их идеалы: авторитарная форма правления, преклонение перед армией, национализм. Идеология – шовинистическая, националистическая. Содержала идеологию антисемитизма, основанного на том, что евреи, по их мнению, крупные банкиры, владельцы универсамов, ростовщики. К ним в долговую кабалу попадали французы (в большинстве мелкие ремесленники и крестьяне). Но истинной находкой для них явилась самая громкая афера века - Панамская. В 1892 г. аферой заинтересова­лась антисемитская газета Дрюмона. Она не только опубликовала материалы о коррупции в парламенте, скомпрометировавшие около 140 депутатов, но и представила главными виновниками руководителей компании евреев Рейнаха и Герца. Евреи также обвинялись в участии во франкмасонских ложах, стремящихся подорвать национальные ценности Франции (борьба с церковью, распространение республиканских идеалов).

В борьбе с националистами сторонники пересмотра дела, дрейфусары, выдвинули лозунг зашиты демократических прав и свобод, гарантированных республикой. Под этим лозунгом объ­единились представители различных политических сил, общест­венных движений, конфессий - радикалы, часть социалистов, руководимых Жоресом, франкмасоны, протестанты, антимили­таристы, антиклерикалы. В начале 1898 г. ими была основана Лига прав человека, сыгравшая важную роль в истории правоза­щитного движения. Немаловажную роль в организации движения сыграли и франкмасонские ложи. С 1880-х гг. они поставляли кадры для республиканской партии. Многие президенты Франции, сенаторы, депутаты являлись членами франкмасонских лож. Они выступали ярыми защитниками республиканских ценностей. Борьба за пересмотр дела Дрейфуса стала поистине звездным часом французского масонства, во многом благодаря усилиям которого удалось обеспечить единство столь пестрых в политическом и социальном отношении сил, оказавшихся в лагере дрейфусаров.

Летом 1898 г. появились новые свидетельства того, что дело Дрей­фуса было сфабриковано. Начальник военной разведки полков­ник Анри, признавшийся в подлоге, покончил жизнь самоубий­ством. С этого момента пересмотр дела стал неизбежным. Поме­шать этому мог только государственный переворот, который и попытались совершить националисты (Антидрейфусары) в феврале 1899 г., восполь­зовавшись смертью и похоронами президента Фора. Им это не удалось, и с отставкой кабинета Дюпюи летом 1899 г. открылась возможность дать делу законный ход.

Часть прогрессистов, обеспокоенных разгулом национализма и угрозой государственного переворота, примкнула к дрейфуса­рам. В июне 1899 г. новый президент республики Эмиль Лубе назначил главой правительства прогрессиста-дрейфусара Вальде­ка-Руссо. В состав его кабинета вошли представители всех основ­ных политических сил, выступавших в защиту законности и порядка. Особенно примечательно было присутствие в нем соци­алиста Мильерана, занявшего пост министра торговли и промыш­лености, а также генерала, Галифе, подавлявшего коммунаров. Правительство приняло решительные меры против на­ционалистов, добившись ареста и препровождения в суд их вождей. Тем самым ему удалось стабилизировать политическую об­становку. Однако обеспечить справедливое решение суда по делу Дрейфуса оно так и не сумело. Летом 1899 г. военный трибунал в ходе нового слушания вынес капитану Дрейфусу обвинительный приговор, хотя и принял во внимание смягчающие вину обстоя­тeльcтвa. Правительству не осталось ничего другого, как прибег­нуть к процедуре помилования. Лишь в 1906 г. кассационный суд полностью реабилитировал Дрейфуса.