Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

2015_Sbornik_materialov

.pdf
Скачиваний:
25
Добавлен:
25.03.2016
Размер:
1.04 Mб
Скачать

ШАРАЕВ М.Г.

(Физический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова ИВНД и НФ РАН);

МНАЦАКАНЯН Е.В.

(ИВНД и НФ РАН; Московский научно-исследовательский институт психиатрии)

РОЛЬ ОБРАТНЫХ СВЯЗЕЙ В ГЕНЕРАЦИИ ВЫЗВАННОГО ОТВЕТА НА ПРОСТЫЕ ЗРИТЕЛЬНЫЕ СТИМУЛЫ

Dynamic Causal Modeling (DCM) – это моделирование вза-

имодействий между областями коры (источниками активности), позволяющее делать выводы как о параметрах этих взаимодействий, так и о влиянии факторов эксперимента на параметры (Ramnani, 2004). В данном исследовании мы сравнивали DCM с обратными связями и без них. Нашей целью было оценить вклад обратных (внешних кортико-кортикальных) связей в генез потенциала, связанного с событием (ПСС), как функцию от постстимульного времени.

В исследовании участвовали 22 испытуемых возраста 21±2 года, из них 6 женщин. Была использована зрительная оддболпарадигма, в которой более частые стимулы (150 из 240) были символами «х», а более редкие символами «+» (90 из 240). По инструкции требовалось как можно быстрее нажимать на одну и ту же кнопку при появлении любого из двух символов, который оставался на экране до моторного ответа.

Источники и схема их связей взяты из нашей статьи (Шараев и Мнацаканян, 2014): области зрительной коры V1 и нижневисочные извилины ITG в левом и правом полушариях. Схема связей: входной сигнал поступает в парные области V1, которые связаны с соответствующими ITG только прямыми (модель F) или прямыми и обратными связями (модель FB). ITG в левом и правом полушарии связаны между собой межполушарными (латеральными) связями. Для построения моделей были выбраны участки 0-150 мс, 0-160 мс и так далее с шагом 10 мс до 0-250 мс

141

после предъявления стимула. Для каждого испытуемого при помощи Байесовой инверсии найдены правдоподобия моделей F и FB на каждом из таких отрезков (всего 11 интервалов).

Установлено, что в первой половине постстимульного интервала модель F чаще становится лучшей. Во второй половине (начиная с 200 мс после предъявления стимула), наоборот, чаще побеждает FB модель, допускающая наличие обратных связей. В области 180-200 мс наблюдается паритет моделей как по среднему, так и по медианному значению разности правдоподобий. Это означает, что прямых кортико-кортикальных связей достаточно для объяснения генерации ПСС на ранних латентностях, но на более поздних латентностях обратные связи начинают играть важную роль.

В настоящей работе с использованием DCM показано, что зрительные ВП отражают динамику мозговых процессов «снизувверх» и «сверху-вниз». За последние отвечают обратные корти- ко-кортикальные связи с более высоких уровней на более низкие, что подразумевает возвращение возбуждения в зрительную кору на поздних (более 200 мс) латентностях.

Шкурко А.В.

(НФ МЭСИ, НФ НИУ ВШЭ)

НЕЙРОКОГНИТИВНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Социальная идентичность – идентификация индивида с социальной общностью – является ключевым элементом социального познания, определяющим как социальные отношения на микроуровне, так и макроуровневую социальную структуру. Исследования в области социальной психологии выявляют множество особенностей социальной категоризации и социальной идентичности, важных как с теоретической, так и с практической точки зрения. В частности, дифференцированное восприятие социального окружения, основанного на идентификации с социальной

142

группой, ассоциировано с асимметриями в распределении внимания, памяти, различиях в эмоциональном восприятии и оценке различных социальных групп, предрассудках, стереотипизации и иных проявлениях партикуляризма.

В современной социальной нейронауке предпринимаются попытки выявить конкретные нейрокогнитивные и нейрофизиологические механизмы, ответственные за эффекты, связанные с социальной идентичностью. Так, в ходе мета-анализа фМРТисследований был выявлен ряд регионов мозга, систематически активизирующихся в ходе идентификации со своей социальной группой и при связанных с этим психологических эффектах, в том числе в передней поясной коре (ACC), амигдалоидном регионе и медиальной префронтальной коре (mPFC). Вместе с тем, исследования демонстрируют достаточно высокое разнообразие нейрофизиологических процессов, участвующих в социальном познании вообще и социальной идентификации в частности. Это может отражать как неспособность дизайна эксперимента выявить различия между когнитивным процессом социальной категоризации и сопутствующими психологическими, эмоциональными и поведенческими эффектами, так и объективные различия между разными видами идентичности или значениями для испытуемых решаемой задачи.

Логическая организация процессов социальной категоризации и идентификации важна не только с теоретической, но и с практической точки зрения, например, при интерпретации результатов экспериментов по искусственному администрированию нейрокогнитивных процессов, в частности, с использованием транскраниальной стимуляции мозга (tDCS) и окситоцина.

143

ШКУРКО Ю.С.

(Нижегородский филиал МЭСИ)

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОНТЕКСТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ПОДЧИНЕНЫХ НА ИХ САМООЦЕНКУ

Анализ данных национального лонгитюдного обследования людей среднего возраста в Соединенных Штатах [1] – MIDUS-1 [2] и MIDUS-2 [3] – позволяет утверждать, что социальные контексты, в которых находятся руководители и подчиненные в организации, в определенной степени предсказывают различия в их самооценке. Эти социальные контексты, в частности, предсказывают различия в их оценке своего положительного влияния на жизнь многих людей (γ=0,110 (MIDUS-1, N=4806), γ=0,178 (MI- DUS-2, N=2661)), а также различия в их оценке своего вклада в благополучие и благосостояние людей (γ=0,07 как при анализе выборки MIDUS-1 (N=5487), так и MIDUS-2 (N=3375)). В первом случае участников обследования просили оценить, в какой степени их описывает следующее утверждение: «Вы оказываете хорошее влияние на жизнь многих людей». Во втором случае вопрос выглядел таким образом: «Когда Вы думаете о своей жизни в целом, как Вы оцениваете свой вклад в благосостояние и благополучие других людей?».

Более существенные различия в самооценке наблюдаются у людей, имеющих (имевших на основной работе) в подчинении 10 или меньше подчиненных и у тех, кто руководит (руководил) 100 и более подчиненными. Согласно результатам анализа, указанные различия в количестве людей, с которыми обследуемые взаимодействуют (взаимодействовали) в качестве руководителей, предсказывают от 33% до 42% различий в их оценке характера своего влияния на людей; γ=0,326 (MIDUS-1, N=1664) и γ=0,42 (MIDUS- 2, N=862). Помимо этого, меньшее (10 и меньше) или большее (100 и больше) количество людей, с которыми участники опроса находятся или находились в иерархических социальных отношениях, предсказывает от 15% до 25% различий в их оценке своего

144

вклада в жизнь других людей; γ=0,153 (MIDUS-2, N=1108) и γ=0,252 (MIDUS-1, N=1916).

Таким образом, руководители (особенно руководители с большим количеством подчиненных) и люди, которые были руководителями, более склонны к положительной оценке своего влияния на жизнь многих людей и чаще говорят о значительном вкладе в их благополучие и благосостояние. Принимая во внимание нейронаучные исследования, посвященные различиям в нейронной активности мозга у людей с разными социальноэкономическими статусами, находящихся в активном взаимодействии с различным количеством людей, а также ситуативно переживающих понижение или повышение своей самооценки, можно говорить о влиянии социальных контекстов деятельности руководителей и подчиненных на формирование устойчивых паттернов функционирования мозга.

Список литературы:

1.Midlife in the United States. A National Longitudinal Study of Health and Well-Being. URL: http://www.midus.wisc.edu/

2.Brim, Orville G., Paul B. Baltes, Larry L. Bumpass, Paul D. Cleary, David L. Featherman, William R. Hazzard, Ronald C. Kessler, Margie E. Lachman, Hazel Rose Markus, Michael G. Marmot, Alice S. Rossi, Carol D. Ryff, an Richard A. Shweder. National Survey of Midlife Development in the United States (MIDUS), 19951996. ICPSR02760-v8. Ann Arbor, – ICPSR 2760MI: Interuniversity Consortium for Political and Social Research [distributor], 2011-10-25. http://doi.org/10.3886/ICPSR02760.v8

3.Ryff, Carol, David M. Almeida, John S. Ayanian, Deborah S. Carr, Paul D. Cleary, Christopher Coe, Richard Davidson, Robert

F. Krueger, Margie E. Lachman, Nadine F. Marks, Daniel K. Mroczek, Teresa Seeman, Marsha Mailick Seltzer, Burton H. Singer, Richard P. Sloan, Patricia A. Tun, Maxine Weinstein, and David Williams. National Survey of Midlife Development in the United States (MIDUS II), 2004–2006. ICPSR04652-v6. Ann Arbor, MI: Interuniversity Consortium for Political and Social Research [distributor], 2012-04-18. http://doi.org/10.3886/ICPSR04652.v6

145

ЩЕРБА Н.В.

(МГГУ им. М.А. Шолохова)

ВОКАЛОТЕРАПИЯ В КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Междисциплинарный подход является актуальным в исследовании и изучении речевых нарушений у детей. С каждым годом увеличивается распространенность дизартрии у детей, что требует новых методов коррекционного воздействия.

При дизартрии нарушается не только звукопроизношение, но и вся просодическая организация речевого акта. По мнению Е.Н. Винарской и Е.С. Алмазовой, нарушения просодической стороны речи являются основными и наиболее стойкими признаками дизартрии. Причиной нарушения голоса при дизартрии служат нарушения мышечного тонуса и, как следствие, патологии афферентного и эфферентного звеньев управления интонацией.

Между музыкой и речью существует взаимосвязь. Речь человека строится на тех же дискретных элементах, что и музыкальное произведение. Музыка является мощным фактором воздействия на эмоциональную сферу человека и издавна использовалась для лечения различных заболеваний, в особенности нерв- но-психических расстройств.

О влиянии музыки на человека, о ее значении в эстетическом, умственном, физическом воспитании писали В.М. Бехтерев, Ю.А. Флоренская, Н.Г. Александрова, Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман, Е.И. Зоткина и др. К активным формам музыкотерапии относится вокалотерапия. Лечебное воздействие вокалотерапии, характер ее применения в лечебной оздоровительной практике отражены в исследованиях С.В. Шушарджана (1994–2005 гг.).

Пение является самым доступным и мобильным видом музыкальной деятельности детей. Занятия пением вызывают положительные эмоции, что, в свою очередь, позволяет активизировать и речевую деятельность. В то же время пение гармонизирует процесс дыхания и голосоведения, способствует нормализации

146

мышечного тонуса, формированию кинетических двигательных мелодий. Такие характеристики, как интонация, ритм паузы и др. являются общими для речи и музыки. Занятия пением помогают ребенку почувствовать, а потом осознать эти явления в своей речи. Музыкальный ритм помогает ребенку наладить ритм дыхания.

Вопросами разработки эффективных методов вокальной терапии в логопедии занимались: О.С. Орлова, Е.С. Правдина, Е.В. Лаврова, Г.Н. Пустынникова, С.Л. Таптапова и др. Целью исследования является оптимизация логопедической работы с дошкольниками, страдающими дизартрией за счет разработки и внедрения новых технологий с использованием вокальной терапии. В общем комплексе коррекционно-педагогических мероприятий должны найти свое место занятия вокалотерапией, направленные на коррекцию речевых нарушений у детей.

ЯКОВЕНКО И.А., ЧЕРЕМУШКИН Е.А., КОЗЛОВ М.К.

(ИВНД и НФ РАН)

ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КОГНИТИВНОЙ ЗАДАЧИ НА ПАРАМЕТРЫ БЕТА-РИТМА ЭЭГ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ И ТЕСТИРОВАНИИ УСТАНОВКИ НА ВОСПРИЯТИЕ ЛИЦЕВОЙ ЭКСПРЕССИИ

Проведено исследование изменений параметров бетаритма в условиях нагрузки на рабочую память в двух сериях экспериментов с установкой на лицевую экспрессию. Нагрузка на рабочую память осуществлялась путем удлинения интервала между целевым и пусковым стимулами до 16 с. В экспериментах приняли участие 70 здоровых взрослых испытуемых. Для еще большего усиления нагрузки во второй серии в середине этого интервала вводилась дополнительная когнитивная задача в виде кондиционирующих стимулов типа Go/NoGo – круги синего или зеленого цвета. Анализ данных проводился с помощью непрерывного вейвлет-преобразования на основе ―материнского‖ комплексного Morlet-вейвлета в диапазоне 1–35 Гц. Мощность бета-

147

ритма характеризовалась средним уровнем, максимумами коэффициента вейвлет-преобразования (КВП) и латентными периодами максимумов. Введение дополнительной когнитивной задачи в паузу между целевым и пусковым стимулами привело к существенному увеличению абсолютных значений среднего уровня КВП бета-ритма и относительных величин максимумов КВП бе- та-ритма. В серии экспериментов без кондиционирующего стимула испытуемые с большим количеством ошибок (от 6 до 40), т.е. ригидной установкой, по сравнению с испытуемыми с малым числом ошибок (до 5), т.е. пластичной установкой, характеризовались более высокими значениями среднего уровня КВП бетаритма на стадии формирования установки. Введение кондиционирующего стимула привело к сглаживанию межгрупповых различий на протяжении всего эксперимента. Выдвинуто предположение о большей активности top–down процессов таламокортикального круга в группе испытуемых с ригидной установкой и об участии bottom-up процессов кортико-гиппокампальной системы в процессе разрушения установки.

148

Научное издание

Ответственный редактор: О.Н. Ткаченко, к. биол.н.

НЕЙРОНАУКИ И БЛАГОПОЛУЧИЕ ОБЩЕСТВА:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, БИОМЕДИЦИНСКИЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ

APPLIED NEUROSCIENCE AND SOCIAL

WELL-BEING

СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ КОНФЕРЕНЦИИ

ABSTRACT BOOK

Издано при поддержке гранта РГНФ №15-0614125г

Печатается в авторской редакции Подписано в печать 20.05.2015 г. Объем 9, 25 п.л.

Тираж 200 экз.

149