Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы по экономике.docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
22.03.2016
Размер:
168.94 Кб
Скачать

39 Вопрос

Экономический потенциал развивающихся стран. НИС первой волны: экономика Тайваня

Новые индустриальные страны (НИС) - это группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия произошел качественный скачок социально-экономических показателей. Экономика этих стран за короткий срок совершила переход от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой, со всеми присущими последней чертами. К ним относятся следующие:

o НИС "первой волны": Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг (их также называют "азиатские тигры" или "драконы");

o НИС "второй волны": Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили, Уругвай ("латиноамериканские пумы");

o НИС "третьей волны": Малайзия, Таиланд, Индия, Кипр, Тунис, Турция, Индонезия;

o НИС "четвертой волны": Китай, Филиппины, Вьетнам.

Отметим, в анализе все эти страны (исключая НИС "первой волны") входят в состав развивающихся стран. В процессе развития этих групп стран выявились две континентальные модели:

Первая - это азиатская модель: развитие национальной экономики с преимущественной ориентацией на внешний рынок на базе заимствованных технологий, с сильной государственной поддержкой.

Вторая - это латиноамериканская модель: развитие национальной экономики с ориентацией на импортозамещение на базе привлечения американских TНK и ТНБ. При этом все эти новые индустриальные страны выявили некоторые характерные особенности в развитии, в частности следующие.

Они демонстрируют самые высокие темпы экономического развития (8% в год у НИС первой волны), а в период глобального кризиса в большинстве из них не произошло глубокого спада, наблюдалось лишь падение темпов роста.

Ведущей отраслью в этих странах является обрабатывающая промышленность.

Во всех этих странах действует экспортоориентированная стратегия, отсюда - повышенное значение внешних рынков.

Эти страны вовлечены в активную региональную интеграцию (ЛАИ, МЕРКОСУР, АСЕАН и др.)

В ряде этих стран происходит процесс динамичного образования собственных ТНК, успешно конкурирующих с ТНК ведущих стран мира.

Большое внимание в НИС уделяется образованию и науке, развитию современных технологий и в целом наращиванию человеческого потенциала.

В этих странах необычайно эффективно развивается использование высоких технологий на базе кластерного подхода и отчасти аутсорсинга.

Все эти страны весьма привлекательны для ТНК вследствие дешевизны рабочей силы, обладания значительными сырьевыми ресурсами, развития банковского и страхового секторов и создания в них благоприятного "делового климата".

Главная отличительная черта, служащая своего рода визитной карточкой этих стран, - производство бытовой техники и компьютеров, одежды, обуви, игрушек, причем в крупных объемах для экспорта на мировые рынки.

Все эти страны ускоренно развивают международную туристскую индустрию, включающую элементы деловых и коммерческих услуг.

Особого внимания заслуживает фактор трудовых ресур­сов. Не располагая в ряде случаев значительными природными ресур­сами, эти страны сделали главную ставку на трудовые ресурсы, к тому же все время пополняющиеся благодаря довольно высокому естественному приросту населения. Именно многочисленность и дешевизна рабочих рук (стоимость рабочей силы в НИС Азии в 3-4 раза ниже, чем в экономически развитых странах) в значительной мере и привела сюда западный капитал, тем более что рабочая сила в этих странах оказалась не только дешевой, но и дисциплинированной, а также достаточно квалифицированной.

Это последнее ее качество в первую очередь связано с уровнем образования. В самом деле, все НИС обеспечили свой прорыв к международным позициям благодаря тому, что ввели общее среднее образо­вание, сделали общедоступной среднюю школу, подняли уровень общей и профессиональной подготовки до современных стандартов. Приоритетность образования среди всех государственных проблем привела к настоящему «образовательному взрыву», изменившему качество трудовых ресурсов. В основе «экономического чуда» Азии лежит именно приоритет образования в данном случае не декларативный, а вполне реальный.

Эти страны выделяют на нужды образования от 2,5 до 4.5% своего ВВП, что с учетом общих объемов их ВВП составляются довольно внушительные суммы. В результате они уже приблизились к уровню полной грамотности: еще в начале 1990-х годов охват детей базовым образованием достиг 90%. В том числе полным средним образованием в Республике Корея и на Тайване было охвачено более 80% детей и подростков, что даже выше уровня, достигнутого Японией и большинством стран Западной Европы. В НИС Азии до одной третьей всех выпускников средней школы продолжают учебу в университетах. Кроме того, эти страны широко используют возможность направлять своих студентов на учебу в США и Западную Европу. Например, микро государство Сингапур обучает за границей столько же своих граждан, сколько такая большая страна, как Пакистан. Важно и то, что студенты, обучающиеся за границей, в большинстве своем возвраща­ются домой, хотя на родине их зарплата меньше.

Таким образом, высокий уровень образования положительно влияет и на такой важный фактор, как индекс человеческого развития (ИЧР). Хотя по уровню ИЧР Сингапур и Республика Корея пока еще входят только в третью десятку стран мира, а Таиланд и Филиппины - в шестую.

Но не стоит забывать об особенностях хозяйственного развития, которые лежали в основе интенсивного экономического роста в ряде стран Юго-Восточной Азии:

-высокий уровень сбережений и инвестиций;

-экспортная ориентация экономики;

-высокая конкурентоспособность в связи с относительно низкими ставками заработной платы;

-значительный приток прямых иностранных и портфельных инвестиций в силу; относительной либерализации рынков капиталов;

-благоприятные институциональные факторы становления "рыночно ориентированной" экономики.

Следует отметить, что в развитии экономических циклов особую роль всегда играли различные отрасли промышленности. В разные исторические периоды (XIX - XX вв.) в роли локомотивов циклического подъема выступали хлопчатобумажная и металлургическая отрасли, железнодорожное строительство и машиностроение. При этом последующий спад оказывался наиболее глубоким тогда, когда во времени совпадали два процесса: спад как фаза экономического никла в целом и истощение ресурсов экстенсивного развития соответствующих "циклообразующих" отраслей (переход к нисходящей стадии в цикле жизни отрасли). В новых индустриальных странах роль ведущих отраслей циклического подъема играли, прежде всего, экспортные отрасли, в особенности, электроника и автомобильная промышленность. В движении этих отраслей отчетливо прослеживались черты "догоняющего цикла жизни продукта" (catching-up product cycle). Сочетание ряда благоприятных факторов вплоть до середины 90-х годов обеспечивало особую продолжительность и интенсивность промышленного подъема в рассматриваемых странах. В последнее время, однако, на первый план стали выдвигаться внутренние конфликты, присущие рассматриваемым формам индустриализации. Добавлю к этому, что в рассчитанных Э.Янгом, а также Дж. Кимом и Л.Лау уравнениях регрессии, описывающих процессы экономического роста в новых индустриальных странах, высокие темпы роста производства определялись, главным образом, рекордной долей накопления в совокупном продукте и численностью работников, переходящих от низко производительного сельскохозяйственного труда к работе в современной промышленности. Ясно, однако, что рост обеих переменных имеет четкие экономические ограничения. Можно добавить, что по мере увеличения производства все отчетливей ощущались границы возможного роста нормы накопления и экстенсивного использования сравнительно дешевой слабо обученной рабочей силы. Так, длительный процесс роста нормы накопления (измеряемой отношением совокупной суммы капиталовложений к валовому внутреннему продукту), наблюдавшийся с начала 50-х годов практически во всех странах - "тиграх" Юго-Восточной Азии, к середине 80-х годов стал постепенно выдыхаться. В 90-е годы в этих странах отчетливо обнаружилась тенденция к снижению показателей рентабельности. К тому же во второй половине 90-х годов на индустриализации в новых индустриальных странах все сильней сказывались серьезные затруднения.По ряду ведущих экспортных товаров наметился переход к фазе замедленного роста в "догоняющем цикле жизни". Во второй половине 90-х годов в этих странах обозначилась тенденция к сокращению темпов роста (или даже объема продаж) не только электроники, автомобилей, но и продукции обувной и легкой промышленности региона. Однако происходило сокращение не только экспортной продукции, но и импортной.

Таким образом, исчерпание возможностей данного типа экстенсивного промышленного развития стало проявляться в резком снижении темпов роста производительности труда и эффективности капиталовложений. В последнее время наблюдалась отчетливо выраженная зависимость между динамикой инвестиций и строительством, тогда как отсутствовала столь же четкая зависимость между динамикой инвестиций и промышленным производством. Кризис, развернувшийся в новых индустриальных странах Азии, свидетельствует о необходимости серьезной структурной перестройки и перехода к преимущественно интенсивным формам экономического роста.Отметим, что к числу специфических факторов, способствовавших существенному ослаблению конкурентоспособности "азиатских тигров" на мировых рынках, можно отнести также особую конфигурацию валютных связей и динамику курсов ведущих валют. Дело в том, что в сложившейся системе валютного регулирования денежные единицы "тигров" по существу оказались привязанными к доллару США (тогда как в их экономических связях гораздо большую роль играла Япония). Привязка национальных валют к корзине, н которой доллар составлял около 4/5, на протяжении длительного периода, создавала условия для привлечения иностранного капитала (отсутствие курсового риска, более высокие процентные ставки и др.).

Экономика Тайваня

Тайвань имеет динамичную капиталистическую экономику, в которой уровень правительственного контроля за инвестициями и внешней торговлей постепенно снижается. В соответствии с этой тенденцией ведётся приватизация некоторых крупных банков и промышленных предприятий, находящихся в государственной собственности.

Внешняя торговля является залогом быстрого роста экономики Тайваня в течение последних 40 лет. Тайваньская экономика остаётся ориентированной на экспорт, таким образом, она зависит от режима открытой мировой торговли и остаётся уязвимой для влияния спадов в мировой экономике. Общий объем торговли увеличился в пять раз в 1960-х, почти в десять раз в 1970-х, и снова удвоился в 1980-х годах. 1990-е годы показали меньший рост — почти в два раза. Состав экспорта изменился от преимущественно сельскохозяйственой продукции до промышленных товаров (в настоящее время 98%). Сектор электроники является важнейшим промышленным сектором экспорта Тайваня и крупнейшим получателем инвестиций США. Тайвань, благодаря независимой экономике, в января 2002 года стал членом Всемирной торговой организации (ВТО), как «отдельная таможенная территория Тайвань, Пэнху, Цзиньмэня и Мацзу» (часто сокращается до «Китайский Тайбэй» — название, введённое из-за вмешательства КНР в ВТО). По данным доклада агентства по оценке коммерческого риска BERI за 2011 год, Тайвань имеет благоприятный инвестиционный климат, уступая по данному показателю лишь Сингапуру и Швейцарии. Тайвань является крупнейшим в мире поставщиком компьютерных чипов и ведущим производителем жидкокристаллических дисплеев (рынок которых вырос в 2011 году на 32 %), компьютерной памяти DRAM, сетевого оборудования, а также разработчиком и производителем бытовой электроники. Текстиль является ещё одним крупным промышленным сектором экспорта, хотя его объёмы снижаются, в связи с нехваткой рабочей силы, увеличением накладных расходов, цены на землю и затрат на охрану окружающей среды. В импорте преобладают сырье и средства производства, на долю которых приходится более 90 % от общей суммы. Тайвань импортирует большую часть своих энергетических потребностей. Соединённые Штаты являются третьим крупнейшим торговым партнёром Тайваня при 11,4 % тайваньского экспорта и поставки 10 % импорта. В последнее время крупнейшим партнёром по импорту и экспорту Тайваня стал Китай. В 2010 году на КНР приходилось 28 % экспорта Тайваня и 13,2 % импорта (за исключением Гонконга. Эта цифра быстро растёт, и экономики двух стран становятся всё более взаимозависимыми. Импорт из Китая в основном состоит из сельскохозяйственного и промышленного сырья. Экспорт в Соединённые Штаты составляет главным образом электроника и потребительские товары. С ростом уровня дохода на душу населения вырос спрос на импортные высококачественные потребительские товары. Отсутствие формальных дипломатических отношений между Тайванем и его торговыми партнёрами, по всей видимости, не серьёзно препятствуют быстро расширяющейся торговле Тайваня. Китайская Республика является полноценным членом 32 международных организаций и их подконтрольных органов. В дополнение к ВТО Тайвань является членом Азиатского банка развития как Китайский Тайбэй (название введено под влиянием КНР) и Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), как Китайский Тайбэй (по той же причине, что и выше). Эти события отражают экономическое значение Тайваня и его стремление к дальнейшей интеграции в глобальную экономик.

Рамочное соглашение об экономическом сотрудничестве (ECFA) с Китаем было подписано 29 июня 2010 года в городе Чунцин. Это потенциально может расширить рынки для экспорта Тайваня. Однако, истинные выгоды и последствия ECFA для экономики Тайваня все ещё являются спорным вопросом. Подписанное в 2010 году соглашение позволило более чем 500 видам товаров, произведённых на Тайване, въехать в Китай по низкому тарифу. Правительство Тайваня также в 2010 году начало переговоры по подписанию торговых соглашений с Сингапуром и США. По состоянию на 2013 год, продолжаются переговоры относительно подписания двустороннего торгового пакта с Сингапуром, в свою очередь переговоры с США завершились тем, что обе стороны договорились сотрудничать в плане укрепление внутреннего потенциала в области регулирования и поддержки информационно-комуникационных систем.

Государственные финансы

Внешний долг: 146,8 млрд (31 декабря 2013)

Государственные доходы: 78,24 млрд (2013)

Государственные расходы: 90,38 млрд (2013)

Статистика

ВВП:

• Итого (2013) - 929.5 млрд. долл. (20-й)

• На душу населения - 39,767 долл.

Рост ВВП: 2,2 % (2013)

ВВП по секторам: сельское хозяйство: 2 %, промышленность: 29,4 %, сфера услуг: 68,6 %

Население за чертой бедности:1,5 % (2012)

Экономически активное население: 11,55 млн (2013)

Занятое население по секторам:сельское хозяйство: сельское хозяйство: 5 %, промышленность: 36,2 %, сфера услуг: 58,8 %

Уровень безработицы: 4,1 % (2013)

Основные отрасли:

Электроника, связь и продукты информационных технологий, нефтепереработка, вооружения, химикаты, текстиль, железо и сталь, машины, цемент, пищевая промышленность, транспортные средства, потребительские товары, фармацевтика