Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Батыр К.И., Филиппова Т.П., Черниловский З.М. — Всеобщая история государства и права (1996).pdf
Скачиваний:
410
Добавлен:
22.03.2016
Размер:
2.22 Mб
Скачать

307

Три обстоятельства способствовали установлению фашистской диктатуры в Германии: а) монополитическая буржуазия нашла в ней желанный выход из той острой политической ситуации, которая возникла с экономическим кризисом; б) мелкая буржуазия и некоторые слои крестьянства приняли на веру демагогические обещания гитлеровцев и особенно в осуществлении экономических трудностей, вызванных всевластием монополий и усугубленных кризисом; в) рабочий класс Германии — и это едва ли не главное — оказался расколотым и потому ослабленным. Компартия Германии была недостаточно сильна, чтобы отбросить фашизм помимо и без социалдемократии.

Теперь, глядя на прошлое с новых позиций, сознаешь, что непримиримая борьба КПГ с германской социал-демократией, доходившая до обвинений в предательстве интересов рабочего класса, борьба, в немалой степени подогреваемая просталинскими решениями Коминтерна, и его общей позицией в отношении социал-демократии, идущей еще от Ленина, была в корне ошибочной, предопределившей отчуждение двух рабочих партий Германии. При всем том КПГ оказалась дальновидней и смелей социал-демократии, когда предложила последней тактику единого народного фронта.

§ 3. Политический и государственный строй гитлеровской Германии

Так как это свойственно фашистским и авторитарным режимам, так и германский фашизм начал с ликвидации буржуазно-демократических свобод. Указанным целям служили чрезвычайные декреты, приходящиеся уже на первые же месяцы гитлеровского правления.

Февральский декрет 1933 года, названный «В защиту народа и государства» отменял свободу личности, слова, печати, собраний; февральский декрет, названный «В защиту германского народа», наделял неограниченными правами полицию и т.д. Неслыханные репрессии обрушились прежде всего на коммунистов. Депутаты компартии в рейхстаге были лишены мандатов и арестованы (по закону от 23 марта 1933 года), в марте же 1933 года компартия была запрещена, ее пресса закрыта.

По своему обыкновению гитлеровцы прибегли к провокациям. В ночь на 26 февраля 1933 года они подожгли здание рейхстага, чтобы обвинить в том компартию и получить новый предлог для гонений на коммунистов. Известный Лейпцигский процесс, призванный доказать это обвинение, позорно провалился: обвиненные в поджоге болгарские коммунисты Г. Димитров и другие были оправданы за полной недоказанностью обвинения. Тем не менее, провал дела не помешал развернувшейся в стране дикой травле коммунистов и демократов вообще. Досталось и социал-демократам, хотя и не в той степени, что коммунистам.

Затем наступила очередь всех вообще партий, не исключая и буржуазных. Право на существование и господство получила одна лишь националсоциалистическая партия. Профессиональные союзы были распущены, средства их конфискованы. Используя опыт фашистской Италии, нацисты создали свои собственные профсоюзы, которые находились под контролем партии, и куда насильственно загоняли людей.

Очень скоро нацистская партия стала частью правительственной си-

308

стемы. Пребывание в рейхстаге и на правительственной службе связывалось с присягой на верность национал-социализму. Центральные и местные органы партии получили правительственные функции и практически решали все сколько-нибудь существенные вопросы правления. Что касается решений съездов партии, то они с момента принятия получали силу закона.

Партия имела особое устройство. Члены партии были обязаны безусловным подчинением местным «фюрерам», их приказам и указаниям. Назначались эти фюреры сверху и только по этой линии несли ответственность. В непосредственном подчинении партийного центра находились т. и. штурмовые отряды (СА), охранные отряды, известные под названием эсэсовских (СС), наконец, некоторые особенные воинские части, укомплектованные фанатическими сторонниками Гитлера. Преступления, совершенные членами партии, рассматривались особыми судами, выделенными из общей судебной системы и по особому ритуалу (на тайных заседаниях).

Особое место в системе репрессивного аппарата занимала тайная полиция, известная под кличкой «гестапо» (что означает государственная тайная полиция), располагавшая огромными денежными средствами и массой сотрудников, подвергавшихся перед назначением особенной проверке на верность фюреру и национал-социализму.

Государственная власть в гитлеровской Германии сосредоточилась в правительстве, правительственная власть — в особе фюрера. Уже закон 24 марта 1933 года разрешал имперскому правительству, не испрашивая санкции парламента, издавать акты, которые «уклоняются от конституции» 1919 года. Августовский закон 1934 года ликвидировал должность президента республики, его правомочия передавались фюреру, который, вместе с тем, как был, так и оставался главой правительства. Ни перед кем не ответственный, «фюрер» пребывал в этой роли пожизненно и мог назначать себе преемника.

Рейхстаг был сохранен для парадных демонстраций. Тем же целям служили и т.н. народные опросы, результат которых был известен заранее, ибо всякий кто воспользуется «правом» тайного голосования, объявлялся «врагом народа» со всеми связанными с тем последствиями.

Деление государства на «земли» с их традиционным населением, делением, которым немцы так дорожат, было ликвидировано в интересах повсеместной централизации управления. А предлогом было избрано — «единство нации». Областями управляли чиновники, назначенные в Берлине центральным правительством. Местного самоуправления не существовало. Государственный аппарат — что характерно для подобных режимов — предварительно подвергшийся чистке, был увеличен в два раза. От Веймарской конституции, формально не отмененной, не осталось и следа.

Руководство экономикой. Как и в фашистской Италии, так и в нацистской Германии между правящей партией, государством и монополиями (банками, концернами и пр.) существовала прямая связь. Те, кто привел Гитлера к власти, процветали: это был их режим.

Законом 27 февраля 1934 года в Германии учреждались т.н. хозяйственные палаты — общеимперская и провинциальные. Во главе их были представлены банкиры и промышленники. Палаты эти имели важные полномочия в деле регулирования экономической жизни и социальных отношений. Результаты оказались почти немедленно: средняя продолжительность

309

рабочего дня выросла с 8 до 10 — 12 часов, тогда как реальная заработная плата составила уже в 1935 году всего-навсего 70 % от заработной платы 1933 года. А что касается прибылей концернов и банков, сошлемся всего на один пример: доходы известного Стального треста составили 8,6 млн. марок в 1935 году и 27 млн. марок в 1941 г.

Не без вмешательства палат процесс картелирования экономики проглотил массу мелких предприятий, о которых гитлеровцы говорили (до прихода к власти) как о предмете особой заботы. Как и о мелких лавочниках, так и не дождавшихся избавления от гнетущей конкуренции крупных магазинов.

Обмануты были и крестьяне, не получившие ни земли, ни отсрочки долгов, ни обещанных им кредитов.

Ликвидированными оказались социальные завоевания трудящихся, в том числе и те, о которых мы говорили в связи с Веймарской конституцией. «Закон о порядке национального труда» от 20 марта 1934 года объявлял предпринимателя — «фюрера» — высшей инстанцией для рабочих данного предприятия. К его компетенции были отнесены: продолжительность рабочего дня, виды вознаграждения, размеры штрафов и пр. Он же издавал положения о проступках, влекущих за собой «немедленное увольнение без предупреждения».

Наконец, в 1938 году была введена всеобщая трудовая повинность: рабочий и вообще трудящийся мог быть послан в административном порядке на любую работу в любой район страны — независимо от профессии.

Что касается крестьян, законом 1933 г. о т.н. «наследственных дворах», были введены льготы для крупных и отчасти средних крестьянских дворов. Все другие обещания крестьянству остались невыполненными. То же самое может быть сказано о «крупных магазинах». Они как были, так и остались.

Агрессия во внешней политике. Вторая мировая война. С первых дней власти (и даже до этого) гитлеровцы, не стесняясь, говорили о «большой войне», в которой «великая Германия» завоюет себе «достойное жизненное пространство». Идеологическим прикрытием этих целей служила т.н. расовая теория, выдвигавшая немцев — «белокурую бестию» — в качестве господствующей над миром национальности. Соответственно с тем Германия в одностороннем порядке аннулирует для себя Версальский мирный договор 1919 года и на глазах всего мира начинает всестороннюю подготовку к мировой войне за новое «жизненное пространство». Сочтя момент подходящим, Германия в 1939 году обрушивается на Польшу и в 10-дневный срок уничтожает ее как военную державу. Территория Польши была оккупирована. Она должна была послужить — и действительно послужила — главным плацдармом для нападения на СССР, очевидного, почти не скрываемого, но так и не «замеченного» Сталиным, делавшим, как показывают новейшие исследования, все от него зависящее для того, чтобы облегчить гитлеровскую агрессию против СССР. Что за этим стояло?

310

§ 4. Поражение Германии. Потсдамская конференция

Вынудив гитлеровскую армию к капитуляции и оккупировав территорию Германии, союзники — СССР, США, Великобритания, Франция — выработали согласованную политику в отношении Германии.

Было решено, во-первых, что войска стран-победительниц займут каждая одну из 4-х оккупационных зон, а затем (5 июня 1945 г.) было решено, что из всех 4-х командующих будет образован Контрольный Совет, призванный решать текущие вопросы, имеющие значение для всей Германии.

Наконец, летом 1945 года (17 июля — 2 августа) в Потсдаме, близ Берлина, состоялась конференция глав правительств:

СССР (Сталин), США (Трумен) и Великобритании (Черчилль-Эттли). Союзники согласились установить в Германии временный оккупационный режим, для чего территория страны была разделена на четыре зоны: советскую на востоке, американскую, английскую и французскую на западе. Было решено распустить немецкие вооруженные силы и ликвидировать генеральный штаб германской армии; арестовать и предать суду военных преступников; уничтожить монополистические союзы капиталистов — опору фашистского режима; произвести чистку немецкого государственного аппарата от военных преступников (денацификация); ликвидировать военнопромышленный потенциал Германии с тем, чтобы она больше никогда не могла производить оружие.

Восстанавливалось действие демократических институтов: местного самоуправления, свободы собраний, слова, печати.

Управление оккупированной страной сосредоточилось в Союзном контрольном совете, составленном из представителей оккупирующих Германию держав.

Так продолжалось до декабря 1946 года, когда было создано сначала сепаратное управление двумя западными зонами (американской и английской), а затем и всеми тремя. Логическим следствием всего этого стало разделение Германии, приведшее к возникновению двух германских государств

— одного на западе — будущая Федеративная Республика Германии, и другого на востоке — будущая Германская Демократическая Республика.

Боннская конституция. Когда окончательно выяснилось, что воссоздание Германии как единого государства невозможно, западные оккупационные власти разрешили трем западным зонам соединиться в единое государство под названием Германской Федеративной Республики. В 1949 году новое государство получило из рук оккупантов новую конституцию, называемую по столичному городу Западной Германии Боннской. Она восстановила демократические институты власти и управления и в ряде отношений походила на конституцию Веймарскую.

Как и последняя, новое германское государство построено на началах федерализма. Оно составилось из 10 земель, самостоятельных в своем бюджете и независимых друг от друга (ст. 109). Каждая из земель имеет свой ландтаг и свое правительство, обладающее значительной автономией.

Было решено, что правительство каждой из 10 земель (в настоящее время 14) назначает своих уполномоченных в верхнюю палату парламента, названную Союзным советом — бундесратом.

Нижняя палата или бундестаг сохранила свою демократическую пер-

311

вооснову. Она избирается народом. Избранная для этого система голосования соединяла в себе то, что называют мажоритарным и пропорциональным голосованием. В первом случае достаточно получить хотя бы относительное большинство голосов — по сравнению с другими кандидатами в депутаты, во втором — по признаку партийных списков (проходит в парламент то именно количество кандидатов, которые определяются числом голосов, поданных за данный список). Партия, собравшая менее 5 % голосов, лишалась всякого представительства. Мера эта, как можно думать, была направлена как против коммунистов, так и против национал-социалистов, мешая их проникновению в нижнюю палату парламента.

Главным законодательным органом является, конечно, бундестаг, нижняя палата, хотя его полномочия в той или иной мере ограничиваются Союзным советом — бундесратом.

По определенному кругу вопросов — изменение конституции, передел территории, компетенция земельных властей и даже финансы — бундесрат наделялся правом абсолютного вето, с чем не может не считаться палата нижняя. Для других случаев верхней палате предоставляется право отлагательного вето. Таким образом утверждался не фиктивный, но реальный федерализм Западной Германии.

Главой государства конституция провозгласила Президента, избираемого на 5 лет. Президент предлагает на утверждение бундестага утверждение главы правительства, которым во всех случаях становится лидер партии, победившей на выборах.

Действительная власть сосредоточивается, как и повсюду, в правительстве государства и особенно в руках его председателя — канцлера. Правительство контролирует законодательство и все важное в этом деле исходит от него, осуществляет всю предоставленную ему исполнительную власть и т.д.

Важными функциями наделен и федеральный Конституционный суд

ираньше всего правом толкования конституции и соответственно с тем определения того, насколько принятый парламентом закон отвечает ее букве

идуху. Этот же суд решает вопрос о пределах компетенции федерации в целом и каждой земли в отдельности в случаях, когда этот вопрос становится предметом спора между федерацией и землями. Судьи конституционного суда назначаются пожизненно.

Наиболее влиятельной партией ФРГ является Христианскодемократическая. В ее правление Западная Германия преодолела послевоенную разруху и вышла на одно из первых мест в мире как по общему объему производства, так и производительности труда. В настоящее время она входит в тройку наиболее мощных индустриальных держав мира — США, Японии и ФРГ.

Правящей партией была одно время и социал-демократическая пар-

тия. Но как первой, так и второй обыкновенно недостает некоторого количества голосов для бесконтрольного господства в нижней палате. В этих специфических условиях выдвинулась в число правящих партий немногочисленная партия Свободных демократов (СвДП), которая, используя нужду в себе, претендовала и претендует на важные министерские портфели. СвДП сотрудничала как с христианскими демократами, так и с социал-

312

демократами. Последнее продолжалось целых 13 лет, как вдруг, держась своих особых целей, осенью 1982 года свободные демократы перешли на сторону христианских демократов, создав таким образом правительственный кризис. Так при известных обстоятельствах малая партия, дающая численный перевес крупной партии, может играть роль, не соответствующую ее действительному месту в стране в целом. За распадом коалиции последовали новые досрочные парламентские выборы.

Новый этап. Новый этап в истории ФРГ связан с крушением коммунистического господства в Восточной Германии (оккупированной в свое время Советской армией) и присоединением ее к Западной Германии.

Скажем о ней несколько слов. Тем более, что в отличие от Венгрии или Польши, точно так же отказавшихся от социалистического идеала, но сохранивших себя как государства, от Германской Демократической Республики, как называлась Восточная Германия до воссоединения, ничего не осталось. Вслед за тем, как уже говорилось, Восточная Германия без особых церемоний вошла в состав Федеративной Республики Германии.

Восточная Германия была оккупирована Советской армией и первое время управлялась советской военной администрацией. Вскоре к правительственной деятельности была привлечена Социалистическая единая партия Германии, образовавшаяся здесь, на Востоке, в результате слияния коммунистических и социал-демократических партийных организаций. В сентябре

— октябре 1946 года по всей Восточной Германии были проведены выборы в органы местного самоуправления и в земельные парламенты — ландтаги. СЕПГ получила более 50 % голосов на общинных выборах и 47 % на выборах в ландтаги.

Вместе с тем последовали реформы социалистического характера. Было конфисковано имущество монополий, проведена аграрная реформа и т.д. Одновременно с тем определились социалистическая ориентация на преобразование промышленности и коллективизацию сельского хозяйства.

Вэтих условиях все три западные зоны Германии поспешили самоопределиться. В ответ на это Народный конгресс Восточной Германии (март 1948 года) избрал Немецкий народный совет и поручил ему выработать конституцию будущей ГДР.

7 октября того же 1948 года Народный совет объявил о создании Германской Демократической Республики, как особого и самостоятельного государства. Вместе с тем Народный совет преобразовал себя во Временную народную палату ГДР.

Всвязи с этим правительство СССР предоставило правительству ГДР функции управления, лежавшие на советской военной администрации.

Первые общенародные выборы в законодательную палату ГДР состоялись уже в 1949 году. Партии, существовавшие и легализованные к тому времени, выступили с единой программой и единым списком кандидатов в депутаты. Квота, приходящаяся на каждую партию, была определена заранее. Таким, далеко не лучшим образом, начала свое существование восточ- но-германская коммунистическая демократия.

313

В 1952 году конференция СЕПГ приняла решение о строительстве социализма в ГДР. Через 16 лет после того новая конституция ГДР (1968 г.) констатировала факт ликвидации в ГДР всех форм эксплуатации человека человеком, то есть победу социалистических производственных отношений.

Между тем. Западная Германия все более и более обгоняла Восточную по уровню промышленного развития, по уровню жизни.

Естественно, что с переменами во внутренней и внешней политике

СССР, народ ГДР — и особенно студенческая молодежь — поняли, что настал час для национального воссоединения родины.