Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
NPA.docx
Скачиваний:
24
Добавлен:
20.03.2016
Размер:
63.03 Кб
Скачать

1.2. Герметичность дыхательного контура.

При проведении низкопоточной анестезии большое клиническое значение приобретает проблема герметичности дыхательного контура [12, 35]. Как указывает E. Rügheimer, утечки газовой смеси из дыхательной системы респиратора и/или из-под интубационной трубки при работе в режиме low flow могут привести к возникновению дефицита газа в дыхательном контуре [153]. Кроме того, любая разгерметизация контура приводит к поступлению в него атмосферного воздуха, содержащего азот, вследствие чего FiO2 и FiN2O снижаются, а соотношение N2O:O2 нарушается [12, 113].

Согласно J. Baum, “практически все модели наркозных аппаратов могут быть использованы для проведения низкопоточной анестезии при условии, что они проходят регулярные проверки на герметичность системы, а выявленные утечки не превышают предельного значения, заявленного фирмой-производителем” [35]. Допустимые утечки в различных моделях наркозных аппаратов неодинаковы. Так, например, заявленная производителем предельная величина утечки в циркуляционных системах Dräger 8 ISO не должна превышать 200 мл/мин при 40 см Н2О, а в циркуляционных контурах Megamed 048 и 219 она составляет менее 50 мл/мин при 30 см Н2О [62, 125]. В некоторых моделях респираторов тест на герметичность системы выполняется автоматически при включении в сеть, при этом на электронном табло отображается абсолютная величина утечки. Подобный автоматизированный тест на герметичность контура реализован в наркозных аппаратах Cato и Julian (Dräger) - не более 40 мл/мин при 30 см Н2О, а также EAS 9010 и EAS 9020 (Gambro-Engström) - не более 50 мл/мин при 20 см Н2О [62, 80].

При использовании минимальных потоков свежего газа (£0.5 л/мин) требования к герметичности наркозно-дыхательной аппаратуры ужесточаются. Согласно европейскому стандарту CEN, допустимая утечка из дыхательного контура с минимальным газотоком не должна превышать 100 мл/мин при 30 см Н2О [52, 59]. Требуемой степени защиты от утечек можно достичь следующим образом: периодически проверять детали из резины и пластика на предмет наличия различных повреждений; регулярно прочищать и промывать уплотнительные резиновые кольца; тщательно, но без усилия, закручивать все коннекторы; и, наконец, стараться свести к минимуму использование всевозможных дополнительных адаптеров и переходников [12, 19]. M. Leuenberger и соавт. отмечают, что наиболее защищенными от утечек являются наркозные аппараты с т. н. компактными дыхательными системами, в которых все составляющие, за исключением шлангов вдоха и выдоха, спрятаны в корпусе наркозного аппарата (Cato, Cicero, Julian, SA 2/RA 2, EAS 9010 и 9020, Elsa, Megamed 700 и 707, Modulus) [113].

Невозвращение в контур образцов газовой смеси, проходящих через газоанализатор, и их сбрасывание в атмосферу приводит к дополнительной утечке из дыхательной системы респиратора в пределах 60-200 мл/мин в зависимости от выбранной скорости забора образцов газовой смеси [35]. Как отмечают R. Droh и H. Lowe, при проведении анестезии в режиме high flow такая утечка не имеет никакого клинического значения, однако при снижении газотока в контуре необходимо удостовериться в том, что газовая смесь из газоанализатора поступает обратно в контур [64, 119].

2. Испарители.

2.1. Точность дозирования испарителей.

В настоящее время большинство испарителей устанавливается вне круга циркуляции газов (VOC-испарители, vaporizer outside the circle) [14, 76]. Точность их дозирования зависит от температуры окружающей среды, барометрического давления и газотока в контуре. В более современных моделях испарителей используется механизм термобарокомпенсации, в связи с чем они обеспечивают корректное дозирование анестетика при самых разнообразных температурных и барометрических режимах эксплуатации [76].

Кроме того, испаритель должен обеспечивать точное дозирование анестетика в широком диапазоне потоков свежего газа (от самых минимальных до максимально возможных). К сожалению, в отечественных испарителях и в ранних моделях их зарубежных аналогов (например, TEC 2 Ohmeda) корректность дозирования при газотоке <1 л/мин нарушается, т. е. концентрация анестетика на выходе из испарителя не совпадает с концентрацией, установленной на дозиметрическом барабане [14, 79, 95]. Современные испарители лишены этого недостатка [82]. Как показали клинические исследования, испарители Vapor 19.n и Vapor 2000 фирмы Dräger обеспечивают точное дозирование анестетика в диапазоне потоков 0.25-15 л/мин, а модели TEC 5 (Ohmeda) и Penlon PPV sigma (Penlon) - в диапазоне 0.2-15 л/мин [57, 62, 82, 200]. Точность дозирования испарителей, установленных на наркозных аппаратах EAS 9010 и EAS 9020 (Gambro-Engström) и PhysioFlex (Physio), вообще не зависит от потока свежего газа, поскольку в данных моделях реализована концепция автоматического инжекционного введения анестетика по принципу обратной связи (electronic feedback control) [80, 146, 151, 179].

Таким образом, более современные модели испарителей позволяют обеспечить корректное дозирование анестетика даже при минимальных потоках свежего газа (£0.5 л/мин), что делает их намного более адаптированными к проведению низкопоточной анестезии [76]. Многие авторы подчеркивают, что при проведении анестезии в режиме low flow необходим тщательный мониторинг концентрации галогенсодержащих анестетиков в контуре вне зависимости от того, насколько высока точность дозирования испарителя, что обусловлено особенностями фармакокинетики парообразующих анестетиков в дыхательном контуре с низким газотоком [40, 48, 78].

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]