Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции по Истории Фармации 1.doc
Скачиваний:
579
Добавлен:
20.03.2016
Размер:
753.15 Кб
Скачать

3.5.3. Основы библейской диагностики болезней

В процессе систематизации представлений о процессе лечения больных Моисеем был составлен перечень болезненных симптомов, встречающихся в книгах Ветхого Заве­та, относится к кожным проявлениям. Это неуди­вительно. Старинная народная мудрость гласила, что болезни входят и выходят через кожу, как через большую парадную дверь.

Действительно, кожа не остается «сторонним наблюдателен» при заболева­ниях внутренних органов, а как бы сигнализирует обо всех происходящих в организме изменениях.Раз­личные пятна, пузыри, струпья, кожный зуд и про­чее зачастую являются не местными заболевания­ми, а симптомами более общих болезненных про­цессов, хотя, конечно, у кожи, как и любого другого органа, существуют собственные болезни. Любые видимые изменения кожи служили предметом пристального внимания жрецов, выпол­нявших в те времена и врачебные функции. По ха­рактеру этих изменений жрец выносил решение: опасен ли данный человек для окружающих и под­лежит изоляции, или он «чист», то есть безопасен. Процедура осмотра была возведена в закон из 58-ми пунктов, в которых подробно перечислялись все виды поражений кожи и соответствующие предпи­сания на каждый случай.

Вероятно, что жрецы умели распознавать глист­ные инвазии. Во всяком случае, они хорошо знали, что некоторых глистов (аскариды, острицы) убива­ет чеснок.

В «Евангелии мира», написанном уже в период христианства и датируе­мом учеными IV веком н.э., имеется описание про­цедурыизгнания глистов, которую проводит боль­ному сам Иисус. После того как многие больные уже исцелились, выполнив положенные предписа­ния — пост, очистительные процедуры (внешние и внутренние: клизма, омовения, воздушные ванны, грязелечение), Иисус занялся больным, «тело ко­торого иссохло, остался один скелет, и кожа его была желтой как осенний лист. Несчастный про­сил изгнать Сатану, который «беснуется в гневе» у него внутри».

Как же происходила процедура изгнания? Иисус взял овечье молоко, поместил его на песок, на­гретый солнцем, чтобы вошла в него сила Ангела солнечного света. Ангелы Воды, Воздуха и Сол­нечного света объединились, и вверх стали подни­маться пары горячего молока. Больной вдохнул пар. Иисус пообещал ему, что «Сатана немедленно по­кинет твое тело, ибо три дня он уже голодает, не находя пищи в теле внутри тебя. Он выйдет, чтобы утолить голод парным молоком». Больного охватил озноб, начались позывы на рвоту, он впал в беспа­мятство, и изо рта у него вышел отвратительный червь, который пополз к молоку. Иисус камнями расшиб голову Сатане и вытянул его тело, которое длиной было почти в рост человека. Судя по разме­ру, если он не преувеличен, это был солитер или бычий цепень. Желтый цвет кожи больного — жел­туха — говорит о том, что у него была закупорка желчного протока и поражение печени.

Перечень кожных симптомов, составленный Моисеем, обнимает не только местные поражения кожи, но включает и признаки инфекционных бо­лезней, типичных для жарких стран — лейшманиозов, москитной лихорадки и др. Поэтому строгая изоляция больных с болезненны­ми изменениями на коже была оправдана и широко использовалась в древности. Ныне это мероприятие называется карантин.

Потомки Адама хорошо понимали, что здоро­вье является самой большой ценностью:«Лучше бедняк здоровый и крепкий силами, нежели богач с изможденным телом; здоровье и благосостояние тела дороже всякого золота, и крепкое тело лучше несметного богатства; нет богатства лучше телесно­го здоровья».

Заболеть часто означало умереть, и потому си­найский законодатель, как часто называют Мои­сея, придавал большое значениепрофилактике, которую составляли различного рода пищевые за­преты, изоляция подозрительных в отношении за­разных заболеваний лиц, дезинфекция жилищ и одежды и, конечно, личная гигиена.

Предупреж­дение болезней возводилось в ранг официальной доктрины. Жрец осматривал больного в день обра­щения и при подозрении на заразность заболевания объявлял его «нечистым» и обязывал покинуть стан на 7 или 14 дней, в зависимости от характера пора­жения (рис. 22).

К примеру, если болезненные изменения были на месте старого ожога или очага воспаления, то срок изоляции составлял 7 дней, а если они по­являлись на прежде здоровой коже и особенно в тех случаях, когда участки поражения локализовались на коже головы и «в бороде»,— то 14 дней.

Для обеззараживания применялась «очиститель­ная вода», своего рода дезинфицирующий раствор, приготовление которой описано весьма подробно:

«Скажи сынам Израилевым, пусть приведут тебе рыжую телицу (эта порода коров в те времена счита­лась лучшей.— Авт.), без порока, у которой нет не­достатка и на которой не было ярма»,— то есть абсо­лютно здоровое животное. Корову нужно было заре­зать вне стана, в присутствии жреца, а затем сжечь «при его глазах: кожу ее и мясо ее и кровь ее с нечи­стотою (то есть внутренностями,— Авт.) ее пусть со­жгут» — целиком. Затем жрец брал ветви кедрового дерева и иссопа и нить из червленной (то есть крас­ной) шерсти, символизирующей грех, и бросал в костер «на сожигаемую телицу».

 «Очистительную воду» готовили, смешивая золу с живой (ключевой) водой. Поскольку корову сжига­ли целиком, вместе с костями и внутренностями, то полученный раствор представлял собой богатую солями натрия и калия щелочь, которая, как извес­тно, до сих пор применяется в качестве дезинфици­рующего средства. Долгие годы большой популяр­ностью пользовалась щелочь в виде зеленого мыла.

Большое значение придавал Моисей гигиене жилых помещений. Каждый домовладелец обязан был известить жреца о появлении на стенах своего дома «влагоуглублений», то есть пятен от сырости или от разрастания домового гриба, плесени; жрец являлся «по указанному адресу», осматривал по­мещение и принимал решение: соскоблить штука­турку или же разобрать стенку, чтобы вынуть по­порченные камни. В случае, если после замены штукатурки и камней «влагоуглубления» вновь появ­лялись на стенах дома, его разрушали.

Все обита­тели дома и их гости, все, кто «ел и спал» в нем, должны были совершить омовение и выстирать одежду. Когда подозрительные пятна появлялись на одежде, ее несли жрецу для осмотра, и он ре­шал: подвергнуть ее стирке, вырвать из нее попор­ченные места или сжечь ее на огне. Эта крайняя мера применялась в тех случаях, когда стирка и вырезание попорченных мест не помогали.

Страх перед заражением породил и ряд правил по отношению к военной добыче: «И сказал священник воинам, ходившим на войну: вот поста­новление закона, который заповедовал Господь Мо­исею: золото, серебро, медь, железо, олово, сви­нец, и все, что проходит через огонь, проведите через огонь, чтоб оно очистилось, а кроме того и очисти­тельною водою должно очистить; все же, что не про­ходит через огонь, проведите через воду; и одежды ваши вымойте в седьмой день, и очиститесь, и пос­ле того входите в стан».

Вообще, военно-полевая гигиена была в осо­бой чести. Принимались все меры, чтобы войско было боеспособным и не несло урона из-за несо­блюдения правил личной гигиены, которые жестко регламентировались. Любой воин, почувствовавший недомогание, должен был удалиться из лагеря.

Все естественные надобности полагалось отправлять только за пределами последнего: «Место должно быть у тебя вне стана, куда бы тебе выходить; кроме ору­жия твоего должна быть у тебя лопатка; и когда бу­дешь садиться вне стана, выкопай ею яму и опять зарой ею испражнение твое».