Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ФИЛОСОФИЯ хрестоматия.doc
Скачиваний:
133
Добавлен:
17.03.2016
Размер:
1.67 Mб
Скачать

Д. Белл Из статьи «Постиндустриальное общество»

Характеристики постиндустриального общества

Концепция постиндустриального общества является попыткой выявить основные тенденции в социальных структурах передовых индустриальных государств. Можно указать пять таких характеристик, или особенностей, которые, вместе взятые, дают представление о постиндустриальном обществе. Заключаются они в следующем:

1. Переход от товарного производства к экономике обслуживания.

2. Господствующее положение в обществе класса профессиональных и технических специалистов.

3. Главенствующее значение теоретических знаний как источника новаторства и формулирования политических принципов в обществе.

4. Создание новой «интеллектуальной технологии».

5. Возможность саморазвивающегося технологического роста.

А. Экономика обслуживания

Более четверти века тому назад Колин Кларк в «Условиях экономического роста» предложил классификацию типов экономики на базе секторов, которые он определил как первичный, вторичный и третичный. К первичному сектору он отнес, по существу, все отрасли добывающей промышленности; ко второму — обрабатывающую промышленность; а к третичному — сферу обслуживания. Исходя из этого критерия, первая и простейшая характеристика постиндустриального общества заключается в том, что большая часть рабочих кадров будет занята не в первичном или вторичном секторах, а в сфере обслуживания, охватывающей, в частности, такие области, как торговля, финансы, транспорт, развлечения и отдых, здравоохранение, образование, научно-исследовательская деятельность и государственное управление.

Можно по такому же принципу распределить и все страны мира. В первом секторе тогда сосредоточатся те из них, где преобладает добывающая промышленность. Подавляющее большинство стран в современном мире все еще находится в первичном секторе, охватывающем сельское хозяйство, лесоводство, рыбный промысел и добычу полезных ископаемых. Экономика таких стран зиждется на непосредственной эксплуатации природных богатств. Производительность труда здесь низкая, а цены на продукцию таких стран зависят от широкого колебания мирового рынка. Большинство стран мира находится еще в этой аграрной стадии.

В меньшей части мира в Западной Европе, Советском Союзе и Японии — большинство трудящихся занято в обрабатывающей промышленности. Здесь производительность труда неуклонно повышается довольно равномерными темпами и наблюдается столь же планомерный рост национального дохода. Это — индустриализованные общества.

Следовательно, если исходить из того же критерия распределения рабочей силы, то в Соединенных Штатах мы видим первое постиндустриальное общество, поскольку тут в секторе обслуживания занято более половины всех трудящихся, а суммарная стоимость оказываемых услуг составляет более половины валового продукта страны. Соединенные Штаты — первое государство, большая часть населения которого не занята ни в сельском хозяйстве, ни в промышленном производстве. В первые годы нашего столетия в США из каждых 10 трудящихся только трое работали в области обслуживания. К 1950-м годам это соотношение увеличилось до 5 к 10, а в 1968-м достигло почти 6 человек на каждые 10. По прогнозам Министерства труда, к 1980 году из 100 миллионов трудящихся в Соединенных Штатах в области культурно-бытового обслуживания будет занято примерно 68 миллионов человек, т.е. почти семеро из каждых десяти. Это будет большим сдвигом от экономики товарного производства к экономике обслуживания. И эта картина показывает тот путь, по которому предстоит идти каждому индустриальному обществу.

Неизбежны ли такие тенденции?

Неизбежных сил, побуждающих государства индустриализироваться, не существует. Все зависит от их способности создавать у себя класс менеджеров и предпринимателей и учреждать механизмы, способствующие накапливанию хозяйственных сбережений и претворению их в инвестиционный капитал. Но раз, став на путь индустриализации, общество начинает двигаться по «траектории», которая приводит его — как это случалось и с Соединенными Штатами — к неизбежному переходу от производства товаров к производству услуг. А происходит это под влиянием двух факторов. Прежде всего, это вызывается различием уровня производительности по секторам. Постоянное внедрение облегчающих труд устройств приводит к относительному сокращению рабочих кадров, занятых в промышленном производстве. Во-вторых, по мере увеличения национального дохода неизбежно возрастает и спрос на образование, медицинское обслуживание, развлечения и т.д., вследствие чего постоянно увеличивается процент работников, переходящих в сектор обслуживания.

Б. Класс профессиональных и технических специалистов

Вторым критерием для определения постиндустриального общества является изменение характера занятий, т.е. не только природы учреждения, где работают люди, а типа работы, которую они выполняют.

Индустриализация в начальной стадии своего развития породила новый тип полуквалифицированного рабочего: человека, за несколько недель обучения овладевшего навыками, необходимыми для выполнения механических операций на машинах. В индустриальном обществе такие полуквалифицированные рабочие составляют наиболее многочисленную группу. Расширение же третичного сектора экономики и соответственный рост удельного веса торговых, финансовых и правительственных учреждений, естественно, повлекли за собой увеличение численности служащих. В 1956 г. количество служащих в Соединенных Штатах впервые в истории индустриальной цивилизации превысило численность рабочих.

Самой поразительной и важной переменой следует считать быстрый рост числа профессиональных и технических работников, занимающих должности, требующие, по меньшей мере, неоконченного высшего образования. В 1890 г. в Соединенных Штатах таких людей насчитывалось менее миллиона. В 1940 г. их уже было 3,9 миллиона; в 1964 г. численность их возросла до 8,6 миллиона, а к 1980 г. количество их достигнет 15,5 миллиона, и они составят вторую по величине профессиональную группу, уступающую в абсолютных цифрах только группе полуквалифицированных рабочих.

В рамках же этой группы самым значительным явлением было выдвижение необычно высокого процента ученых и инженеров, составляющих основу постиндустриального общества. Какое-то время коэффициент роста класса профессиональных и технических специалистов был вдвое больше такового для всей рабочей силы в целом, а коэффициент роста группы ученых и инженеров уже втрое превысил тот же показатель для всего трудящегося населения страны. В 1975 г., например, общее количество инженеров в Соединенных Штатах достигнет двух миллионов, тогда как в I960 г. их насчитывалось всего 850 тысяч.

Такие изменения в характере распределения рабочей силы тоже присущи эволюции экономики индустриального типа, и можно ожидать, что такой же процесс, в той или иной форме, будет развиваться и в других передовых индустриальных странах.

В. Главенствующее значение теоретических знаний

Стремление выявить и понять фундаментальные социальные перемены при анализе новых и нарождающихся социальных структур не сводится к простейшей экстраполяции таких социальных тенденций, как процесс перераспределения секторов или же распределения рода занятий, развития экономики обслуживания или расширения профессионально-технических кадров. Для такого понимания необходимо найти какой-то конкретный определяющий фактор — тот нервный узел (если можно так выразиться) социальной системы, который ложится в основу всей социальной структуры и вокруг которого развиваются и эволюционируют общественные установления. В капиталистическом обществе таким «узлом» является принцип собственности, как правило, частной собственности.

Определяющим признаком индустриального общества служит факт использования машин для производства товаров, и с этой точки зрения капитализм и социализм представляют собой два варианта индустриального общества. Но организующим началом постиндустриального общества являются научные знания, и этот факт обусловливает возникновение новых общественных отношений и структур, подлежащих, однако, еще и политической организации.

Конечно, знания необходимы для существования любого общества. Но новым и типичным для постиндустриального общества является изменение самого характера знаний. Ибо основным для упорядочения решений и для регулирования процесса перемен стало теперь то ключевое положение, которое ныне отводится теоретическим знаниям, т.е. господство теории над эмпиризмом и кодификация накопленных данных в систему абстрактных символов, которая может управлять практической деятельностью во множестве различных и меняющихся обстоятельств.

Особенно отчетливо это наблюдается в новой взаимосвязи науки и техники, в характерном новом и тесном взаимодействии между ними, о чем я ниже скажу подробнее. В менее прямом смысле, но более существенно это меняющееся взаимоотношение между теорией и эмпиризмом отражается в системах управления экономикой. В этом плане весьма характерна та уверенность, с которой к проблемам хозяйственной политики подходят правительства теперь, по сравнению с тем, что было 40 лет назад. Читая ныне мемуары политических деятелей и экономистов, видишь, что 40 лет тому назад, когда великая депрессия достигла апогея, только очень немногие из этих людей в разных странах имели хоть какое-то представление о том, как вывести народное хозяйство из сложившегося кризиса. В общем, только теоретики сумели дать правильную ориентацию и полезные советы.

Г. Новая «интеллектуальная технология»

На четвертом месте в списке характеристик постиндустриального общества стоит пункт о возникновении «интеллектуальной технологии», которая к концу XX в. может получить такое решающее значение, какое за последние пятьдесят лет имела механическая (машинная) технология.

Под понятием «интеллектуальная технология» я имею в виду такие разнообразные методы, как линейное программирование, анализ систем, теория информации, теория решений, теория игр и моделирование, причем все это связано с операциями электронно-вычислительных машин, в колоссальной степени увеличивающих наш умственный потенциал. С помощью различных программирующих устройств можно создать комплекты матриц, определяющих график и режим работы для обеспечения более упорядоченной производственной программы или управляющих операциями «дозирования» и «смешивания» в процессе производства. Посредством этих методов можно накапливать и обрабатывать великое множество самых разнородных данных с тем, чтобы проследить прогрессивные и регрессивные последствия альтернативного выбора действий (как, например, в городском планировании) и создавать модели, в частности, экономические и прогнозирующие модели хозяйственных явлений, способные быстро «решать» тысячи систем уравнений, необходимых для понимания происходящих в экономике перемен.

Д. Саморазвивающийся технологический рост

И, наконец, при помощи новой методики прогноза технологического развития мы можем добиться качественно новой формы общественной эволюции: обеспечения саморазвивающегося технологического роста. Современное индустриальное общество стало возможным, когда экономические условия создали предпосылки для образования новых общественных механизмов по накоплению сбережений (через банки, страховые общества и государственные облигации, а акционерные капиталы — через фондовые биржи) и использования этих денежных фондов в инвестиционных целях. Способность регулярно вкладывать по крайней мере 10 процентов валового национального продукта стала базой того, что У. Ростоу называет «отправным пунктом» экономического роста.

Во избежание застоя или «одряхления», что бы это туманное слово ни означало, современное общество должно открывать новые технологические рубежи для обеспечения уровня производительности и дальнейшего роста. Разработка нового метода прогнозирования и «техники картографирования» (о чем речь пойдет ниже) может способствовать развитию новой фазы в истории экономики: сознательному, запланированному повышению технологического роста. Если ограничиться сказанным и попытаться бегло охарактеризовать постиндустриальное общество, то сделать это можно проще всего схематически путем анализа триада предлагаемых мною концепций:

— доиндустриальное общество — это «состязание с природой». Такое общество зависит от природных богатств и примитивной рабочей силы, а рост его ограничивается населенностью страны;

— индустриальное общество — это «состязание с синтетической природой». Такое общество главным образом зависит от источников энергия, а рост его в большей степени является функцией организации массовой продукции и массовых рынков;

— постиндустриальное общество — это «состязание между людьми». Такое общество в большой степени зависит от «информации» (в техническом значении этого слова, как оно понимается в теории связи), и его рост является, в основном, функцией кодификации теоретических знаний.

(Источник: Белл Д. Постиндустриальное общество // Америка, 1974 № 215)