
- •Раздел 2.
- •1 Предмет и структура клинической психологии, ее дефиниции. Объект и направленность клинической психологии.
- •2 Категории психического здоровья, «нормы», болезни, используемые в медицине и клинической психологии.
- •3 Сфера приложения клинической психологии. Практические задачи и функции клинических психологов.
- •4 Диагностика как первичная форма деятельности клинических психологов. Разнообразие диагностических задач.
- •5 Клиническая психология как один из основных разделов работы школьных психологов; психологическая помощь детям и семьям с аномалиями детского возраста.
- •6 Нейропсихология как одна из отраслей клинической психологии. Изучение проблем локализации психических функций, восстановления нарушенных впф в нейропсихологии.
- •7 Теоретические основы и исследовательские проблемы клинической психологии. Роль клинической психологии в решении общих проблем психологии.
- •8 Методы патопсихологии. Специфика применения их на различных этапах исследования.
- •9 Типология нарушений психических процессов, свойств и состояний при разных видах патологии человека.
- •10 Основные этапы становления теоретических и методологических основ отечественной патопсихологии, представьте, как излагались идеи распада и развития психики в работе отечественных ученых.
- •11 Особенности объекта, предмета исследования, задач патопсихологического исследования в детской патопсихологии.
- •12 Нарушения восприятия, произвольных движений и действий.
- •13. Основные виды психологического консультирования: цели, задачи, предмет.
- •14 Нарушения эмоциональной сферы у детей и взрослых.
- •15 Виды психологического воздействия в процессе консультирования, этапы в консультировании, механизмы лечебного воздействия групповой психотерапии.
- •16 Виды экспертиз, в которых принимает участие клинический психолог. Характер экспертных задач, решаемых в них.
- •17 Характеристика нарушений сознания и самосознания у детей и взрослых.
- •18 Основные требования к условиям проведения патопсихологического исследования.
- •19. Вклад нейропсихологии в изучении мозговых механизмов высших психических функций человека на материале локальных поражений мозга и других моделей.
- •20 Проблема восстановление нарушенных высших психических функций.
- •21 Типы синдромов в нейропсихологии и патопсихологии.
- •22 Психологические проблемы преодоления болезни, кризиса личности и изменений системы отношений в условиях психосоматических страданий в свете различных теорий.
- •23 Психологические обоснования реабилитационных и коррекционных программ для детей и взрослых.
- •24 Ребенок с особыми образовательными потребностями. Общие аспекты особых образовательных потребностей разных категорий детей с нарушениями психофизического развития.
- •26 Система специального образования. Психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство.
- •27. Приоритетные направления исследований в специальной психологии на современном этапе развития.
- •28. Основные положения культурно-исторической концепции л.С. Выготского, используемые в современной психологии и дефектологии.
- •29. Общепсихологические, психофизиологические, клинико-психологические принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении.
26 Система специального образования. Психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство.
На протяжении многих веков проблема аномального развития не рассматривалась с научных позиций. На ранних этапах истории человеческого общества отношение к людям с психофизическими недостатками было нетерпимым. В эпоху античности отдельные человеческие сообщества, исповедующие культ силы, отнимали жизнь у детей с отклонениями в физическом развитии. Например, в Спарте каждого новорожденного осматривали старейшины, слабых и уродливых детей бросали в пропасть. В Древнем Риме убивали уродливых и топили в воде хилых и обезображенных детей. В период Средневековья в Западной Европе инквизиция чинила расправу над душевнобольными людьми, считая слабоумных «детьми дьявола»; их бросали в тюрьмы, подвергали пыткам, сжигали на кострах.
В эпоху Возрождения зарождаются гуманистические идеи сострадания и милосердия к человеческим порокам и недостаткам (Т. Мор. Э. Роттердамский, Я.А. Коменский, Д. Локк). Врачи начинают посещать монастыри и тюрьмы, пытаются вести наблюдения за душевнобольными, искать пути помощи и возвращения их в общество.
Впервые мысль о том, что слабоумные дети нуждаются в особых формах обучения и воспитания, высказал швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци. Выдающийся чешский педагог Ян Амос Коменский выделил шесть типов детей, отличающихся друг от друга степенью умственного развития и особенностями характера. Он считал, что все они имеют право на обучение.
Первые попытки индивидуального обучения глухих были предприняты в 1578 г. в Испании и в 1648 г. в Англии, слепых – в 1670 г. во Франции.
Гуманизация и демократизация взглядов на гражданские права лиц с отклонениями в развитии нашли отражение в трудах Руссо, Вольтера, Монтескье, Дидро, в «Декларации прав человека» 1793 г. в период Великой французской революции. Однако широкой поддержки среди государственных деятелей и педагогов в то время эти идеи не получили.
На рубеже XI–XX вв. в Европе зародились и получили развитие основные направления помощи детям с отклонениями в развитии (в специальных учреждениях): призрение инвалидов в приютах, богадельнях, их лечение, воспитание и обучение; образование детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта.
Становление государственной системы специального образования в России началось после 1917 г. Дети с отклонениями в развитии были объявлены объектом исключительно государственной заботы и оказались в определенной изоляции от среды нормально развивающихся сверстников, семьи, церкви, общественных благотворительных инициатив. Сформировалась система «закрытых» специальных образовательных учреждений интернатного типа.
Дефектологическая наука обеспечила дифференцированное обучение (организация обучения и воспитания детей с дефектами развития в различных типах специальных образовательных учреждений в зависимости от характера и степени выраженности дефекта) аномальных детей разных категорий в рамках национальной государственной системы. Сегодня система включает 15 типов специального обучения, реализуемых в 8 основных типах специальных школ. К настоящему моменту разработаны разноуровневые программы для каждого типа школ и вариативные формы организации специального образования.
Рассматривая историю становления и развития национальных систем специального образования Н.Н. Малофеев выделяет несколько периодов.
1 период эволюции (с VIII по XII вв.) – от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов.
2 период (с XII по XVIII вв.) – от осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей, от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям.
3 период эволюции (конец XVIII – начало XX) – от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование
4 период (с начала XX в. до 1970-х гг.) – от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех нуждающихся в нем. Развитие и дифференциация системы специального образования.
5 период (с 1970-х гг. XX в.) от равных прав к равным возможностям, от сегрегации к интеграции.
По мнению Н.Н. Малофеева, Россия отстает от европейских стран и находится на переходе от четвертого к пятому этапу. Учитывая специфические особенности социально-экономического и культурного развития российского общества, возникает необходимость разработки собственной национальной модели специального образования. Пока можно говорить о кризисном состоянии системы специального образования. Россия должна рассматривать интеграцию в образовании как один из нескольких перспективных путей развития системы в целом.
Принятие интеграции населением, каждым человеком — это длительный процесс воспитания всего общества. Это выращивание с раннего детства нового поколения (а возможно, и не одного поколения), для которого интеграция станет частью мировоззрения.
Ключевым моментом этой точки зрения должна стать убежденность в том, что люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности и трудоспособности не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в его жизнь на своих собственных условиях, которые общество понимает и учитывает.
В настоящее время проблема неприятия, отторжения социальной средой ребенка с особенностями развития стоит особенно остро. По существу, социальная интеграция сводится к тому, чтобы научить ребенка как можно меньше выделяться, отличаться из-за своего дефекта в обществе: на улице, в школе и т.д. При этом никто не ставит задачи научить общество быть более терпимыми к тем, кто не может в силу множества причин соответствовать социальным нормам. То есть, встает вопрос о специальных образовательных программах для "полноценного большинства", основная цель которых — изменение негативных стереотипов восприятия лиц с отклонениями в развитии.
Процесс интеграции детей с отклонениями в обычных школах порождает много психологических проблем. Не прекращаются дискуссии о сравнительных достоинствах гомогенных (однородных) и гетерогенных (неоднородных) классов. С точки зрения В.В. Линькова, в данной ситуации критика интеграции располагает более вескими аргументами: интегрированное обучение дороже дифференцированного, оно не подходит для части детей с ограниченными возможностями, может спровоцировать отток здоровых школьников. Кроме того, отмечает автор, в российских школах отсутствуют необходимые методики и оборудование для интеграции, к ней не готовы учителя массовых школ, интеграция за рубежом, где она возникла, подвергается критике. Интегративный подход приводит к явному снижению качества образования "нормальных" учащихся, вызывает недовольство у многих родителей; существует риск психологического дискомфорта и изоляции интегрируемого ребенка с особенностями развития в среде здоровых одноклассников.
В работе с учащимися основными являются задачи, направленные на адекватное восприятие детей с отклонениями в развитии эмпатии как умения воспринимать переживания другого человека, желания сочувствовать и помогать ему; толерантности как умения корректировать собственное поведение в соответствии с интересами и потребностями окружающих; желания общаться со сверстниками, имеющими отклонения в развитии; коммуникативных умений, позволяющих понимать экспрессию поведения, свойственную отдельным категориям детей с отклонениями в развитии, верно ее истолковывать и давать правильную оценку.
В качестве форм работы Т.В. Егорова предлагает просветительские беседы с учащимися, в ходе которых прямо или косвенно затрагиваются проблемы лиц с отклонениями в развитии; тренинги по формированию положительной установки на восприятие детей с отклонениями как товарищей по играм, одноклассников, соседей, участников совместной познавательной деятельности.
Работа с родителями нормально развивающихся детей предполагает формирование позитивной установки и готовность к сотрудничеству с детьми, имеющими отклонения в развитии и их родителями; ознакомление с наиболее значимыми проблемами лиц с отклонением в развитии; создание установок на роль семейного воспитания в формировании готовности к адекватному восприятию лиц с отклонениями в развитии у детей как актуальной потребности современного гуманистического общества.