Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Введение в специальность. / УП по ПОЛИТОЛОГИИ 2010.doc
Скачиваний:
51
Добавлен:
10.03.2016
Размер:
1.24 Mб
Скачать

9.6. Военная безопасность России: динамика строительства вооруженных сил

В своей истории российская армия знавала немало реформ, то есть всякого рода перестроек, касающихся принципов и направлений военного строительства, соотношения армии с обществом и государственной властью. Как правило, они сопровождали смену политической власти и были связаны с новым военно-политическим курсом. Однако результаты реформ различались как с точки зрения последовательности, завершенности, так и в плане достижения первоначально заявленной цели. Если реформы Ивана IV, Петра I, Д.А. Милютина изменяли сам подход к проблеме военного строительства, то нововведения Павла I, Александра I, Николая I носили внешний, формальный характер.

Послевоенная реформа, в основном завершившаяся в середине 60-х годов, охватила все стороны военного дела: технику и вооружение; управление боевыми действиями и боевым обеспечением войск; оборону тыла страны; организационную структуру ВС. По своей сути это был ядерный щит и меч страны, который соответствовал военно-политической ситуации «холодной войны». Реалии второй половины 80-х годов показали, что он также нуждается в реформировании. Предпосылки для современной военной реформы были созданы во второй половине 80-х годов, в период перестройки (идеи «нового политического мышления», демократизации международных отношений в «безъядерный век»). После распада СССР и появления новых социально-политических ориентаций России проводить военную реформу по программе 1990 г. стало невозможно. Встал вопрос о принципиально новой концепции военной реформы, которая соответствовала бы сложившимся социально-политическим условиям. Обсуждению различных аспектов этой проблемы посвящена значительная литература.156

Положив в основу военной реформы вполне современные и правильные (сами по себе) принципы: качества, эффективности, оптимальности, – военные реформаторы 90-х годов далее двинулись к осуществлению своих задач по известной формуле «хотели как лучше, получилось как всегда». Разрекламированная реформа на этом этапе была по сути провалена: шло сокращение числа учений и полетов, сворачивание военных заказов, нарастали грубые перекосы в области конверсии, сбои в продовольственном и материально-техническом снабжении армии (отключение военных объектов от системы энергоснабжения, задержки в выплате денежного содержания и т.д.).

Наш предшествующий анализ состояния военной организации современной России подводит к выводу, что цель проводимой реформы двояка: 1) формирование оборонного комплекса, гарантирующего военную безопасность в условиях современных военных опасностей и угроз; 2) создание новой модели взаимодействия военной организации с экономикой, государством, обществом; повышение качественных характеристик и прозрачности российской военной организации для населения страны.

Поскольку проводимая реформа носит крупномасштабный характер, затрагивая все уровни, аспекты военной организации, следует уточнить предпосылки, условия, способы ее проведения. Это включает:

поэтапность и последовательность реформаторских действий, а именно – такие шаги, как а) создание законодательных и финансовых предпосылок, выработку концепции; б) введение новых органов, структур, функций, правил; их апробацию и оптимизацию; в) массовое внедрение наработок;

комплексность, системный характер преобразований: связь военно-технических изменений с организационно-управленческими, политико-правовыми, духовно-идеологическими предпосылками и условиями;

учет финансовой обоснованности каждого шага реформ;

сочетание мирового и национально-специфического опыта реформирования;

участие в обсуждении концепции военной реформы законодательной и исполнительной власти, всего гражданского общества.

Важнейшими принципами военного строительства для новой России, которые прояснились в период военной реформы, являются: 1) принцип оборонной («разумной») достаточности; 2) принцип соответствия готовности и подготовки военной организации потребностям защиты национальной безопасности; 3) принцип рационального использования ресурсных возможностей страны для финансового и материально-технического обеспечения военной безопасности; 4) принцип законодательно-правового укрепления воинской деятельности; 5) принцип демократизации и гуманизации армейских отношений.

Указанные принципы получают конкретизацию в направлениях современного военного строительства. Если обратиться к такому документу, как Военная доктрина (2000 г.), то в нем указан ряд приоритетных направлений157, которые можно, полагаем, сгруппировать в следующие блоки:

организационно-структурная перестройка ВС и повышение эффективности управления;

оптимизация системы комплектования;

совершенствование боеготовности войск на основе: а) научно-информационного и технико-технологического переоснащения воинской деятельности; б) повышения интеллектуального потенциала руководящих воинских кадров; в) усиление социальной и воспитательной направленности военной политики.

Совершенствование структуры ВС обусловлено принципами оборонной достаточности и рационального использования ресурсных возможностей страны для целей обороны. Цель структурной реорганизации ВС – придание военной организации оптимальных характеристик по численности, боевому составу, организационно-штатной структуре, системам управления и обеспечения.

Оптимизация системы комплектования – это по сути один из аспектов структурной перестройки ВС, но при этом такой, который представляет самостоятельную проблему. Под комплектованием ВС РФ понимается установленная государством и регулируемая законодательством система мероприятий по обеспечению ВС РФ кадровым запасом личного состава, как в мирное, так и в военное время. Со второй половины 80-х гг. вся суть военной реформы нередко сводилась к смене способа комплектования – отказу от призыва и переходу к контрактной системе, формирующей профессиональную армию. При этом многие аспекты комплектования толковались упрощенно, а то и просто искажались.

Основными способами комплектования, которые приняты в современных армиях, являются: 1) привлечение на воинскую службу на основе обязательных призывов; 2) поступление на военную службу посредством найма, по контракту. Способы – это конкретные приемы реализации основных принципов комплектования: 1) добровольности – принудительности; 2) территориальности – экстерриториальности. Добровольный характер, то есть исключающий всякое принуждение, носили ополчения в Киевской Руси (IX–XI вв.), в Отечественной войне 1941–1945 гг. Служба по контракту не содержит элементов принуждения, но реализует, скорее не добровольный, а наемный принцип, ибо является службой из-за заработка. Призывной способ комплектования, который содержит элементы обязательности, также не может целиком считаться принудительным: ведь и призванные по призыву многие граждане в советский период воспринимали воинскую службу как «почетную обязанность», «священный долг» и шли на нее добровольно, с желанием, с готовностью. Территориальный принцип комплектования предполагает прохождение службы вблизи мест дислокации; экстерриториальный – вне зависимости от района формирования воинских частей, соединений. В советской и современной российской армии преобладает второй из них, поскольку он направлен на укрепление дисциплины, предупреждение случаев самовольных отлучек, дезертирства и т.д.

Совершенствование боеготовности войск и сил – это третье по порядку, но отнюдь не по значению направление современной военной реформы. По значению – это, разумеется, первостепенная проблема, которая суммирует и обобщает две другие. Боеготовность – важнейший показатель боевой мощи армии, характеристика ее реальной военной силы как фактора воздействия на возможного противника в конкретной военно-политической ситуации. По своему содержанию – это всегда некий баланс (соотношение) сил – материально-технических и человеческих, – который является важнейшим условием военной победы. В современных войнах их ход и исход обусловлен, с одной стороны, качеством оружия, сложной и могучей техники, с другой, – качеством воина, способного управлять ими и достойно противостоять внешней агрессии. Об этом свидетельствуют войны последних десятилетий – в Афганистане, Югославии, Ираке. Итак, боеготовность включает: 1) материально-техническую готовность (высокое качество и состояние вооружения, техники, снаряжения и т.д.); 2) человеческую готовность (высокое качество военного руководства; боевую выучку, владение оружием, техникой; морально-психологическую подготовку солдат).

В последнее десятилетие положение стало меняться. Начались последовательный рост финансирования в ВС РФ, массовые серийные закупки военной техники, улучшение качественных характеристик отечественных образцов. Восстанавливается деятельность учебных полигонов и штабных учений. Все проводимые мероприятия рассчитаны на перспективу, ибо сложно и в организационно-техническом, и в кадровом, и в финансовом отношении. Но только при условии реального осуществления указанной программы повышения боеготовности российской армии может быть решена та задача, которую ставит перед ней Президент РФ: «У нас с вами должны быть Вооруженные Силы, способные одновременно вести борьбу на глобальном, региональном, а, если потребуется, – и в нескольких локальных конфликтах. Должны при любых сценариях гарантировать безопасность и территориальную целостность России… Чем сильнее будут наши Вооруженные Силы, тем меньше будет соблазн оказывать на нас давление, под каким бы предлогом оно ни проводилось».158