Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
4. Философия человека.DOC
Скачиваний:
29
Добавлен:
02.03.2016
Размер:
160.77 Кб
Скачать

7). Ценности человеческого существования

О том, что у человека могут быть безмерно дорогие для него жизненные установки, знали давно. Однако общепринятого слова, которое закрепляло бы данное понятие, не было. Оно появилось только в XIX в. Незыблемую сокровенную жизненную ориентацию философы назвали ценностью. Это и есть то, что придает смысл человеческой жизни и делает её полноценной.

Аксиология учение о ценностях.

Ценности – характеристики объектов и процессов, имеющих положительное или отрицательное значение для жизни человека. Ценности могут быть материальными и духовными, последние выступают в форме идей добра и зла, справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразного и т. д.

Ценность – то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением.

Ценностные отношения возникают в результате включения того или иного объекта в сферу интересов человека и его деятельности.

Наличие множества человеческих потребностей и способов чувствования объясняет существование разнообразия оценок: то, что для одного имеет большую ценность, для другого – малую или вообще никакой. Ценность как регулятор поведения подразумевает выбор, допускает полярность решений, что свидетельствует о двойственной природе ценности. Учитывая смысл одной и той же ценности, можно отвергать или принимать событие, давать положительную или отрицательную его интерпретацию и оценку.

Некоторые исследователи выделяют различные типы ценностей, например:

витальные (лат. vita – жизнь), связанные с идеалами здоровой жизни, физического и духовного здоровья, идеального образа жизни;

социальные, связанные с социальным благополучием, должностью, благосостоянием, комфортной работой;

политические, связанные с идеалами свободы, правопорядка и социальной безопасности, гарантией гражданского равенства;

нравственные, связанные с идеалами справедливости, чести, добра и т.п.;

религиозные, связанные с идеями Бога, откровения, благодати, молитвы и т. д.

идеологические, связанные с поиском смысла жизни, предназначения человека, идеала будущего;

художественно-эстетические, связанные с идеалами прекрасного, гармонии, возвышенным смыслом и идеалом красоты;

семейно-родственные, связанные с идеалами семейного уюта, благополучия и гармонии интересов, взаимопонимания и уважения идеалов различных поколений, гармонии семейной традиции и обновления их;

трудовые, связанные с идеалами мастерства, талантливости, справедливого удовлетворения результатами труда и т.д.

Но существуют две триады, в которых испокон веков воплощалась идея высших духовных ценностей человека:

ИСТИНА, ДОБРО, КРАСОТА

ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ

В разное время эти универсальные ценности могут восприниматься внутри конкретной иерархии. У древних мыслителей в триединстве Истины, Добра и Красоты на первом месте было Добро, в Новое время – Истина. Ф. М. Достоевский устами одного из своих персонажей возвестил: «Красота спасет мир».

8). Проблема смерти и бессмертия

Смерть – естественный конец жизни живого организма, тело которого после этого подвержено действию только законов неорганической природы.

После того как люди перестали воспринимать смерть просто как страшный факт и начали размышлять над проблемой сущности самой жизни, они много внимания уделяли тому, чтобы ответить на вопрос, вытекает ли смерть из самой этой сущности. Смерть присуща лишь организмам, размножающимся исключительно половым путем, т.е. высокоорганизованным живым существам; следовательно, с точки зрения земной истории смерть существует не так уж давно. Размножение, рассматриваемое с позиций существования рода, есть отрицание смерти. Смерть заставляет человека придавать жизни смысл, цель. Смерть является стимулом для жизни.

/Психиатр-психоаналитик С. Гроф попытался выяснить, что переживали люди в момент своего биологического рождения. Он вызывал у пациентов «воспоминание» о тех переживаниях, которые они испытывали во внутриутробном состоянии. Опыты показали, что все испытуемые при описании этого состояния производили устойчивую последовательность смены ощущений и переживаний: жизнь в утробе ассоциировалась с покоем и комфортом, родовые схватки они ощущали как неожиданное отделение от первичного органического единства, как жестокую борьбу за жизнь в лоне конвульсивных сокращений матки, после чего наступало ощущение смерти, т.е. полного уничтожения. Но затем почти сразу возникало ощущение физического рождения, которое воспринималось одновременно как физическое и духовное возрождение. В итоге Гроф пришел к выводу, что психика и сознание человека детерминированы самим актом биологического рождения, в котором присутствует опыт столкновения со смертью. Человек при рождении уже испытал умирание, а потому опыт встречи со смертью, залегая глубоко под дальнейшими наслоениями детских впечатлений, неустранимо присутствует в структуре человеческой психики, влияя на содержание сознания./

Атанасия бессмертие, атанасизм вера в бессмертие.

Бессмертие существование личности или души после смерти; в более широком смысле – слияние души с Богом или с «мировым духом»; и, наконец, существование личности в сознании потомков. Вера в личное бессмертие возникает уже у примитивных народов, особенно под влиянием сновидений; поддерживается она благодаря страху перед смертью и привязанности к жизни.

Философ В. Янкелевич (1903–1980) показывает, что в отношении смерти необходимо различать три точки зрения. Смерть в третьем лице есть «смерть вообще», рассматривая абстрактно или анонимно. В этом случае смерть рассматривается как феномен, объект, который можно описать и проанализировать или о котором можно говорить как о чем-то отстраненном.

На противоположной стороне смерть в первом лице представляет собой трагедию субъекта. Это – моя смерть, речь идет обо мне без оговорок и оправданий. Моя смерть – это опыт, о котором я не могу говорить. Она источник страха, и каждый встречает эту личную смерть в одиночестве.

Между безличностью смерти «вообще» и трагической мыслью о собственной смерти существует смерть во втором лице, являющаяся смертью кого-либо из близких. В ситуации, когда неизбежное проходит через самое близкое и оставляет в нем свою рану, смерть представляется живому в виде неизбежности и потери. Такая смерть во втором лице продолжается в виде траура и остается далее в словах, которые одновременно являются обращением к умершему.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]