Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

108_1- Религиоведение_Лобазова О.Ф_2012 -488с

.pdf
Скачиваний:
257
Добавлен:
27.02.2016
Размер:
2.59 Mб
Скачать

и кровавый облик (Танатос пьет кровь из умершего, Аид и циклопы устраивают из тела умершего пиршество), к ним обращаются за помощью живые, причем в случаях, требующих справедливого и неукоснительного наказания виновного, — за искуплением преступно пролитой крови. Культ подземных сил не допускал искажений в обрядах, сохранялся неизменным. Тогда как культ мертвых предков совершенствовался под влиянием времени.

Древнегреческий пантеон начал создаваться с великого множества богов — покровителей самых различных видов че- ловеческой деятельности. У греков были боги для роста в природе, для роста хлеба, для созревающих плодов, для весеннего дождя, для росы, для разбивания глыб земли, для плуга, для третьего распахивания почвы, для жатвы, для пастьбы коров, для запрягания лошадей, для созревания винограда, для созревания яблок, для рождения человека, для воспитания человека, для врачевания, для чистоты. В итоге они соединились в наиболее почитаемые образы, но все равно в греческой религии великое множество богов.

Боги человекоподобны, но более сильны, могущественны, они лучше людей, они бессмертны. Человекоподобие их заключается в следующих чертах: они могут сердиться из-за мелких причин, допускают распри в собственной среде, проявляют жестокость и несправедливость между собой и по отношению к людям. И все-таки они не природные, а надприродные существа, управляющие природой и людьми. Богами же управляет судьба. Все эти сведения можно почерпнуть в поэмах Гомера. Там же мы находим данные о религиозной жизни народа. Гомер приводит молитвы богам, правила моления и обращения к богам (призыв, основание просьбы, просьба, указание на жертвы, которые приносятся или были когда-то принесены). За неисполнение просьбы можно обратиться к богу с порицанием, но почти нет благодарственных молитв. У Гомера же описаны обряды жертвоприношений, ритуалы перед любыми действиями. К мантике у Гомера двоякое отношение, так как он считает, что знамения могут быть

131

обманчивыми по воле богов. Представление о загробном мире как о безотрадном существовании теней для всех без исклю- чения, очевидно, подкрепляло стремление древних греков при жизни получить максимум впечатлений, что и выливалось в проведение вакханалий и других празднеств.

Космогонические мифы об устройстве Вселенной мы находим в творениях Гесиода. Он сообщает нам о Прометее, о Пандоре, о пяти веках существования мира, рассказывает миф о Хаосе и Гее, о рождении Афродиты, о реке Стикс и богине Гекате.

Круг богов делится на три группы: изначальные, вытесненные Зевсом; олимпийцы; вспомогательные боги. Одна из древнейших богинь — Гестия, хранительница домашнего оча- га. На Олимпе она неподвижна, если она покинет свое место у очага — рухнет мир. Сродни этой богине бог Гефест — поначалу бог природного, вулканического огня, позднее — кузнец и мастер. Замыкает триаду огненных богов Прометей — бог огня разума, принесший знания людям. Другая стихия Вселенной — земля — представлена Деметрой, Персефоной и Аидом. Деметра — мать-земля, древнейшее божество Греции, она богиня земледелия и правильно устроенной жизни. Персефона (Кора) — ее дочь, легенда о похищении и возвращении ее из подземного царства отражает древнее понимание причин природных явлений. Персефона — богиня растительности и царица мертвых. Аид — бог подземного царства, но его культ всегда совмещен с Деметрой и Персефоной. Посейдон — владыка морей, зародился как бог равнин, бог коней. Поэтому и несут его по морю не дельфины или рыбы, а кони.

Олицетворяет могущество всех богов Зевс. Он — отец почти всех богов и богинь, а также героев и красавиц. Он — покровитель тех, кто уезжает из страны, кто ищет помощи и защиты. Он устраивает браки, создает и поддерживает узы родства. Жизнь и смерть — в его руке, на золотых весах взвешивает он жребий бойца. Он дает счастье и богатство, охраняет границы и царскую власть, следит за исполнением

132

клятвы, восстанавливает нарушенное право. Он заносит злодеяния в книгу вины, чтобы они не были забыты. Он управляет молниями. Его животное — бык. Гера — жена Зевса, помощница женщин, “заведует” орошением земли. Ее животное — корова. Афина — дочь Зевса, родившаяся из его головы, изначально — дриада, ее символ — олива. Охраняет города от врагов и налаживает внутреннюю городскую жизнь, покровительствуя промышленности и ремеслам. Она богиня ума и воительница. Гермес — изначально пастушеский бог. Постепенно становится проводником душ умерших, возвестником воли богов, богом торговцев, а заодно и воров, покровителем глашатаев и искусства красноречия. Он бог телесной ловкости, а не силы. Крылышки на его сандалиях и шлеме — позднейшее наслоение. Аполлон — также изначально пастушеский бог. Он прорицатель и гадатель, целитель и судья, покровитель искусств, солнечный бог. Его животное — дельфин. Артеми-да — изначально богиня деревьев, потом — покровительница лесных зверей, потом — богиня охоты. В связи с охотничьими умениями, она способствует воспитанию мальчиков. Кроме того, она богиня луны и лунного света. Арес — только в гомеровских сказаниях он бог войны; в местных культах это бог сильного мужского начала, супруг Афродиты. Культ Афродиты явно восточного происхождения. Этой богине любви ежегодно приносили в дар солнечный камень (янтарь), экспедиция за которым длилась ровно год. Паломничество за янтарем совершалось на “родину Афродиты”, где только и можно достать этот камень, — в современную Прибалтику. В Афинах при отправлении культа Афродиты практиковалась храмовая проституция. Культ Диониса пришел в Грецию из Фракии. Отправлялся при диких плясках и оргиях, в связи с этим позднее Дионис становится богом виноделия, а также прорицания (исходящего из экстаза).

Богам служили по государственному установлению, что означает: государство следило за поддержанием культа, но не следило за религиозными мнениями. Воспитание масс в религиозном духе было отдано философам, вне зависимос-

133

ти от их убеждений. Храмы представляли собой открытые алтари в священных рощах, куда доступ был ограничен или закрыт. Но в городах и селениях существовали изображения божеств, перед которыми можно было совершить частное жертвоприношение. Такие изображения стояли везде — на рынке, в зале городского совета, в гимназии, в жилых домах, на перекрестках дорог, на границах. Храмы же были хранилищами произведений искусства. Художники, а особенно скульпторы, стремились в своих произведениях отразить целые мифические эпизоды. К такому типу античных скульптур относятся: скульптурная группа “Лаокоон” родосских ваятелей Агесандра, Полидора и Афинодора; огромная групповая скульптура родосских же мастеров Аполлония и Тавриска, изображающая наказание злой царицы Дирки героями Зетом и Амфионом.

Жречество было в Древней Греции уважаемой, но политически не влиятельной частью общества. Оно было, в принципе, открыто для новых людей. Жрец — пожизненный государственный чиновник. Условия приема в это сословие оговаривали законное происхождение, гражданство, честное имя и отсутствие телесных недостатков. Эстетические нормы восприятия окружающего распространялись и на жертвы — они должны были быть красивыми и без физических недостатков.

Античная культура оказала сильнейшее влияние на развитие современных европейских народов. Начиная с эпохи Возрождения образы древнегреческой мифологии привлекают к себе внимание художников всех жанров. Изображению мифических божеств и сюжетов посвящены некоторые произведения итальянских художников эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи (бюст богини Флоры), Сандро Боттичелли (“Рождение Венеры”, “Весна”), Тициана (“Венера перед зеркалом”). На сюжет греческой мифологии написана драма В. Шекспира “Троил и Кессида” и поэма “Венера и Адонис”.

Начиная с ХVII—ХVIII вв. на сюжеты древнегреческой мифологии писали картины многие выдающиеся художники: П. П. Рубенс (“Персей и Андромеда”), Рембрандт (“Даная”,

134

“Голова Паллады Афины”), Пуссен (“Эхо и Нарцисс”, “Нимфа и сатир”, “Пейзаж с Полифемом”, “Пейзаж с Гераклом”), Буше (“Аполлон и Дафна”) и многие другие. По заимствованным из греческой мифологии сюжетам создали свои произведения французские писатели Корнель и Расин. Образы той же мифологии использовали Гете и Шиллер. Первые оперные произведения создавались на мифологические сюжеты: “Дафна” и “Эвридика” неизвестных итальянских композиторов; “Орфей” Монтеверди; “Кастор и Поллукс” Рамо; “Ифигения в Авлиде” и “Орфей” Глюка; “Идоменей” Моцарта и т. д. Одной из первых опер, поставленных в России (1755) был “Цефал и Прокрис”. Текст для нее написал Сумароков, он же создал текст к операм “Альцеста” и “Нарцисс”.

Мифологические персонажи неоднократно упоминаются в баснях И. А. Крылова, стихотворениях Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова.

Русский скульптор начала XIX в. Ф. Толстой создал замечательный бюст греческого божества сна — Морфея, хранящийся ныне в Третьяковской галерее. Русский художник К. П. Брюллов написал картины “Встреча Аполлона и Дафны”, “Сатурн и Нептун на Олимпе” по мотивам греческих мифов.

Мифологические образы нашли свое отражение в архитектуре — в украшении зданий. Над портиком Большого театра бронзовый Аполлон управляет четверкой коней. Подобная скульптурная группа украшает и крышу портика театра им. А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге. Греческие боги и герои в виде статуй украшают здание Адмиралтейства и Зимний дворец, внутренние помещения дворцов Павловска и Пушкина, парки Петродворца, сады и помещения усадеб Архангельского, Кускова, Останкина. В современной астрономии названия всех планет Солнечной системы, многих звезд и целых созвездий взяты из античной мифологии. Часто именами древнегреческих богов и героев в Европе ХIХ—ХХ вв. называли военные суда. Например, подобные названия имели русские крейсеры эпохи Первой мировой войны: “Авро-

135

ра”, “Паллада”, “Диана”. Подобные названия носили и английские линкоры того времени: “Аякс”, “Агамемнон” и т. д.

Мы сами зачастую употребляем имена, названия, образные выражения, пришедшие из древнегреческой мифологии: говорим о “титанической борьбе”, “гигантском размере”, под- черкивая величину предмета или проблемы; употребляем выражения: “рог изобилия”, “яблоко раздора”, “панический страх”, “лебединая песня”, “олимпийское спокойствие”, “ахиллесова пята”, “муки Тантала”, “сизифов труд”. Точный первоначальный смысл каждой такой метафоры доступен тем, кто знаком с образами древнегреческой мифологии. Знакомство с содержанием древнегреческих мифов не только расширяет кругозор, но и доставляет художественное, эстетическое удовольствие.

Религия древних римлян

Греческая религия дожила до того времени, когда в Римской империи получило распространение христианство. Она оказала воздействие на религию древних римлян. Однако, при всем своем сходстве, эти религии глубоко различаются по своему духу.

На обширном пространстве от Пиренейских гор до Британии и Кавказа еще и сейчас можно увидеть участки старых мощеных дорог. Это артерии необъятной державы Рима — трассы легионов. Некогда они во все стороны расходились из Рима и тянулись почти на двести тысяч километров. Когда Ассирия находилась в зените своего могущества, Рим выглядел невзрачной деревней, в которой было трудно предугадать будущую столицу императоров. Лишь незадолго до эпохи Александра Македонского римляне начинают входить в силу, а затем в какие-нибудь век-полтора превращаются в повелителей Средиземноморья. Созданная ими империя просуществовала дольше всех, когда-либо созданных на земле. В этом отношении им уступают Кир и Александр, Карл и Наполеон, Британия и Россия.

136

Вклад римлян в общеевропейское наследие хорошо известен. Впервые в истории они заложили юридический фундамент для единения народов. Понятие “римский гражданин” уравнивало людей любой страны, нации, религии. Латинский язык верно служил церкви и науке, а римское законодательство продолжает оказывать влияние на современное правосознание.

Латинские поселения возникли в Италии не позднее II тысячелетия до н. э. Италия не была расколота, как Греция, на изолированные области, и сама природа ее не походила на скудную землю Эллады. Более двенадцати племен обитало в стране бок о бок. Чаще всего они враждовали между собой, но могли и договариваться друг с другом. У подошвы Альбанских гор они основали общий религиозный центр — город Аль- ба-Лонгу. У реки Тибр, на холме, согласно преданию, в середине VIII в. до н. э. внук альбанского царька Ромул заложил крепость, названную Рома. Она сразу была объявлена местом убежища. Подобной привилегией владели лишь священные города. Следовательно, крепость быстро выдвинулась как соперник Альба-Лонги. Строгое распределение обязанностей, неуклонное выполнение долга с самого начала стали отличительными чертами римлян. Дух военного лагеря создал нацию, спаянную железной дисциплиной. Латинский город представлял собой оборонный союз пахарей и пастухов. Ни в одной стране древности человек не был так привязан к деревенскому образу жизни. Эта укорененность в земле создала такие качества характера, как здравомыслие, консерватизм, строгость нравов. Но в то же время и прозаичность. Если ранние периоды гре- ческой культуры сопровождали музыка и поэзия, а зрелость обогатилась драмой и метафизикой, то римская заря в этом отношении была практически бесплодной. Больше всего древних римлян занимали вопросы жизни и морали.

В религии древних римлян нет таких поэтичных мифов, как в Древней Греции. Говоря о божественном, латинянин был осторожен и скуп на слова. Исконный латинский культ долго не имел изображений богов. По словам римского исто-

137

рика Тертуллиана, религия в архаичные времена была у римлян простая, обряды бедными, бог нигде с блеском не показывался, статуи не украшали город. От своих арийских предков римляне унаследовали культ верховного бога Дьяушпитара, которого именовали Дивус Патер, или Юпитер. Этот бог считался владыкой неба, света и грозовых бурь.

Его призывали под сенью старых раскидистых дубов, у камней и гротов. Со времени Ромула главным местом поклонения Юпитеру стал Капитолийский холм. В Юпитере видели не просто главного бога, а что-то большее. Это впоследствии дало основание языческому богослову Варрону сделать попытку сближения религии Юпитера с учением стоиков о мировой душе. Божественное у римлян именовалось Numen. Этим же словом обозначали не только высшее начало, но и множество богов. Боги римлян долгое время не имели антропоморфного облика. Юпитера чтили под видом кремня, Марса — под видом копья, Весту — в виде пламени. Есть глубокий смысл в том, что греки, молясь, обращались к небу, а римляне — покрывали головы. Смирение и страх пронизывали латинское благочестие. Но мистики в религии древних римлян было мало. Им казалось достаточным верить, что все в мире объемлет Юпитер, или Нумен, и они хотели знать о боге лишь то, что касается обычной человеческой жизни, ее обстоятельств и нужд. Человеку, по словам Варрона, важнее всего помнить, каких богов надлежит почитать публично, какие кому надо совершать обряды и жертвоприношения. Древнейший перечень латинских богов насчитывает их до тридцати тысяч. Характерно при этом, что об этих существах не знали ничего, кроме имен. Да и сами имена — Страх, Болезнь, Доблесть — указывали только на их функции.

В гробницах Лациума часто находили изображения хижин. Это связано с тем, что в древности именно дом, а не храм был основным местом для богопочитания. Храмы появились позднее. Глава латинской семьи долгое время был единственным жрецом. Поэтому власть отца была абсолютной и непререкаемой. В домах было принято ставить маски, сня-

138

тые с умерших, в знак того, что вся “фамилия” пребывает под отеческим кровом. На праздники эти маски выносили, чтобы предки могли принять участие в общем торжестве. Из погребальных масок потом развился римский портрет, который, в отличие от греческого, воскрешал индивидуальные черты усопшего. Весь римский народ ощущал себя единой семьей. Из нее исключались только рабы. Плебеи — крестьяне, переселившиеся в Рим из других областей, были ограни- чены в правах. Совершать обряды могли только патриции, что являлось знаком их господствующего положения.

Покровителями и защитниками нации считались духи: пенаты и лары, которых чтили еще до основания Рима. Им вручали попечение о семьях, кланах и самом городе. Несмотря на свою связь с землей, латинянин ставил Город выше природы. В основе римского мировоззрения лежал не косми- ческий миф, а миф социальный, государственный. Все легенды Лациума говорили только о людях и их гражданской общине. Человеческие законы предшествовали у римлян “законам божественным”. И государству принадлежала власть создавать сакральное право.

Любовь к отечеству рассматривалась как высшая добродетель. Отдельная личность считалась подчиненной единому целому. Как правило, культ государства выливается в поклонение вождям и монархам. На ранней стадии развития в Риме царям приписывались божественные свойства. Считалось, что от царя зависит урожай и поэтому царем может быть только сильный, здоровый человек. Всякий одолевший его получал право самому стать царем. Этот обычай явно говорит о наследии магических верований. Однако идея сакральной монархии быстро угасла, появившись вновь только в эпоху императоров. Этому способствовала позиция патрицианских родов — сделать монарха выборным главой гражданского совета.

Первая религиозная реформа относится преданием к правлению Нумы Помпилия, преемника Ромула. Решением этого правителя были закреплены границы наделов, определено число праздников, введен твердый календарь. Для смягчения

139

нравов были разработаны церемонии, процессии и торжества в честь богов. Нуме приписывают сооружение святилища бога Януса — двуликого стража порогов и границ. Главным результатом реформы Нумы было приведение старых ритуалов в систему и учреждение жречества. Один историк удач- но назвал римских жрецов “священными юрисконсультами”, поскольку они были лишь чиновниками, знатоками обычаев. В обязанность старших жрецов, понтификов, входил надзор за общественными работами, строительством мостов и проведением праздников. Фламины были приставлены к алтарям Юпитера и других главенствующих богов. Важные функции принадлежали авгурам — жрецам-гадателям, которые определяли будущее по различным приметам. Никакое государственное мероприятие не обходилось без них. Тем самым реформа Нумы лишила монархов жреческих привилегий, но и закрыла путь к теократии.

Питая гражданское и правовое сознание Рима, религия сама ощутила сильное влияние юридического духа. Главным стимулом веры становился формальный долг. Знаменательно, что понятие “суеверие” означало в Риме отступление от принятых обрядов, а понятие “благочестие” трактовалось как точ- ное выполнение ритуального регламента. Понятно, что эта “уставная” набожность не могла удовлетворить духовные искания. Поэтому римляне на протяжении своей истории обращались к другим религиям, пытаясь создать некий синтез.

Победа в Пунических войнах открыла новые возможности во взаимоотношениях Рима с Грецией. В политическом плане эллинизм был очень удобным принципом интеграции для разрастающейся территории римского государства. Рим воспользовался духовным и материальным богатством эллинского мира. Это не могло не сказаться на религии. Как и прежде, римляне продолжали верить, что неукоснительное соблюдение обрядов обеспечило торжество империи над всеми ее соперниками. “Религией мы победили мир”, — говорил Цицерон. Римляне уверили себя, что покровительство иноземных, в частности греческих, богов распространяется те-

140