
Семеновкер 1 / стр 126,127
.docмать его как полноправного члена, он сообщал о том, что он отдавал учителям, перечислял школы, в которых учился, учителей и жрецов, которые его учили (93, с. 871—872).
В древней Индии брахманы имели монополию на образование, которую они ревниво оберегали (14, с. 166). Точное знание ведического ритуала достигалось длительным обучением. Все нужно было воспринимать на слух и заучивать наизусть. Постепенно объем информации стал настолько большим, что для одного человека овладение им всем стало непосильным. В результате возникла специализация жрецов (8, с. 193). Школы для обучения жрецов существовали также в цивилизациях Центральной Америки (99, с. 12).
В Полинезии существовали своеобразные школы с 4—5-тилетним обучением. Они носили сословный характер. Детям из простых семей преподавались только хозяйственные знания и навыки в школах низшей категории. В школах высшей категории детей знати кроме этого обучали религии, мифологии и истории, а также умению совершать «чудеса», недоступные непосвященным (1, с. 279; 11, с. 55). В школах преподавали не только жрецы, но также профессиональные преподаватели, которые назывались «tahu'a рагаи tumu fenua» («эксперты по основному знанию мира»). Некоторые из них обладали выдающейся памятью. Один из них — Хиро — стал учителем еще в совсем юном возрасте, так как перед тем, как поступить в школу, он усвоил необходимые тексты, просто слушая их вне помещения школы. Учителями обычно становились дети учителей. Так, дед Хиро со стороны матери был старшим учителем в одной из школ, Учитель должен был знать абсолютно точно, слово в слово большой объем информации (93, с. 864—966).
В Микронезии особое значение имели навигационные школы. На Каролинских островах существовали две школы навигации, подобные двум философским школам в древней Греции. На некоторых островах преподавали представители только одной школы, на других — обеих. В школах обучали географии и астрономии. Обучение было интенсив-"
126
ным и длительным. Кандидаты в навигаторы подвергались устному экзамену и в конце проходили через ритуал. Выпускники — знающие и проверенные в морских путешествиях навигаторы — высоко ценились, даже больше, чем местные клановые вожди. Навигаторы ценились и на других островах, но нигде они не пользовались таким почетом, как на Каролинских островах (94, т. 1, с. 421—422).
У инков школы предназначались только для детей знати и для «избранных женщин». Сыновья провинциальной знати содержались в Куско как заложники. Там их обучали языку кечуа, религии инков, истории, умению пользоваться оружием и кипу. Курс продолжался четыре года: первый год посвящался изучению кечуа, второй — религии, третий — кипу и четвертый — истории.
«Избранные женщины» отбирались в возрасте около 10 лет и обучались религии, ткачеству, шитью, приготовлению пищи и напитка чича. Обучение осуществлялось в монастырях и продолжалось около четырех лет. После окончания школы они служили в качестве «mama kona» («посвященные женщины») или инка выдавал их замуж за представителей знати, которым он хотел воздать особые почести (83, т. 2, с. 282-283).
У индейцев племени шаванте в Бразилии мальчики 7— 12 лет живут в течение пяти лет в «хижинах холостяков». В это время их обучают искусству охоты, изготовлению оружия и церемониям (81, с. 312). У мудугаров в Южной Индии для мальчиков и юношей существуют специальные мужские дома. Их предназначение — сохранение чистоты юношей до женитьбы. Кроме того, здесь им передают традиционные знания племени, их знакомят с легендами и преданиями мудугаров, с историей предков, обучают пению и танцам, т. е. они постигают все, что нужно знать мужчине (46, с. 170).
Индейцы Северной Америки имели собственные системы образования. Путем бессознательного усвоения и постоянного внушения мальчики и девочки осваивали то, что должны знать взрослые мужчины и женщины, готовились к
127