
Семеновкер 1 / стр 102,103
.doc
маведы»
и брахман, следивший за ходом церемонии,
которому
надлежало знать все три веды (8, с. 183).
Устное хранение исторической и прикладной информации нередко было делом профессионалов: отдельных лиц или групп. Примеры этой традиции многочисленны.
В Африке при дворах правителей йорубских государств и Бенина имелись штаты профессиональных историков, которые назывались «рассказчики» (92, с. 148). Их должности, как правило, были наследственными и хорошо вознаграждались. Задача этих специалистов заключалась в создании и хранении устных дворцовых хроник, которые включали генеалогии правителей, главные деяния их царствований и другие знаменательные события из истории государства (обычно в песенной форме) (37, с. 169). В восточной Африке исторические поэмы, в которых сообщается, на каком основании власть принадлежит тем, кто правит, сохранялись в памяти определенных сановников (44, с. 88).
У индейцев Северной Америки церемониальные песни, которые включали различную информацию, были собственностью кланов и обществ, которые имели специально выделенных лиц с ответственностью за их точное исполнение. Если кто-либо делал ошибку в исполнении песни, его подвергали наказанию, а церемонию повторяли заново. Специальные суфлеры назначались именно для того, чтобы этого избежать (82, с. 929).
У гондов в Центральной Индии сказители сохраняют и передают из поколения в поколение легенды, сказки и песни, связанные с происхождением гондов, их историей и обычаями. В легендах сохраняется информация о происхождении отдельных родов. В них имеется объяснение тому, почему один род поклоняется тигру, другой — собаке, третий — черепахе и т. д.
У якутов шаманы были основными хранителями устной литературы. Поэтический словарь якутского шамана включал около 12 000 слов. В то же время словарь повседневной речи не превышал 4000 слов (80, с. 77).
102
В Океании на островах Общества, в том числе на Таити, были отдельные лица, которые специализировались на заучивании большого объема информации, которая включала мифологические сведения по теогонии и космогонии, знания по астрономии и географии, о принятых обычаях и традициях. Специалисты по хранению мифологических знаний назывались «tahu'a parau tumu fenua» (эксперты по знанию о происхождении земли» или «vaha rau» («пещера со многими входами» (93, с. 54, 865—866).
В Южной Индии у мудугаров хранители древних тайн земледелия называются манукаранами. Манукаран дает мудагарам агрономические советы и следит за культивацией. При системе подсечно-огневого земледелия манукаран выбирает участки джунглей для расчистки. Традиционные навыки и знания, передающиеся из поколения в поколение, помогают ему сделать безошибочный выбор. Знания держатся в тайне, а передача из поколения в поколение сделала эту должность строго наследственной (46, с. 168).
Наконец, в древней Греции в городах назначались мне-моны (от слова «rnneme» — «память»). Они должны были хранить в памяти то, что было необходимо для решения религиозных, календарных и правовых задач. Позднее они превратились в архивистов (104, т. 1, с. 311).
В традиционном обществе хранителем информации было также старшее поколение. В процессе эволюции, после изобретения письменности, книгопечатания и особенно в результате современной электронизации, молодежь последовательно все больше утрачивала информационную зависимость от стариков. В бесписьменном обществе было иначе. В первобытном и далее во всех видах обществ, которые не знали письменности, старшее поколение было хранителем коллективной памяти. Без этой памяти общение просто не могло существовать, так как она была источником всех знаний и умений.
Бесписьменное примитивное общество оставалось стабильным в течение тысячелетий. Изменения происходят в нем редко. Поэтому комплекс необходимых знаний являет-
103