Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Sheyfer_Sledstvennye_deystvia.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
05.02.2016
Размер:
978.94 Кб
Скачать

§ 3. Наложение ареста

НА ПОЧТОВО-ТЕЛЕГРАФНЫЕ ОТПРАВЛЕНИЯ,

ИХ ОСМОТР И ИЗЪЯТИЕ

Арест, осмотр и изъятие почтово-телеграфных отправле­ний – это эффективное средство раскрытия преступлений, позволяющее в негласном порядке выявить намерения по­дозреваемых и обвиняемых (планирование новых преступ­лений, сокрытие следов и т.д.), определить круг соучастни­ков преступлений, получить информацию о местонахожде­нии вещественных доказательств, трупа, установить каналы сбыта похищенного и другие обстоятельства, подлежащие до­казыванию. Однако негласный характер этих действий не превращает их в оперативно-розыскное мероприятие, пре­дусмотренное п. 9 ст. 6 Закона об ОРД (контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений), т.к. 1) по­знавательную деятельность осуществляет не оперативный

орган, а сам следователь; 2) эта деятельность детально урегу­лирована процессуальным законом.

Рассматриваемое действие представляет собой комплекс трех процессуальных действий: 1) ареста почтово-телеграф-ных отправлений, 2) их осмотра и 3) выемки. Первое из них – не следственное, а организационно-распорядительное дей­ствие, а осмотр и выемка – два самостоятельных следствен­ных действия, производимые одно за другим. В некоторых случаях, когда в отправлении не содержится искомой инфор­мации, указанный комплекс ограничивается арестом и ос­мотром корреспонденции, без ее выемки.

К почтово-телеграфным отправлениям относятся те их виды, в которых могут содержаться сведения и предметы, интересующие следствие. Таковы письма, почтовые открыт­ки, телеграммы, телефонограммы, радиограммы, денежные переводы, посылки, бандероли. Пейджинговые и радиоте­лефонные сообщения контролируются в ином порядке, пре­дусмотренном ст. 186 УПК. Аресту подлежат как исходящие от лица, так и поступающие к нему почтово-телеграфные от­правления.

Закон не определяет, почтово-телеграфные отправления каких лиц подлежат аресту, осмотру и выемке. В первую оче­редь, это подозреваемые и обвиняемые. Но контроль отправ­лений может осуществляться и в отношении свидетелей, по­терпевших и иных лиц, если имеются данные о том, что они обмениваются информацией, имеющей значение для рас­крытия преступления. Однако представляется недопустимым контроль за перепиской между защитником и подзащитным, т.к. он представлял бы собой неправомерное нарушение про­фессиональной тайны адвоката.

Осмотру и выемке предшествует арест отправлений, т.е. прекращение их дальнейшего движения ввиду задержа­ния в учреждениях связи. Поскольку арест и последующие

102

С.А.Шейфер

Следственные действия

103

осмотр и выемка отправлений представляют собой суще­ственное ограничение права граждан на тайну переписки, иных сообщений и, согласно Конституции РФ, допускают­ся на основании судебного решения (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ), закон четко определяет порядок получения следовате­лем разрешения суда. Как и в других случаях, сопряженных с ограничением конституционных прав граждан, следователь возбуждает об этом мотивированное ходатайство перед су­дом, облеченное в форму постановления, согласованного с прокурором. В нем указываются: а) данные о лице, почтово-телеграфные отправления которого должны задерживаться, и его адрес; б) основания ареста, осмотра и выемки отправ­лений, т.е. имеющиеся в деле доказательства, указывающие на то, что отправитель может сообщить своему адресату све­дения или переслать предметы, имеющие значение для дела; в) виды отправлений, подлежащие аресту; г) наименование учреждения связи, на которое возлагается обязанность за­держивать соответствующее отправление. Ходатайство рас­сматривается судьей с соблюдением обычной процедуры, предусмотренной законом (ч. 1-4 ст. 165 УПК). Решение су­дьи облекается в форму постановления, содержащего разре­шение на арест, последующий осмотр и выемку отправле­ний; копия постановления направляется судьей непосред­ственно либо через следователя в учреждение связи. Этим на учреждение связи возлагается обязанность задерживать по-чтово-телеграфные отправления и незамедлительно уведом­лять следователя о их поступлении. Арест действует на про­тяжении срока предварительного расследования, но не по­зднее дня его окончания. В этот момент следователь обязан отменить арест, с обязательным уведомлением об этом суда и прокурора. Отмена ареста возможна и раньше, если в про­цессе расследования в нем отпала необходимость.

Получив уведомление об аресте отправлений, следователь прибывает в учреждение связи и производит осмотр отправ-

ления. Для этого не требуются обычные фактические осно­вания осмотра, достаточно постановления судьи. При осмот­ре отправления соблюдается характерная для осмотра про­цедура. Но есть и особенность: понятыми могут быть только работники данного почтово-телеграфного учреждения. Для перевода текста письменного сообщения, выполненного на языке, которым следователь и понятые не владеют, может быть приглашен переводчик. В осмотре может участвовать и специалист (например, сотрудник оперативно-техничес­кого подразделения для выявления и фиксации отпечатков пальцев). Независимо от того, обнаружена ли осмотром по-чтово-телеграфного отправления относящаяся к делу инфор­мация или нет, о результатах осмотра составляется прото­кол, в котором помимо обычных данных, требуемых ст. 166 УПК, отражаются вид почтово-телеграфного отправления, подвергнутого осмотру, сведения, содержащиеся в нем (в т.ч. содержимое бандероли и посылок, имеющее значение для дела), а также кем и кому оно направлено. Если выявленные при осмотре сведения не имеют отношения к делу или если следователь ограничивается осмотром отправления и сняти­ем с него копии (например, когда по тактическим соображе­ниям целесообразно направить отправление адресату), сле­дователь принимает меры к тому, чтобы оно продолжило дви­жение в неповрежденном виде. Об этом делается соответству­ющая отметка в протоколе осмотра. В том же случае, когда отправление содержит значимую для дела информацию, при­чем доказательственную ценность имеет и оригинал отправ­ления (подлинное письмо, телеграмма и т.д.), следователь производит его выемку с соблюдением правил ее проведе­ния. Выемка, оставаясь самостоятельным следственным дей­ствием, производится при этом вслед за осмотром, являясь как бы его продолжением, т.к. фактические основания вы­емки, т.е. сведения о наличии искомой информации, содер-

104

С.А.Шейфер

жатся в протоколе осмотра. При подобных обстоятельствах нет необходимости в составлении отдельного протокола вы­емки: об осмотре и выемке составляется единый протокол, отражающий как результат осмотра, так и факт изъятия кон­кретного почтово-телеграфного отправления. Последнее и станет доказательством после приобщения его к делу по­становлением следователя. Доказательственная информа­ция, полученная в результате осмотра и выемки отправле­ний, может иметь различную форму. Это знаковое (тексто­вое) сообщение, передаваемое адресату (например, содержа­щее инструкцию о его ожидаемом поведении), и выступаю­щие «иными документами» переводы денежных сумм, ука­зывающие на характер отношений отправителя с адресатом (тоже «иной документ»), предметы, пересылаемые по почте (нейтральные, а также связанные с возможной преступной деятельностью – наркотики, оружие), которые могут быть признаны вещественными доказательствами. Все они будут иметь доказательственное значение лишь вместе с протоко­лом осмотра и выемкой отправлений, удостоверяющими, какие именно материалы содержались в почтово-телеграф-ных отправлениях.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]