Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
зачет Теория литературы.doc
Скачиваний:
80
Добавлен:
05.02.2016
Размер:
254.46 Кб
Скачать

Композиция художественного произведения; ее слагаемые.

Композиция - это взаимная соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств. От слов «складывать», «строить», «оформлять». Это всегда система. Композиция осуществляет единство и целостность художественных творений. Слагаемые композиции (композиционные приемы):

1. Повторы и вариации. Повтор - элементарнейший прием для акцентуации, выделения наиболее важных, особенно значимых моментов и звеньев предметно-речевой ткани произведения. 2 вида – чистый повтор (просто повторение) и повтор в форме вариаций (повторяется тот же самый элемент, но в измененном виде). Повторы есть в любом произведении, пронизывают его на всех уровнях.

Типы:

1) Фонетическо-ритмический. Стихи, повтор ритмических групп, звукопись (повтор шипящих, мелодия) - ритмизированная речь резко отличается от обычной.

2) Повтор сюжетов.

3) Повтор словесных формул.

Анафоры - единоначатия, эпифоры - повторяющиеся концовки строф и синтаксических конструкций.

2. Мотив - компонент произведений, обладающий повышенной значимостью. То, что повторяется в произведении, насыщая своим смыслом. Он может являть собой отдельное слово или словосочетание, повторяемое и варьируемое, или представать как нечто обозначаемое посредством различных лексических единиц, или выступать в виде заглавия либо эпиграфа, или оставаться лишь угадываемым, ушедшим в подтекст. Важнейшая черта мотива — его способность оказываться полуреализованным в тексте, явленным в нем неполно, загадочным. Различают мотив в произведении повествовательном и в произведении лирическом. В повествовательном произведении, мотив - это простейшая неделимая частица повествования, из которой складывается сюжет, структурное звено сюжета. (Мотив потери драгоценной вещи, жена-колдунья, поиск брата). Наука мотивика, мотивология. В поэзии мотив нужно уметь отличать от образа. Образ в поэзии - нечто материальное, нечто имеющее чувственно воспринимаемое воплощение, подлежащее. Мотив - сказуемое, некоторое действие или состояние души или тела. Образ: возлюбленной, родины, дороги. Мотив: смерть, одиночество. Сквозные образы и мотивы. Сквозной мотив - лейтмотив.

3. Детализированное изображение и суммирующие обозначения. Умолчания. Художественно воссоздаваемая предметность может подаваться обстоятельно, детализированно, в подробностях или, напротив, обозначаться суммирующе, итогово. Здесь правомерно воспользоваться терминами кинематографистов: жизненные явления воспроизводятся либо «крупным планом», либо «общим планом». Распределение и соотнесенность крупных и общих планов составляют весьма существенное звено построения литературных произведений. За рамками детализированного изображения находятся не только беглые и суммарные характеристики, но и всевозможные умолчания, которые делают текст более компактным, активизируют воображение, усиливают интерес читателя к изображаемому, порой его интригуя, благодаря чему произведению придается занимательность. Умолчания имеют разный характер. В ряде случаев за ними следуют прояснение и прямое обнаружение дотоле скрытого от героя и/или читателя — то, что именуется узнаванием. Но умолчания могут и не сопровождаться узнаваниями, оставаясь пробелами в ткани произведения, художественно значимыми недоговоренностями, а порой — неразрешимыми загадками, тайнами. Пробелам родственно то, что составляет подтекст. Это — предметно-психологическая данность, лишь угадываемая в словах, которые составляют текст произведения. Иного рода недомолвками являются легкие, порой едва приметные касания серьезных, злободневных тем и тех мыслей, которые небезопасно выражать открыто. Это всяческие аллюзии (намеки на реалии современной общественно-политической жизни, делаемые, как правило, в произведениях об историческом прошлом). Аллюзиям сродни то, что с легкой руки М.Е. Салтыкова-Щедрина именуется эзоповым языком. Это — особого рода тайнопись, уберегающая произведения (в основном сатирические) от цензурного запрета.

4. Точка зрения. Субъектная организация. Соотнесенность носителей речи и их сознаний составляет субъектную организацию произведения. Существенной гранью построения произведений является соотнесенность и смена носителей речи, а также ракурсов видения ими окружающих и самих себя. Этот аспект композиции малозначим там, где художественная речь фиксирует лишь один тип человеческого сознания и единственную манеру говорения, что присуще традиционному эпосу. Но он актуализируется в тех случаях, когда в произведениях присутствуют разноречие и многоголосие, — когда автором запечатлеваются различные манеры говорения и сказывающиеся в них типы сознания. Точка зрения говорящего на изображаемое нередко претерпевает изменения даже в рамках небольших произведений. «Точки зрения» имеют планы: оценочный, фразеологический, пространственно-временной и психологический.

5. Сопоставление, противопоставление. В построении произведений едва ли не определяющую роль играют сопоставления предметно-речевых единиц. У истоков композиционных аналогий, сближений и контрастов (антитез) — образный параллелизм, характерный прежде всего для песенной поэзии разных стран и эпох. Первоначальной и «простейшей» формой «аналогий» и «сравнений» в поэтическом творчестве является двучленный параллелизм, осуществляющий сопоставление природы и человеческой жизни. Двучленный параллелизм может иметь и иные функции, например сближать разные природные явления («Высота ль, высота поднебесная,/Глубота, глубота окиян-море»). Двучленный параллелизм в его первоначальном виде Веселовский связывает с анимизмом исторически раннего мышления, сопрягавшего явления природы с человеческой реальностью. Он утверждает также, что именно из двучленного параллелизма подобного рода выросли и символы, и метафоры, и иносказательная образность басен о животных. Наряду с параллелизмом синтаксических конструкций, в словесно-художественных произведениях укоренены сопоставления (как по контрасту, так и по сходству) и более крупных текстовых единиц: событий и персонажей. Волшебная сказка соотносит образы героя и его противника («вредителя»). С течением времени, от эпохи к эпохе, наряду с антитезами (персонажными и событийными) упрочивались и более диалектичные, гибкие сопоставления фактов и явлений как одновременно различных и сходных. Так, в пушкинском романе в стихах три главных героя — Онегин, Татьяна, Ленский — друг другу противопоставлены и в то же время подобны один другому своими возвышенными стремлениями, «невписываемостью» в окружающую реальность, неудовлетворенностью ею. И события в жизни героев (прежде всего — два объяснения Онегина и Татьяны) с их неизбывным драматизмом более сходны друг с другом, нежели контрастны.

6. Монтаж. Слово «монтаж» обрело ныне более широкое значение. Им стали фиксироваться те со- и противопоставления (подобия и контрасты, аналогии и антитезы), которые не продиктованы логикой изображаемого, но впрямую запечатлевают авторские ход мысли и ассоциации. Композицию, где этот аспект произведения активен, принято называть «монтажной». Внутренние, эмоциально-смысловые, ассоциативные связи между персонажами, событиями, эпизодами, деталями оказываются более важными, чем их внешние, предметные, пространственно-временные и причинно-следственные «сцепления» (на уровне мира произведения).

7. Временная организация текста. Одной из важнейших граней композиции литературного произведения является последовательность введения в текст единиц речи и воссозданной предметности. В настоящем художественном произведении, — писал Л.Н. Толстой, — нельзя вынуть один стих, одну сцену, одну фигуру, один такт из своего места и поставить в другое, не нарушив значения всего произведения. Временная организация текста обладает полнотой определенности и всецело задана, предначертана автором каждому из читателей.Особую роль во временной организации текста играют его начало и конец. Исходная и конечная части художественного построения всегда попадают под сильный смысловой акцент. В основе временной организации текста лежат определенные закономерности. Каждое последующее текстовое звено призвано что-то приоткрывать читателю, обогащать его какими-то сведениями, будить его воображение, чувство, мысль, не разбуженные сказанным ранее. Чтение при этом оказывается постоянным (вплоть до финала) разгадыванием некоей тайны: тайны как основы развертывающихся событий, тайны души героя, тайны творческой устремленности автора и художественного смысла. Временная организация словесно-художественных текстов тяготеет к ритмичности. Ритм не есть простое соединение слов согласно определенному метру; ритмичными могут быть то или иное согласование идей, музыка мыслей, подчиненная тонким правилам их распределения, правилам не столько логичным, сколько наглядным. Композиции придает ритмичность и членение произведения на части и главы (в романах и повестях), на акты, сцены и явления (в драме), на строфы (в лирической, а порой и в эпической поэзии). Однако литература знает произведения весьма яркие и значительные, в которых временная организация текста нейтральна и сколько-нибудь значительной роли не играет.

Рассказ «Антоновские яблоки». Отсутствие сюжета, и четкая композиция! Жесткое построение. Ничего лишнего, сложнейшая композиция.

(четыре части, они делятся ещё на две части)

Первые две - 1) в прошлом. 2)Утро. 3) Начало сентября. 4)Сбор яблок / Богатая жизнь. 5) Изобилие яблок/ везде пахнет антоновкой

Вторые две (3 и 4) - 1) в настоящем. 2) Вечер. 3) Конец октября. 4) Охота / угасание поместья . 5) 1 яблоко / дух яблок, который исчезает

Схема похожа на ритм и рифму стихотворения. То, как перекликается. Несколько сквозных образов, которые можно сопоставлять и уже на их основе делать выводы о рассказе.