Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
19
Добавлен:
10.12.2013
Размер:
102.91 Кб
Скачать

Желают ли они всем иметь больше детей?

Многодетные, несмотря на все сложности жизни, редко противопоставляют себя малодетным, лишь в 2% осуждая их за лёгкость выбранного пути. Нейтрально относятся 34,7%, и ещё 11,2% считают, что малодетные семьи достойны сожаления. Чаще всего (48%) они считают, что малодетные семьи тоже заслуживают поддержки.

При этом прослеживается взаимосвязанность ответов: те семьи, которые ориентируются на помощь государства и считают, что эта помощь должна быть существенной, жалеют малодетных, очевидно, считая, что поддержка малодетной семьи государством сделает её со временем многодетной. Не более 2% убеждены, что стимулировать рождаемость не нужно. Остальные уверены в обратном и называют основные условия, которые на их взгляд, приведут к увеличению количества детей. Их ответы приведены на Диаграмме 5.

Так как многодетные судят по себе, то и названные респондентами основные условия, при которых детей будут рожать больше, по своей значимости совпадают с основными проблемами большой семьи – безденежьем и теснотой. Повышение уровня жизни как залог увеличения детности семей назвали 62%, решение квартирной проблемы – 50%. Не приводили конкретики, однако обозначили, что помощь государства должна стать существенной – 41% семей и крайне мало (14%) ответов, касающихся изменения установок общества относительно количества детей.

Только православные активно верующие родители акцентировали внимание на духовных ценностях и обществе, остальные же в массе своей фактически повторяли стереотип, в котором на первом месте материальное стимулирование и влияние государства.

Указывая на высокую значимость государства в вопросах помощи семье, сами многодетные на государство мало надеются (см. Таблицу 6). Отвечая на вопрос «С чем Вы связываете свои надежды на улучшение жизни в будущем», продемонстрировали надежду на своих детей 56% родителей, в то время как на государство – почти вдвое меньше – 29%. Другие надежды (Надеюсь только на себя, на Бога, на улучшение экологии, на повышение уровня жизни, …. ) характерны для остальных 15% родителей.

Поскольку на государство надежды мало, а дети станут взрослыми не скоро, получается, что кроме как набраться терпения и верить в лучшее, родителям в процессе воспитания своих детей больше ничего не остаётся.

Ценностные ориентиры в воспитании детей

Воспитание детей – процесс, в котором родители не только закладывают систему ценностей и формируют желательные поведенческие навыки, но и подсознательно передают им свои убеждения, верования, страхи7. Ответы на вопрос «Что для Вас важнее в воспитании детей» приведены на Диаграмме 6 и в Таблице 78. При всём многообразии вариантов ранжирования предложенных вариантов ответов приоритетные «направления» явно проявляются.

На первое место ставится здоровье детей (вариант ответа «Вырастить детей здоровыми»), ненамного от него отстаёт Вырастить детей «хорошими людьми», каждого – «настоящим человеком». Эти две идеи в сумме занимают в 1,5 раза больше «мыслительного пространства», чем три остальных, вместе взятые. Таким образом, первое место занимает страх биологического происхождения. На втором месте – явно социально желательная альтернатива.

С озабоченностью здоровьем всё более-менее легко объяснимо. Когда, к примеру, гриппом заболевает ребёнок в семье из трёх человек, взрослым это доставляет некоторое количество хлопот, но сами они при этом могут и не заболеть, а если ребёнок школьного возраста, то маме можно даже не брать больничный. Если заболевает ребёнок в большой семье, забот становится на порядок больше. Скученность почти гарантирует то, что в семье заболеют все дети и, возможно, сами родители. На лекарства может уйти значительная часть семейного бюджета. Хождение по врачам, сидение в очередях, невозможность пойти в поликлинику с двумя или тремя детьми сразу, а также и «разорваться» между домом и поликлиникой – всё это заставляет очень серьёзно, может быть, слишком серьёзно относиться к проблеме здоровья-нездоровья членов семьи. Наличие в семье слабого здоровьем ребёнка – тоже проблема более типичная для больших семей, нежели для малодетных, в силу таких обстоятельств, как рождение детей с малым интервалом, ослабленность материнского организма предыдущей беременностью, невозможность восстановить силы из-за нехватки времени и бессильной «бесплатной» медицины.

Социальная желательность (альтернатива, сформулированная абстрактно, но в соответствии с принятым штампом, стереотипом Вырастить детей «хорошими людьми»,), выходящая на второе место, отражает лишь то, что ничего конкретного от ребёнка не ждут, не нацеливают, но и особых «обязательств» перед ним не имеют. Как говорится, «хороший человек – не профессия». Специально структурировать свою родительскую активность при этом не требуется.

При достаточно чётком распределении приоритетов заметен разрыв, отделяющий второе место от третьего, а также четвёртое от пятого. Альтернативы «Дать детям хорошее образование» и «Обеспечить детей материально – обуть, одеть, накормить» находятся в «зоне неопределённости». Редко кто ставит их на первое или последнее место. Образование и у самих многодетных родителей реже, чем у малодетных, бывает престижным, элитным. Здесь же находит отражение менее выраженная ориентация на «образование и карьеру» и больше выраженная – на «семью и детей» у многодетных матерей-респондентов. Тем не менее, образование детей – тот вопрос, над которым, очевидно, задумывались все или почти все, и по которому наблюдается самый большой разброс мнений. Образование – лидер «второго места» среди всех альтернатив (в 49% случаев его ранг второй) и почти аутсайдер – первого (лишь в 8% анкет оно стоит на первом месте). По остальным вариантам разница между частотой попадания на 1 и на 2 место не превышает 12%. Можно заключить, что образование считается ценностью в большой семье, но не главной ценностью. Вероятно, оказывает влияние и сложное отношение к образованию в обществе: с одной стороны всё труднее его получить, с другой стороны, утвердился стереотип «умный – бедный». Семье, для которой материальная проблема очень актуальна и относительно часто болезненна, трудно ставить цель дать хорошее образование всем детям.

Альтернативу, связанную с удовлетворением витальных потребностей детей отмечали редко, вероятно, по двум причинам. Во-первых, желание признаваться в собственной бедности, озабоченностью куском хлеба возникает редко. Во-вторых, по части удовлетворения элементарных потребностей детей большая семья не очень отличается от малодетной. Вещи переходят от старшим к младшим, родственники, как правило, отдают детскую одежду даром. Большая семья может себе меньше позволить новых модных вещей, гастрономических изысков, платного досуга, но это уже не входит в понятия «обуть, накормить».

Альтернатива «Научить детей находить своё место в жизни, адаптироваться» большинством респондентов ставится на последнее место в анкете не потому, что это не нужно детям. Из сознания родителей-респондентов вытесняется то, что по сути является или технологией, которой надо обучать, или идеологией, пронизывающей всю жизнь. Возможно, большинство родителей просто не считают себя успешно адаптировавшимися, и таки образом, признают, что им нечего передать детям.

В целом, ранги ценностных ориентиров обратно пропорциональны степени их рациональности. В лидерах – максимально эмоционально окрашенные, в аутсайдерах – связанные с возможностью рационального достижения.

Таким образом, большая семья, попадающее под современное определение «многодетная»

  • внерациональна по происхождению

  • небогата и очень зависима от одного источника доходов (как правило, отца)

  • держится преимущественно на родственных связях, а от государства и общества получает минимум поддержки.

Соседние файлы в папке заумные статьи