Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
23
Добавлен:
10.12.2013
Размер:
102.91 Кб
Скачать

Что им тяжелее?

Традиционно тяжёлым для мегаполисов является проблема недостатка средств для удовлетворения всего спектра потребностей. Не стали исключением из этой традиции и ответы многодетных родителей (см. Таблицу 3), однако в большой семье острее всего стоит проблема нехватки жилплощади. Её отмечает большинство (53%) семей, в то время как в среднем по городу проблему жилья в социологических опросах отмечают втрое реже.

Правда, большинству больших московских семей не приходится рассчитывать на получение муниципального жилья, так как в среднем в многодетной семье 3,3 ребёнка, а по последним распоряжениям мэра Москвы «порог многодетности», при котором семью ставят на льготную очередь на получение жилья, повышен с 3 до 4 детей.

На второе место по значимости выходит проблема нехватки денег, её отмечают 46% семей. Далее по убывающей следуют нехватка времени (33%), болезни детей (17%), невозможность отключиться (8%). Как уже говорилось, большие семьи требуют больше времени тратить на детей, в результате как правило, работой жертвует мать, и тогда отец один обеспечивает всю семью. Учитывая, что в среднем большие семьи несколько беднее малодетных, зависимость их от всего одного источника средств вызывает повышенную озабоченность именно финансовой стороной жизни. Показательно, что именно отцы в 2 раза чаще, чем матери отмечали в качестве основного источника тревоги рост цен, все остальные альтернативы отмечались матерями примерно в 1,5 раза чаще чем отцами.

Распределение страхов и опасений большой семьи приведено в Таблице 4. Большинство опасений напрямую связано с возможными материальными проблемами. Больше всего в большой семье опасаются роста цен (39% отметивших), на втором месте стоит платность образования (36%), на третьем месте – собственное недомогание, невозможность тянуть в полную силу (34%). Опасения, связанные с детьми, хоть и не вошли в первую тройку, но в то же время по абсолютному значению мало уступают первым. Страх возможной болезни ребёнка, за лечение которой придётся платить, отмечен в 30% семей. Боятся призыва сына в армию 28% родителей.

Более подробный анализ не выявил каких-либо паттернов (устойчивых связок) различных страхов. Разные семьи по разному реагировали на предложенные варианты ответов в зависимости от того, здоровы ли дети, есть ли у матери возможность работать, сколько получает отец, могут ли старшие ухаживать за младшими, помогают ли бабушки и дедушки. Даже по поводу популярной в СМИ темы уклонения от призыва в армию спектр мнений включал как страх (а кто же будет нам помогать, если не сын), так и наоборот, уверенность (ему к толпе не привыкать – прорвётся; и накормят, и научат…).

Самостоятельно респондентами было озвучено, что они боятся: духовной деградации общества; растления детей; того, что в духовном плане среда развращает; зависимости детей от лекарств, неуверенности в завтрашнем дне; неустроенности детей в жизни; потерять Божье благословение.

Внешние связи

Большинство многодетных семей (70,4%) проживает в отдельной квартире, без других родственников, что вполне естественно, поскольку отечественная планировка в домах массовой застройки с трудом позволяет вместить даже два поколения большой семьи. Почти втрое меньше (25,5%) живут с бабушками или дедушками – при этом проживание с родителями жены встречается так же часто, как и с родителями мужа. Всего 4,1% проживают с прочими родственниками, как правило, это не супруги взрослых детей, а представители поколения бабушек – дедушек, их сёстры, братья.

Для того, чтобы успешнее справляться со всем разнообразием проблем, которые возникают у семьи с большим количеством детей, родителям нужна информация, однако, если судить по отечественным СМИ, прежде всего, по печатным, именно большая семья находится в информационном вакууме. Подавляющая часть публикаций посвящена воспитанию ребёнка в единственном числе. Поэтому 85% респондентов отвечают, что нет такого средства массовой информации, где можно почерпнуть информацию, ценную для многодетных. Ответы остальных 15% можно разделить на 10% религиозно ориентированных, отмечающих «Радонеж. Основы культуры православия» и прочие православные издания, и 5%, ориентированных на Интернет и активный поиск везде, где только можно.

В такой ситуации выручает только непосредственное общение с такими же большими семьями, к которому склонны две трети (67%) семей. В Таблице 5 приведены основные линии, по которым многодетные ищут общения с себе подобными. Большинство (56%) поддерживающих контактов родителей находит эти контакты по линии родственников или просто знакомых. При посредстве районного Совета многодетных контакты найти тоже можно, но в 1,5 раза реже (в 35% случаев). По линии религиозной общины общаются 9% активно контактирующих семей.

Взаимодействуя с другими людьми, формальными и неформальными организациями, семья постоянно испытывает на себе отношение внешней среды. Это отношение может быть самым разным – как позитивное, сочетающееся с реальной помощью, так и негативное. (См. Диаграмму 4).

Сравнение отношения официальных органов и простых людей к большой семье показывает, что общее количество позитивных ответов (сумма ответов на альтернативы положительное, помогают… и положительное, но реальной помощи нет) примерно одинаково – 56% у официальных структур и 52% у людей. Это неудивительно, в конце концов и там, и тут люди. Однако по другим альтернативам различие заметно.

Отношение госструктур и простых людей к многодетной семье варьируется по-разному. Отношение официальных структур в большинстве своём (69%) может быть охарактеризовано как «нейтрально-положительное», то есть по четырёхбалльной шкале оценок две трети ответов приходится на две средних позиции. Положительное, но реальной помощи нет отметили 39% семей, безразличное отношение – почти 30%. Отношение в обществе, наоборот, сильно поляризовано, и 60% ответов приходится на полярные оценки. Помогают, насколько возможно каждой третьей (34%) семье, относятся отрицательно – к каждой четвёртой (26%).

Очевидно, функционирование в рамках инструкций и предписаний ведёт к «усреднённой» модели поведения органов самоуправления, администрации поликлиник, детских садов и т.д. Люди же не стесняются в выражении своего истинного отношения – как по части реальной помощи, так и по части высказываний «расплодились тут…».

На этом фоне родственники выглядят явно предпочтительнее. Их безразличное (2%) или отрицательное (3%) отношение выглядит как исключение. Родственники, как правило, основные помощники многодетной семьи. Они помогают реально в большинстве (63%) случаев.

Соседние файлы в папке заумные статьи