Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Семейная психология / Nikolaeva_E_I_-_Psikhofiziologia.doc
Скачиваний:
910
Добавлен:
12.06.2015
Размер:
9.09 Mб
Скачать

Индивидуальные особенности реагирования людей на стресс

Первую попытку связать индивидуальные реакции на стресс с личностны­ми особенностями сделали М. Фридман и Р. Розенман (Friedman, Rosen-man, 1959). Они отметили некоторые характеристики людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями: наличие высокой соревновательно­сти, враждебности, нетерпения, большой подвижности, быстрой речи, от­сутствие желания выслушать другую точку зрения. Авторы выделили та­ких людей в отдельную группу и назвали ее тип А. Всех прочих они отнесли к типу Б.

Существуют и другие особенности, увеличивающие вероятность разви­тия заболевания. К ним относится, в частности, тип копинга, используемый в стрессовой ситуации. Например, в одном из экспериментов всех испыту­емых обезьян кормили продуктами с высокими концентрациями холесте­рина, что повышало вероятность развития сердечно-сосудистых заболева­ний. К тому же обезьяны находились в ситуации, где постоянно существо­вала угроза их поимки. Однако атеросклероз возник не у всех животных. Было показано, что обезьяны, которые обнаруживали максимальный страх, быстрее заболевали.

Выученная беспомощность

Не всегда личностные особенности имеют решающее значение в выходе из стрессовой ситуации. В отдельных случаях обстоятельства роковым образом изменяют личностные особенности. Это хорошо демонстрирует экспери­мент с выученной беспомощностью (Seligman, Beagley, 1975). Суть его заклю­чается в том, что две группы животных обучаются в двух различных ситуа­циях. Одной группе вслед за действием условного раздражителя, например, звука, в качестве отрицательного подкрепления подается на пол клетки ко­роткий, но сильный удар электрическим током. Очень скоро животные на­чинают связывать звук с безусловным подкреплением и обучаются эффек­тивно избегать удар, подпрыгивая в этот момент, цепляясь за боковые ре­шетки и т. д.

Другой группе также предлагается условный сигнал, за которым следует удар электрическим током, однако особенности подкрепления несколько изменены: какие бы действия ни предпринимало животное, оно все равно получит удар током. Этот вариант, таким образом, отличается наличием не­избегаемого негативного подкрепления. При появлении условного сигнала жи­вотные второй группы через некоторое время перестают искать выход из си­туации и обнаруживают тип поведения, который называется выученной бес­помощностью: они становятся пассивными в любых новых ситуациях, спо­собность к обучению резко падает, утрачивается любопытство (Seligman, Beagley, 1975). Таким образом, они обучаются тому, что их активность не поможет им выбраться из создавшегося положения. Они будут ждать помо­щи других.

Рис. 3.7. Распределение испытуемых опытной и контрольной групп по числу хронических заболеваний (Николаева и др., 1996).

Влияние социально значимого стресса на восприятие

Эмоциональной информации

Известно, что условия жизни тоталитарного государства особым образом из­меняют восприятие и оценку значимости событий у людей (Solomon, Prager, 1988; Blake e. a., 1992; Hyer e. a., 1992).

Э. Фромм (Fromm, 1971) впервые показал, что причины тоталитаризма ле­жат не только в политической ситуации, но и в особенностях психики челове­ка, в восприятии себя и окружающих. После Второй мировой войны появи­лись уникальные работы, описывающие искажение информации в условиях концентрационных лагерей (Bettelheim, 1943; Kautsky, 1946; Krai, 1951; Francl, 1959). Люди, находившиеся в заключении во время войны, позднее демонст­рировали трудности в вербализации своего эмоционального опыта, а так­же тревожность как преобладающую форму реагирования (Babaja, Stermsek, 1992). В этой алогичной реальности они страдали от психологического рас­стройства на индивидуальном уровне, но показывали выдержку на коллек­тивном (Punamaki, 1988-1989).

Puc. 3.5. Число отсутствующих ассоциаций в контрольной (1) и опытной (2) группах. Н — нейтральные слова; Э — эмоциональные сло­ва; “+” — положительно окрашенные сло­ва, “-” — отрицательно окрашенные слова. ** — р < 0,01 (Николаева и др., 1996).

Большинство исследований влия­ния тоталитарного режима обнару­живают такие изменения психичес­кой сферы людей, которые свой­ственны либо невротической, либо психосоматической структурам лич­ности (Ahrens, 1983). К ним относят­ся инфантильность, усиленный кон­троль естественного проявления эмо­ций (Alexander, 1950; Tsutsui, 1990). Ф.А. Хайек (Hayek, 1944) отметил специфическое изменение в воспри­ятии слов, отражающих человеческие ценности, которые выражаются в из­вращении смысла или его смещении для наиболее значимых слов.

Рис. 3.6. Число инвертированных ассоциаций в контрольной (1) и опытной (2) группах. Обозна­чения см. на рис. 3.5 (Николаева и др., 1996).

Подобный феномен может наблю­даться и у людей, перенесших силь­ное эмоционально отрицательное пе­реживание (неизбегаемое негативное подкрепление) в критические перио­ды жизни. Показано, что люди (опыт­ная группа), пережившие в возрасте до 6 лет репрессии, которым подвер-

глись близкие родственники, в зрело­сти и старости демонстрируют подав­ление ответной реакции на насилие, чего нет у лиц, не имеющих такого опыта в детстве (контрольная группа) (Николаева и др., 1996).

Испытуемые участвовали в ассоци­ативном эксперименте: записывали ас­социации на слова различной эмоцио­нальной значимости. У лиц опытной группы выявлено подавление непос­редственной негативной реакции в от­вет на предъявление отрицательно ок­рашенного сигнала. Это выражается в том, что у них в десять раз чаще по сравнению с контролем отсутствуют ассоциации на отрицательно окрашен­ные слова (рис. 3.5). Качественный

анализ показывает, что чаще всего нет ассоциаций на слова, характеризующие насилие. Если же ассоциация на эмоциональное слово существует, то знак ее эмоциональной окраски чаще противоположен знаку слова-стимула (рис. 3.6).

Инвертированные ассоциации в ответ на предъявление эмоциональных слов часто встречаются у больных острым неврозом людей и практически отсутствуют у здоровых (Леутин, Николаева, 1988). Таким образом, у ис­пытуемых опытной группы возникает специфический способ реагирова­ния, при котором агрессивная реакция возникает не на насилие, а на по­ложительное воздействие. По-видимому, этот способ не обеспечивает пол­ную реализацию негативных эмоций, поскольку у таких людей параллель­но существует аутоагрессия, проявляющаяся в наличии у них одновремен­но нескольких хронических заболеваний.

Анализ амбулаторных карт испытуемых двух групп дал следующие резуль­таты. Распределения людей каждой группы имеют различную моду (наибо­лее часто встречающаяся характеристика): если в контрольной группе боль­шее число людей имеет три хронических заболевания, то в опытной — пять и больше (рис. 3.7). Конкретный анализ заболеваний выявил, что в опытной группе наиболее часто (56%) встречаются заболевания желудочно-кишечно­го тракта, немного реже — неврозы (48,8%), затем идут атеросклероз (26,8%) и ишемическая болезнь сердца (22%); аналогичные значения для обследован­ных в контрольной группе составляют — 24,3, 19,5,7,3и7,3%.