Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Семейная психология / Nikolaeva_E_I_-_Psikhofiziologia.doc
Скачиваний:
910
Добавлен:
12.06.2015
Размер:
9.09 Mб
Скачать

Зависимость от работы (работоголия)

Работоголик отличается от человека, увлеченного своим делом, тем, что зак­рывается работой от проблем, которые ставит перед ним жизнь. Он исполь­зует благосклонное отношение руководителей и общества в целом, поощ­ряющих получение результата, но не интересующихся личностными пробле­мами людей.

Как и всякая аддикция, работоголизм является бегством от реальности I, посредством изменения своего психического состояния, которое в данном И случае достигается фиксацией внимания на работе. Работа не воспринима-|! ется аддиктом лишь как одна из составных частей жизни — она заменяет со­бой все возможные проявления личности: отдых, привязанность, любовь, развлечения (Короленко, 1993). Успех в работе недолго согревает душу ад-Дикта, готового осваивать все трудности профессии, но часто не способно­го к обычному общению и решению “простых” житейских проблем. В на-

449

чале жизненного пути работа доставляет удовольствие, но затем, как и при любом типе аддикции, развивается толерантность и абстинентный синдром все чаще возникает неудовлетворенность и, как следствие, все большее и большее поглощение работой.

Постепенно работоголик перестает получать удовольствие от всего, что не связано с работой, а попадая в другие условия, чувствует себя слабым и ненужным, что порождает тревогу. Характерными особенностями личнос­ти работоголиков являются консерватизм, ригидность, болезненная потреб­ность в постоянном внимании и положительной оценке со стороны, пер-фекционизм, излишняя педантичность, крайняя чувствительность к крити­ке (Леонова, Бочкарева, 1998).

Зависимость от игры (гэмблинг)

Азартные игры представляют собой один из самых эмоциональных видов за­висимости. Игроки тратят огромное количество времени и денег в ожида­нии маловероятного выигрыша. Именно в азартных играх ярко проявляет­ся особенность выработки оперантного обусловливания, когда случайное подкрепление усиливает предшествующее ему поведение. Оно воспроизво­дится тем более упорно, чем менее вероятным, но более желанным представ­ляется выигрыш. Это явление можно наблюдать у тех, кто случайно полу­чил приз или загадал желание, а оно было выполнено вследствие случайных причин. В дальнейшем взрослые и дети навязчиво будут повторять то, что они делали до получения этого приятного подарка судьбы.

Азартный игрок характеризуется всеми признаками аддикта: нарастани­ем состояния тревоги вне игровой ситуации, сильнейшим волнением, утра­той контроля над своим поведением, отсутствием других интересов. В то же время игрок может одновременно с игрой быть зависимым от алкоголя или наркотиков. Более того, этот тип поведения способствует попаданию в кри­минальные сообщества. Показано, что патологические игроки чаще вклю­чены в криминальные структуры, что связано с потребностью найти день­ги, чтобы тут же продолжить игру (Meyer, Stadler, 1999).

Так же, как и другие аддикты, игроки стремятся в игре уйти от проблем, которые встречаются им в этом мире. У них часто отмечается низкая само­оценка. Чем стрессогеннее условия жизни, тем большее число людей стре­мится уйти в игру. Примерно 90 % студентов в США хотя бы раз играли в азартные игры (Shatter e. а., 1997). Линда Берман (Berman, Siegel, 1992) по­лагает, что дети обучаются снимать стресс через игру у своих родителей, ко­торые демонстрируют в семье отсутствие эффективного копинга — снятия душевной тяжести с помощью спортивных упражнений, творчества, обще­ния. Они наделяют детей фальшивой верой, что игра сможет избавить их от финансовых забот, и те начинают избегать реальности ради иллюзорного желания однажды разбогатеть раз и навсегда. Кроме того, в литературе и средствах массовой информации предлагается миф о связи игры с богат­ством, свободой, силой. Не решая проблем, подростки стремятся снять боль и тоску азартом игры. Для людей с низкой самооценкой выигрыш означает

450

бъективное доказательство значимости собственной личности Опрос ро-^телей в США показал, что только 9 % из них обеспокоены тем, что их дети играют. Остальные не видят в этом угрозы аддикции (Rambeck, 1998).