Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Семейная психология / Nikolaeva_E_I_-_Psikhofiziologia.doc
Скачиваний:
878
Добавлен:
12.06.2015
Размер:
9.09 Mб
Скачать

Связанные с событием потенциалы

Это один из наиболее распространенных методов анализа когнитивных про­цессов. Связанные с событием потенциалы — это изменение электрической активности мозга в ответ на некоторое воздействие. Их получают благода­ря накоплению многих “сырых” (необработанных) ЭЭГ, их усреднения и фильтрации. Результат выглядит как кривая, отражающая изменения моз­говой активности после определенного воздействия. В этой кривой выде­ляют положительные Р (начальная буква, с которой начинается английское название этого компонента positive, то есть позитивное колебание) и нега­тивные колебания N (начальная буква соответствующего английского сло­ва — negative). В соответствии со временем появления компонента рядом с буквами Р и N пишут цифру, обозначающую время появления компонента в мс. Анализируя подобные кривые, исследователи выделяют ранние ком­поненты, отражающие специфические особенности задачи, и поздние, не­специфические. Специфические компоненты связаны с первичной обработ­кой внешних стимулов, тогда как неспецифические обусловлены более глу­бокой обработкой информации и принятием решения.

Именно поэтому наиболее изучаемым компонентом является колеба­ние волны РЗОО, возникающей с латентным периодом от 300 до 800 мс. Многократно показано, что она служит психофизиологическим корреля­том сложных психологических процессов, таких, как ожидание, формиро­вание следа памяти, перестройка текущего содержания психики, приня­тие решения. Именно выраженность этого компонента в настоящее вре­мя прямо связывают с высоким интеллектом (Shucard, Horn,1972). При

321

патологическом снижении интеллекта выявлено уменьшение амплитуды этого компонента. Предполагается, что длительность латентного периода этого компонента отражает оценку стимула, а его амплитуда служит кри­терием процессов, происходящих в рабочей памяти, и связана с объемом информации, необходимой для переработки стимула (Michie, 1995). Есть предположение о том, что этот компонент отражает перевод информации о стимуле в рабочую память и завершение принятия решения о стимуле (Jausovec, Jausovec, 2001).

Факторы, определяющие развитие интеллекта

Так же, как и в развитии других познавательных способностей человека, при фор­мировании интеллекта тесно переплетаются врожденные особенности и влияние окружающей среды, происходящее в достаточно ранний период жизни ребенка.

Для эффективного развития на начальном этапе имеет значение вес ре­бенка при рождении. Показано, что при весе новорожденного менее 1,5 кг отставание в развитии особенно существенно и его последствия не зависят от доходов родителей (Petterson, Alber, 2001). Будущие способности ребен­ка ухудшаются при наличии хромосомных аномалий (например, болезни Дауна, синдрома Тернера и т.д), болезней матери в период беременности.

Показано, что кормление грудью в течение первых 3 месяцев улучшает интеллектуальное развитие ребенка в будущем. Были изучены интеллекту­альные навыки и двигательные функции 345 детей сначала в возрасте 13 ме­сяцев, затем — 5 лет. Детей для исследования отбирали случайно по меди­цинским карточкам их историй болезни. Оказалось, что продолжительность кормления грудью не влияла на развитие у детей двигательных навыков в любом возрасте, но сказывалась на интеллектуальном уровне. Те, кого кор­мили искусственно, в среднем имели более низкие умственные способнос­тей в 13 месяцев и худшие показатели интеллекта к 5 годам. По-видимому, та близость, которая связывает ребенка и мать при кормлении грудью, не только дает ребенку пищу, но и способствует развитию интеллекта.

Один из поразительных результатов был получен в исследовании Х.М. Скилс (Skeels, 1966), длившемся более 40 лет. Он работал в сиротском пансионате для умственно отсталых детей штата Айова. В нем малыши сутками лежали в одиночестве в кроватках, поскольку не хватало воспитателей. Исследова­тель забрал из пансионата 13 детей и передал на воспитание умственно от­сталым женщинам из другого пансионата, полагая, что эти дети, возмож­но, не получив необходимого интеллектуального развития, хотя бы получат ласку. Однако весьма скоро, живя со своими приемными мамами, полюбив­шими своих питомцев, они начали меняться. Дети начали говорить, осуще­ствлять необходимые для своей возрастной группы действия, а интеллект их достиг нормы. Через 40 лет выяснилось, что четверо из них получили выс­шее образование, многие сформировали семьи и родили детей, и все смог­ли самостоятельно жить в обществе. Оставшиеся в пансионате 12 детей так и остались умственно отсталыми и продолжали жить на попечении государ-

322

|ства. Эти данные свидетельствуют о том, что интенсивная стимуляция из-

|вне необходима для развития интеллектуальных способностей.

Объемное исследование 300 семей с приемными детьми обнаружило су-

|щественную зависимость интеллекта ребенка от интеллекта биологической

|матери (Horn, Arnold, 1997).

Другой доказанной закономерностью является влияние порядка рождения на интеллект (Zajonk, Markus,1975). При обследовании почти 400 тысяч голланд­цев, проходивших военную службу, было обнаружено, что коэффициент интел­лекта уменьшается с увеличением детей в семье. Внутри семьи он наибольший в среднем у старшего ребенка и наименьший — у младшего. Полагают, что ин­теллект, измеряемый типичными опросниками, напрямую зависит от времени, которое ребенок проводит со взрослым. Соответственно, в больших семьях каж­дому ребенку достается меньше внимания, чем в маленьких. При этом совмест­ные игры детей ведут к улучшению двигательных возможностей ребенка. Более того, в среднем, чем больше детей в семье, тем меньше и сами взрослые посвя­щают времени интеллектуальными занятиями, поскольку больше времени тра­тится на уход за большим семейством. Наиболее четко зависимость снижения

I интеллектуального уровня ребенка и улучшения двигательных навыков наблю-

I дается у детей с тремя и более братьями и сестрами (Petterson, Albers, 2001).

На число детей в семье накладывается и другой показатель — бедность. Одна­ко эти данные свидетельствует еще и о том, что оценки когнитивного развития не учитывают особенности жизни детей из бедных семей. Безусловно, они плохо адаптированы к школьным знаниям, но у них есть великолепное знание выжи­вания на улице без родителей. В богатых семьях детей менее приучают к труду по

I дому, с особым вниманием относясь к знаниям академическим. Именно поэто­му можно сказать, что бедность усиливает знания, необходимые для выживания в условиях той среды, в которой развивается ребенок. Хроническая бедность улуч-

I шает двигательные навыки мальчиков, но ухудшает познавательное развитие, прежде всего девочек. Эти статистические закономерности могут противоречить отдельным случаям, когда в больших семьях родители много занимаются с деть­ми, а в маленьких — дети не нужны родителям (Petterson, Albers, 2001).

Коэффициент интеллекта коррелирует и с социальным статусом семьи, поскольку семья с высоким социальным статусом в большей мере может со­здать ребенку насыщенную среду, то есть обеспечить его всем необходимым для развития когнитивных способностей. Показано, что дети, родившиеся в социально неблагополучных семьях, но живущие в привилегированных семьях, имеют более высокий коэффициент интеллекта, чем их братья и се­стры, воспитанные родителями (Skarr, Weinberg, 1976).

Однако наиболее существенное влияние на развитие ребенка оказывает депрессия матери. Умеренная депрессия в большей мере влияет на когни­тивные способности девочек, тогда как сильная депрессия ухудшает и ког­нитивное, и двигательное развитие всех детей, хотя для мальчиков послед­ствия были более тяжелые.

Обнаружен существенный кумулятивный эффект депрессии: чем дольше и глубже депрессия матери, тем хуже и двигательные, и когнитивные спо­собности детей, особенно мальчиков. При этом последствия тяжелее в тех

323

случаях, когда у матери сначала была депрессия, а потом исчезла, чем тог­да, когда после рождения ребенка депрессии не было, а потом она возник­ла. Это свидетельствует о потребности в раннем взаимодействии с матерью и эмоциональном контакте с ней. Хорошее благосостояние может снять по­следствия умеренной депрессии, но не влияет на последствия сильной.

Когнитивное развитие детей зависит и от образования матери: чем бо­лее образована мать, тем лучше познавательные способности мальчиков (Petterson, Albers, 2001).

Познавательные процессы зависят также и от пола испытуемых. Это разли­чие касается не коэффициента интеллекта в целом, а отдельных его характерис­тик. Так, женщины более эффективно выполняют лингвистические задачи, а мужчины — задачи на мысленное вращение геометрических фигур (Walla,2001). В главе “Психофизиология пола” говорится, что ориентация в пространстве за­висит от уровня половых гормонов. Психофизиологической же особенностью мышления женщин является большая заинтересованность обоих полушарий при решении любых задач, тогда как для мужчин характерна более выраженная ла-терализация, зависящая от типа задания (Вольф, 1996).