Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Семейная психология / Nikolaeva_E_I_-_Psikhofiziologia.doc
Скачиваний:
911
Добавлен:
12.06.2015
Размер:
9.09 Mб
Скачать

Глава 14

Психофизиологические подходы

к анализу мышления, интеллекта

и креативности

310

Мышление и его классификация

Мышление человека связано с двумя процессами, определяющими эффек­тивность адаптации его к окружающей действительности. Этими процесса­ми являются формирование понятий и решение возникающих задач с исполь­зованием этих понятий на основе определенных правил. В понятии фикси­руется обобщенное представление об объектах внешнего мира или внутрен­них процессах, происходящих в человеке. Они не представлены непосред­ственно восприятию, а человек получает их в процессе собственного опы­та, благодаря знаниям, хранящимся в культурных ценностях, на основе по­знавательной деятельности. Таким образом, мышление помогает произво­дить результат, который отсутствует в окружающей реальности, а также по­лучать новые знания. Оно не только позволяет вычленять отдельные свой­ства объектов, но и взаимосвязи, существующие между ними.

Выделяют процессы формирования понятий и усвоение понятий (Bruner е.а., 1956). Если формирование понятий связано с вычленением отдельных характеристик объекта, то усвоение понятий происходит в процессе обуче­ния, когда человек стремится узнавать эти признаки. Формирование поня­тий у человека неразрывно связано со словом. Именно в слове символичес­ки фиксируются и простейшие и самые сложные характеристики бытия че­ловека вплоть до понятия “личность”. По выражению М.М. Бахтина (1963), “Внутренняя личность есть выраженное и загнанное внутрь слово”.

В процессе эволюции формирование и дифференциация когнитивных про­цессов на первых порах, по-видимому, происходили независимо от образова­ния звуковых сигналов. Возникновение мышления предшествует развитию речи. Первая понятийная классификация возникала из сенсомоторного обра­щения с предметами и в меньшей мере — из общения с другими людьми. Но на определенном этапе развития волокна голосовых связок у человека соеди­няются в ходе эмбрионального развития с волокнами кольцевой мускулатуры гортани, что является физиологической основой возможности порождать речь.

Считается, что первые слова не были обозначением отдельных объектов, но были описаниями отдельных событий, процессов, действий. Постепенно про­исходит замена непосредственной сигнализации о внутренних состояниях опос­редствованным символическим наименованием. Формирование коммуникатив­ных сигналов и понятийная классификация постоянных (инвариантных) качеств объектов вначале развиваются независимо, поскольку они различным образом мотивированы. Первое подкрепляется социальными отношениями, второе —

313

обратной связью об успешном преодолении проблемной ситуации. Это взаимо­действие возникает между субструктурами памяти, опосредующими два вида опыта. По мере того как поведенческий ответ включается в ситуацию общения, она становится системой знаков для обозначения понятий (Клике, 1983).

С появлением речи мышление также перешло на качественно иную сту­пень развития, приобретя “орудие”, позволяющее эффективно определять и структурировать понятия об объектах окружающего мира (Выготский, 1983).

Существуют многочисленные классификации мышления. В зависимости от того, какие правила использует человек в процессе познания мира, выделяют мифологическое и логическое мышление. При логическом мышлении отдель­ные высказывания формируют цепочку для создания умозаключения, расчленяя объект анализом, направляя мысль от частного к общему (индукция) или от об­щего к частному (дедукция). Логическое мышление требует обязательной про­верки результата мышления фактом и строится на основе фактов. В противопо­ложность ему мифологическое мышление игнорирует факт, не расчленяет объект на признаки, нечувствительно к числу и особым образом относится к слову, по­скольку для него сказать означает уже сделать (Лотман, Успенский, 1973).

Другой тип классификации определяет отношение мышления к практи­ческой деятельности и вычленяет соответственно теоретическое и практи­ческое мышления. В свою очередь теоретическое делится на понятийное и образное в зависимости от того, к чему обращается человек в процессе ре­шения проблемы — к образу или понятию. Практическое мышление также подразделяется на наглядно-образное и наглядно-действенное в зависимо­сти от того, в какой мере непосредственное действие участвует в процессе решения задачи. Несмотря на существование такого деления, на практике эти виды мышления участвуют в обработке информации одновременно1.