Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Voprosy_1-74_Ekzamen_ekologia.docx
Скачиваний:
180
Добавлен:
09.06.2015
Размер:
1.39 Mб
Скачать

8. Основные принципы системологии: иерархической организации, несовместимости, контринтуитивного поведения.

Аналитический принцип или принцип разложения (еще название – принцип диакоптики) является, пожалуй, одним из центральных в системологии и в науке вообще. Он состоит в переносе системного подхода и всех иных методов к составным частям объектов и процессов, т.е. к спуску на нижние этажи иерархии путем расчленения, разбиения, декомпозиции, разрыва связей, разъединения объектов и последующих попыток решения вероятно более простых задач, результаты которых потом будут использованы на последующих этапах. При разложении объектов, процессов и знаний о них выделяются более однородные и простые части, места взаимодействия, соединения – узлы, определяются виды связей, появляются изолирующие оболочки, полюса, узы, узлы, выявляются внешние и внутренние (относительно оболочек) источники и движущие силы, влияю¬щие факторы, которые порождают наблюдаемые и скрытые изменения. При разложении выявляются роли и взаимная дополнительность различающихся частей.

Повторное применение аналитического принципа порождает последовательным дроблением "иерархию вглубь", которая заканчивается неразложимыми (при данном системном анализе) элементарными объектами и процессами, а предельный уровень дробления мы назвали выше базисом системного анализа. Ясно, что аналитическое разбиение превращает непрерывную систему в дискретную, чаще не саму систему, а ее модельное представление.

Так как повторение разбиения имеет всеобщий характер, то это положение оформляется в виде принципа системной иерархии. Привлечение этого, принципа к решению разнообразных проблем предметных областей позволило получить фундаментальные результаты, начиная с числовых иерархий в арифметике и кончая глубокими мировоззренческими представлениями.

В иерархических моделях материальных и духовных явлений очевидным образом вводятся горизонтальные – на одном уровне иерархии и вертикальные, межуровневые связи и отношения. Исходя из представленных целей, выбирается уровень изучения, детальность исследований, масштаб представления, по возможности, адекватно отражающий целевые различия и сходства явлений. Так, для определения границ живого на современном уровне знаний бессмысленно спускаться на внутриатомный уровень, на котором камень и человек не различимы.

Иерархии:

А - физическая

В - геологическая

С - биологическая

D - социальная

Е – техническая

На примере этого принципа хорошо иллюстрируются отказ от редукцио-

низма как методологии изучения сложных систем и возможность использования

редукции как метода

Принцип несовместимости Л.Заде (1974): чем глубже анализируется реальная сложная система, тем менее определенны наши суждения о ее поведении. Иными словами, сложность системы и точность, с которой ее можно анализировать, связаны обратной зависимостью. Несовместимость "простоты" модели и точности предсказания поведения описываемой ею сложной системы хорошо подметил и А.А.Самарский (1979, с. 28): "...исследователь постоянно находится между Сциллой усложненности и Харибдой недостоверности. С одной стороны, построенная им модель должна быть простой в математическом отношении, чтобы ее можно было исследовать имеющимися средствами. С другой стороны, в результате всех упрощений она не должна утратить и «рациональное зерно»,существо проблемы"

Принцип контринтуитивного поведения Дж.Форрестера (1974,1978): дать удовлетворительный прогноз поведения сложной системы на достаточно большом промежутке времени, опираясь только на собственный опыт и интуицию, практически невозможно. Это связано с тем, что наша интуиция "воспитана" на общении с простыми системами, где связи элементов практически всегда удается проследить. Контринтуитивность поведения сложной системы состоит в том, что она реагирует на воздействие совсем иным образом, чем это нами интуитивно ожидалось. Остальные принципы относятся к моделям сложных систем и составляют, собственно, основу конструктивной системологии.