Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы Пантелеева.docx
Скачиваний:
85
Добавлен:
08.06.2015
Размер:
114.66 Кб
Скачать

22.Посттравматический синдром и социально – психологическая дезадаптация ветеранов военных действий.

У многих ветеранов, даже если у них не диагностируются явные признаки посттравма- тического стресса, наблюдается социально-психологическая деза­даптация: неадекватное поведение, трудности при устройстве на работу или продолжении обучения, сложности в семейной жизни, нередко они имеют пристрастие к алкоголю и наркотикам. После возвращения к мирной жизни на последствия военного стресса на­кладываются новые расстройства, связанные с жизненными стрес­сами. В целом можно выделить ряд специфических психологических и социально-психологических трансформаций (М.Ш. Магомед-Эми- нов, 2008; И.Г. Малкина-Пых, 2009):

  • личности — отмечается изменение характера, смысловой сферы, кризис идентичности, утрата целостности восприятия себя, а также развитие акцентуаций личности, в частности тревожной, циклотимической и возбудимой (Н.В. Короткова, 2000);

  • психических функций — наблюдается изменение особенностей внимания, памяти, мышления, сложности с сосредоточением, припоминанием и пр.;

  • эмоционально-аффективной сферы — проявляется в раздражи­тельности, гневе, подавленности, агрессии, возникает стрем­ление решать все жизненные проблемы с помощью силового давления (причем не обязательно физического), возможны де­прессия, чувство вины за то, что остался жив, тревога, непроше­ные воспоминания, страхи и ночные кошмары;

  • мотивации — происходит трансформация мотивационной ие­рархии, нередко актуализируются деструктивные формы моти­вации;

  • межличностных отношений — утрачивается способность (пол­ностью или частично) устанавливать близкие и дружеские отно­шения с окружающими людьми, увеличивается конфликтность в семейной, профессиональной, личной и других сферах сущест­вования, отмечается изоляция, отчужденность;

  • поведения — возможны алогичность, преувеличенное реагирова­ние на неожиданные стимулы, неконтролируемость, импульсив­ность, непоследовательность поступков, непредсказуемость по­ведения, рискованность вплоть до саморазрушающих поступков и сверхбдительность, проявляющаяся в постоянном физическом напряжении;

  • ценностно-смысловой системы — отмечаются противоречивость ценностей, смысловые конфликты, утрата смыслов, мысли о са­моубийстве и др.

Кроме перечисленных изменений, следует указать на возника­ющие у уцелевшего психосоматические расстройства, нарушение уровня активации, нарушение сна (кошмарные сновидения, рас­стройство сна), пристрастие к алкоголю, наркоманию, асоциаль­ное и антисоциальное поведение.

Природу посттравматического боевого синдрома часто объясня­ют тем, что при длительном пребывании в экстремальных условиях закрепляются специфические компенсаторно-приспособительные изменения, которые затем контрастируют с требованиями мирной жизни и становятся причиной социально-психологической деза­даптации.

. Преодоление психотравмирующего воздействия военных действий зависит от рада факторов: характера психотрав­мирующих событий, индивидуальных характеристик личности (на­сколько развиты психологические защиты и совладающее поведе­ние, были ли трудности с адаптацией до опыта военных действий ит. д.) и особенностей условий, в которые вернувшийся с войны попадает после возвращения.

По мнению некоторых специалистов, полное избавление от бо­евого посттравматического синдрома невозможно (С.В. Литвинцев и др., 2001). Поэтому психологическое обеспечение боевой деятель­ности должно начинаться с проведения психологического отбора участников боевых действий и надлежащей психологической под­готовки к действиям в экстремальных ситуациях. Предваритель­ная диагностика индивидуальных особенностей должна ложиться в основу психологически обоснованной расстановки по элементам боевого порядка и этапам выполнения боевых задач. Учет индиви­дуальности участников боевых действий способствует достижению психологической совместимости и сплоченности коллективов, со­здает синергетический эффект в условиях боевых действий, а также снижает интенсивность посттравматических расстройств.

В целом можно выделить ряд направлений работы с ветеранами.

Первое направление связано с устранением и профилактикой факторов дезадаптации, преодолением последствий психической травмы. Это работа с реакцией потери, фобическими реакциями, отреагированием травматического опыта через его обсуждение и переживание в условиях безопасной терапевтической обстановки. Достижению этой цели служат различные консультативные, психо­терапевтические, психокоррекционные мероприятия.

В рамках этого направления просветительская деятельность — знакомство с симптоматикой ПТСР и основными подходами к его коррекции — способствует осознанию «нормальности», а не уникаль­ности сложившейся ситуации и активизации поиска собственных ресурсов для восстановления.

Второе направление предполагает оказание социальной подде­ржки и формирование позитивных форм интеграции в социум, воз­вращения в прежнюю или новую жизнь.

. Достижению этих целей мо­жет служить психокоррекционная работа, поддерживающие формы психотерапии, консультативно-психологическая помощь в решении личностных, семейных, социальных, профессиональных, образова­тельных и других проблем. Эффективным является создание сети са­мопомощи через участие в общественных объединениях ветеранов.

Третье направление — это создание условий постэкстремаль- ной самореализации уцелевшего. Человек должен найти смысл в жизни и работе и реализовать его, в том числе опираясь на свой трансординарный опыт. Развитию личности, активизации личнос­тных потенциалов для решения жизненных задач способствуют все формы консультирования по самоопределению личности в русле активизирующей и гуманистической стратегии, основанные на эксплуатации высших гуманистических ценностей. Практикуются социально-психологические тренинги повышения адаптивности и личностного развития клиента.