Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы Пантелеева.docx
Скачиваний:
83
Добавлен:
08.06.2015
Размер:
114.66 Кб
Скачать

Последствия пережитого насилия

Главное последствие детской сексуальной травмы — «утрата базового доверия к себе и миру». В анамнезе лиц с пограничными личностными расстройствами значительно чаще обнаруживается факт сексуального насилия или жестокого обращения в детстве.

Основными последствиями физического насилия для детей являют­ся отсутствие контроля над своей импульсивностью, снижение спо­собности к самовыражению, отсутствие доверия к людям, депрессии. Непосредственно после травмы могут возникать острые состояния страха (СВ. Ильина, 1997). Кроме того, отсроченными последствия­ми физического насилия могут быть садистские наклонности.

Последствия ситуаций, которые можно квалифицировать как психологическое насилие, не менее серьезны. Ребенок не чувствует себя в безопасности, не испытывает безусловную любовь, не может вести себя спонтанно. Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования. Патогенное влияние на личность и психику ребенка различных типов насилия не оставляет сомнений. Очень важно рассматривать последствия насилия, пережитого ребенком, учитывая его возрастные особенности.

Во взрослой жизни последствия насилия проявляются в форме психосоматических заболеваний, различных злоупотреблений (наркотиками, алкоголем, лекарственными препаратами), нарушений, связанных с неприятием своего тела (Руководство по предотвращению насилия над детьми, 1997). Отмечаются нарушения в сексуальных отношениях с партнером.

Насилие, пережитое в детстве, может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь. Оно может способствовать формированию специфических семейных отношений, особых жизненных сценариев. Люди, которые подвергались насилию в детстве, обычно приобретают склонность к агрессии и проявлению насилия в своей семье по отношению к близким. Насилие порождает насилие.

24. Психологическая работа с личностью, ставшей жертвой насилия.

У жертвы насилия могут возникать следующие эмоциональные реакции.

Страх. Его не следует подавлять, более того, поскольку он ос­нован на реальных обстоятельствах, возможно, нужно предпринять действия по обеспечению безопасности. Существует и страх отвер­жения близкими.

Отрицание серьезности или вообще существования проблемы. Сложившаяся ситуация не осознается или представляется нереаль­ной. В беседе следует принимать важность потребности клиента в этой психологической защите.

Потрясение отсутствием или неприемлемостью альтерна­тив — выходов из ситуации. Сильные эмоциональные переживания приводят к дезорганизации поведения и дезинтеграции личнос­ти. Потрясение усиливается необходимостью резких изменений в обыденной жизни: смены места жительства, поиска работы, но­вой школы и т. п. В этом хаосе целесообразно совместно выбрать наиболее важные приоритеты и, используя сильные стороны лич­ности, составить конкретный и исполнимый план действий.

Беспомощность, вызванная неудачными попытками сопротив­ления, столкновением с равнодушием или враждебностью окру­жения и общества. Её преодоление способствует осознанию реаль­ности разрешения ситуации, которое послужит внесению в жизнь новых перемен.

Гнев возникает немедленно или с отсрочкой и может быть на­правлен на любого человека, его стоит выразить до конца, как бы это ни было болезненно и мучительно.

Чувство вины появляется как расплата за заблуждения, непра­вильное поведение или уход от значимых отношений. Вину бес­смысленно отрицать - важнее, что ее переживание указывает на те явления, которые зависят от собеседника, а потому могут быть изменены при его желании.

Недоверие возникает в силу того, что консультант относится к числу посторонних, от которых продолжает исходить опасность. Поскольку недоверие является реальным, нелишне выслушать и принять выражение недовольства и разочарования.

Депрессия, проявляющаяся в чувстве малозначимости и не­способности к действиям, часто поддерживаемая окружением. Ее преодоление возможно путем принятия чувств, приобретения са­моконтроля и активного участия в жизни.

Амбивалентность обусловлена проблемностью социальной и сексуальной ролей как у клиента, так и у значимых лиц из окру­жения, а также необходимостью принимать решения об изменении стереотипов жизни. Немаловажно, признав право собеседника на двойственность эмоций, дать возможность их открытого проявле­ния

Важно подчеркнуть, что личный опыт насилия — и для жертвы, и для насильника — это всегда травмирующий опыт, делящий их жизни на «до» и «после». Особенность насилия в семейном контек­сте - и для насильника, и для жертвы — состоит в необходимости продолжать общение, сохранять и поддерживать систему межлич­ностных взаимоотношений.

Важнейший психологический эффект любой ситуации насилия - синдром посттравматического стресса, проявляющий­ся нижеперечисленными симптомами: навязчивые воспоминания и сны; повышенная тревожность; скрытность и стремление к оди­ночеству; аэмоциональность; склонность к депрессии и употребле­нию наркотических средств; немотивированная жестокость, агрес­сивность и аутоагрессивность; суицидальные тенденции.

В соответствии со сложившейся практикой семейного консуль­тирования можно сформулировать следующие принципы консуль­тирования семей с различной степенью выраженности психологичес­кого насилия.

1. Важна положительная оценка оказанного доверия, прояв­ленного клиентом, обратившимся за помощью, а также учет психо­логических и возрастных особенностей жертвы.

2. Подтверждение правоты клиента, необходимости высказы­вания всех эмоций и чувств, уверенности в том, что жертва наси­лия сможет справиться с ситуацией, что у нее имеется достаточное количество личных сил, адекватности и необходимости психологи­ческой защиты.

3. Убеждение жертвы, что она не виновата в насилии, сможет преодолеть страхи, в наличии необходимых для этого ресурсов, свободе высказываний о произошедшем насилии.

4. Предоставление максимальных возможностей — необходи­мая информация, свобода выбора действий и вариантов выхода из кризисной ситуации.

В консультировании жертв насилия не стоит выяснять подроб­ностей произошедшего. Необходимо через активное слушание дать возможность проговорить ощущения и чувства, которые ищут выхо­да. Как правило, жертва винит себя в том, что не оказала достойного сопротивления. Следует убедить жертву, что в сложившейся ситуа­ции ее поведение было продиктовано инстинктом самосохранения, ведь главное, что она осталась жива (А.Н. Моховиков, 1999).