Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
мп семинар.docx
Скачиваний:
16
Добавлен:
07.06.2015
Размер:
98.65 Кб
Скачать

Раздел IV Конвенции касается режима прилежащей зоны. Она не может распространяться за пределы 12 морских миль.

Конвенция вступила в силу 10 сентября 1964 г. СССР ратифицировал ее 20 октября 1960 г.

 

Конвенция о континентальном шельфе

Состоит из пятнадцати статей. Под шельфом понимаются поверхность и недра морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне этого территориального моря, до глубины 200 м или за этим пределом до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов. Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях разведки и разработки его естественных богатств. Права прибрежного государства на континентальный шельф не зависят от наличия эффективной или фиктивной оккупации им шельфа или от прямого об этом заявления. Права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают ни правового статуса покрывающих вод как открытого моря, ни правового статуса воздушного пространства над этими водами. Разведка континентального шельфа и разработка его естественных богатств не должны создавать неоправдываемой помехи судоходству, рыболовству или охране живых ресурсов моря, а также не должны создавать препятствий капитальным океанографическим или иным научным исследованиям, выполняемым с целью опубликования. В районе разработки ресурсов прибрежное государство обязано возводить зоны безопасности.

Конвенция вступила в силу 10 июня 1964 г. СССР ратифицировал ее 20 октября 1960 г.

 

Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря

Состоит из двадцати двух статей. Согласно ст. 1 Конвенции каждое государство имеет право на то, чтобы его граждане занимались рыболовством в открытом море, с учетом:

а) его договорных обязательств;

б) интересов и прав прибрежных государств, как это предусмотрено в Конвенции;

в) постановлений, содержащихся в самой Конвенции.

Все государства обязаны, каждое по отношению к своим гражданам, принимать меры или участвовать совместно с другими государствами в принятии мер, какие окажутся необходимыми для охраны живых ресурсов открытого моря. Под охраной живых ресурсов открытого моря в Конвенции понимается совокупность мер к обеспечению оптимума устойчивой добычи из этих ресурсов, необходимых для достижения максимума снабжения продуктами питания и другими морскими продуктами. Программы охранительных мер должны составляться таким образом, чтобы в первую очередь обеспечивать снабжение пищей человека. Государство, граждане которого занимаются ловом из фонда или фондов рыбы или иных живых морских ресурсов в районе открытого моря, где граждане других государств рыболовством не занимаются, обязано принимать, по мере надобности, в отношении своих граждан в данном районе меры для охраны собственных живых ресурсов. Государство, граждане которого занимаются рыболовством в каком-либо районе открытого моря, примыкающем к территориальному морю прибрежного государства, обязано по требованию прибрежного государства вступить в переговоры с целью принятия с общего согласия мер, необходимых для охраны живых ресурсов открытого моря в данном районе. В соответствии со ст. 7 Конвенции любое прибрежное государство может в целях поддержания воспроизводства живых ресурсов моря вводить односторонние охранительные меры, подходящие для каждого данного рыбного фонда или фонда других морских ресурсов в любом районе открытого моря, примыкающем к его территориальному морю, если переговоры о том с другими заинтересованными государствами не приводят к соглашению в течение шестимесячного срока.

Конвенция вступила в силу 10 марта 1966 г. Россия в этой Конвенции не участвует.

Факультативный протокол подписания, касающийся обязательного разрешения споров. Состоит из семи статей. Согласно ст. 1 Протокола споры, касающиеся толкования или применения Женевских конвенций по морскому праву, подлежат обязательной юрисдикции Международного суда, ввиду чего заявления могут ему подаваться любой стороной в споре, которая является стороной Протокола. Это обязательство относится ко всем постановлениям четырех конвенций, за исключением ряда статей Конвенции о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря, к которым применяются ст. 10–12 этой Конвенции (споры по этой Конвенции должны решаться специальной комиссией).

Протокол вступил в силу 20 сентября 1962 г. Россия не является его участником.

10 декабря 1958 г. Генеральная Ассамблея в Резолюции 1307 (XIII) поручила Генеральному секретарю созвать И Конференцию ООН по морскому праву для дальнейшего рассмотрения вопросов о ширине территориального моря и пределах для рыболовства, которые не были решены на I Конференции по морскому праву. В работе II Конференции, проходившей в Женеве с 16 марта по 26 апреля 1960 г., участвовало восемьдесят два государства. Конференция не смогла принять каких-либо существенных предложений по двум рассматриваемым вопросам. Вместе с тем она одобрила резолюцию, в которой указывалось на необходимость оказания технической помощи в вопросах рыболовства.

Однако Женевские конвенции 1958 г. оказались неудовлетворительными, так как не регламентировали новые аспекты деятельности государств в Мировом океане (например, на морском дне за пределами континентального шельфа). Они не определяли ширину территориального моря, внешний предел континентального шельфа, не регулировали процессы осуществления морских научных исследований и передачи технологии. Отсутствовал специальный механизм разрешения споров по морским вопросам. И не случайно большинство государств мира не участвовали в Женевских конвенциях по морскому праву. В этой связи Генеральная Ассамблея ООН на своих сессиях в 1966 и 1967 гг. рассмотрела вопросы международного морского права и постановила приступить к кодификации действующих норм этой отрасли права и разработке новых. При этом за основу были взяты две идеи, изложенные на XXII сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1967 г. постоянным представителем Мальты при ООН А. Пардо, а именно:

а)  ресурсы морского дна за континентальным шельфом представляют собой общее наследие человечества;

б)  все аспекты морского пространства взаимосвязаны и должны рассматриваться как единое целое.