Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
otvety_k_gosu.doc
Скачиваний:
99
Добавлен:
06.06.2015
Размер:
1.62 Mб
Скачать

Источники

  1. Индустриализация:

Подготовительные материалы СНК СССР «К обоснованию сооружения Балтийско-Беломорского пути», Постановление Совета труда и обороны о постройке Балтийско-Беломорского канала, Докладная записка заместителя председателя ОГПУ Г. Ягоды председателю Совнаркома СССР В. М. Молотову – все документы посвящены различным аспектам строительства Балтийско-Беломорского канала.

Постановление № 500 СНК СССР о кустарной и промысловой кооперации, Письмо начальника Главцветметзолото А. П. Серебровского наркому тяжелой промышленности СССР Г. К. Орджоникидзе об обследовании работы Калатинского и Красноуральского медных комбинатов – документы посвящены развитию добычи цветных металлов.

Выступление А. И. Рыкова на совещании Совета при Народном комиссариате связи СССР по итогам работы отрасли в 1935 г. – вопросы о распространении связи и стахановском движении.

Докладная записка наркома тяжелой промышленности Л. М. Кагановича председателю СНК СССР В. М. Молотову об итогах выполнения тяжелой промышленностью второго пятилетнего плана и о программе третьей пятилетки, И. В. Сталин о перспективах построения коммунизма в СССР. Из отчетного доклада ЦК ВКП(б) на XVIII съезде партии (1939 г.), М. З. Сабуров О ходе выполнения решений XVIII съезда ВКП(б) о третьем пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР: Из справки Госплана СССР при СНК СССР (1941).

  1. Коллективизация

Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации» (1930) – рассматриваются вопросы высылки и расселении кулаков, о конфискации и распоряжении имуществом.

Об экономическом положении и настроениях зауральского крестьянства: Из сводки неопубликованных писем в газету «Правда» (1930).

Из протоколов допросов Н. Д. Кондратьева по делу Трудовой Крестьянской партии.

Временное положение ГУЛАГа ОГПУ о правах и обязанностях спецпереселенцев, об административных функциях и административных правах поселковой администрации в районах расселения спецпереселенцев: Извлечения (1931).

Н. С. Хрущев К новым успехам социалистического сельского хозяйства Украины: Доклад на совещании партийного, советского и колхозного актива Киевской области (1941).

Внешняя политика

  1. Внешняя политика СССР в конце 20-х -30 – е гг.

  • Из заявления председателя советской делегации М. М. Литвинова на первом заседании IV сессии Подготовительной комиссии Конференции по разоружению в Женеве (1927).

  • Из доклада я. А. Берзина «О сотрудничестве РККА и рейхсвера» (1928)

  • Из выступления В. М. Молотова на X пленуме Исполкома Коминтерна (1929).

  • Из ноты заместителя народного комиссара иностранных дел СССР поверенному в делах Китая в СССР Ся Вейсуну (1929) – напряжение вокруг КВЖД.

  • Из Хабаровского протокола об урегулировании конфликта на КВЖД (1929, 22 декабря).

  • Из выступления И. В. Сталина на XVI съезде ВКП(б) (1930) – о борьбе с социал-демократией, стремящейся к войне.

  • Из записи беседы народного комиссара иностранных дел СССР с министром иностранных дел Японии Иосидзава (1931) – о улучшении отношений.

  • Из речи председателя советской делегации М. М. Литвинова на тридцать первом заседании Генеральной комиссии Конференции по сокращению и ограничению вооружений – определение понятия войны и агрессии.

  • Конвенция об определении агрессии, заключенной представителями СССР, Эстонии, Латвии, Польши, Румынии, Турции, Персии и Афганистана в Лондоне (1933).

  • Обмен нотами между народным комиссаром иностранных дел СССР М. М. Литвиновым и Президентом США Рузвельтом об установлении дипломатических отношений между СССР и США (1933, 16 ноября.

  • Предложения СССР по созданию в Европе системы коллективной безопасности.

  • Речь председателя советской делегации М. М. Литвинова на чрезвычайной сессии совета Лиги Наций (1935).

  • Договоры о взаимной помощи между СССР и Французской республикой, между СССР и Чехословакией.

  • Речь Литвинова на сессии Совета Лиги Наций в Лондоне (17 марта 1936)

  1. СССР накануне Великой Отечественной войны

  • Соглашение между Германией, Соединенным Королевством, Францией и Италией, заключенного в Мюнхене (1938, 29 сентября).

  • Секретные дополнительные протоколы, заключенные между СССР и Германией в августе 1939- январе 1941 г.

  • Меморандум правительства СССР правительству Финляндии (14 окт., 1939)

  • Отчет «О работе за 1939 г.» начальника управления по начальствующему составу РККА Наркомата Обороны СССР Е. А. Щаденко (1940).

  • Телеграммы В. М. Молотова И. В. Сталину о переговорах в Берлине в ноябре 1940 г.

  • Подготовка фашистской Германии к нападению на СССР (План Барбаросса).

  • Председателю СНК. Соображения по плану стратегического развертывания Вооруженных сил Советского Союза (1941).

  • Взгляд военного историка Филиппова А. на степень готовности Красной Армии к войне в июне 1941 г. – о просчетах в подготовке к войне.

25. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННА ВОЙНА (1941 – 1945 ГГ.)

Проблематика исследований. Новые тенденции в современных исследованиях.

В целом тема ВОВ характеризуется наличием определенного плюрализма мнений и подходов, появлением нетрадиционных взглядов и постановкой ранее не исследовавшихся сюжетов. В то же время наблюдаются консервативные тенденции , некоторые авторы используют военную тематику, стремясь опереться на выверенные конструкции и устоявшиеся построения советского периода.

Среди них поведение и самоощущение человека в экстремальных условиях , особенности психологии рядового и командного состава армии, в том числе и проблема корпоративности офицерского корпуса; психология военных профессий и взаимоотношений родов войск, значение военного быта, элементы этнопсихологии; социально-психологический феномен фронтового поколения; участие женщин в войне; образ врага и образ союзника..

Не менее важны междисциплинарные и «стыковые» проблемы - такие как взаимосвязь психологии и идеологии в войне, соотношение идеологических и психологических компонентов в мотивации войны и ее динамическом образе в массовом сознании как в ходе войны на различных ее этапах, так и ретроспективном ее восприятии на протяжении последнего полувека. Весьма значимо изучение структуры общественного сознания, проблема соотношения реального и мифологического в образе войны, проблемы формирования героических символов и дальнейшее их функционирование в массовом сознании, в том числе механизмы включения в историческую память народа.

Еще одной пограничной с исторической психологией областью является изучение проблемы религиозности и атеизма в войне. Но наряду с продолжением их изучения, необходимо обратить внимание на ряд вопросов и целые направления, которые еще практически не получили освещение в историографии. Здесь прежде всего следует назвать такие проблемы микроистории и истории повседневности , как роль войны в частной жизни ее участников и современников, особенности повседневной жизни людей и их взаимоотношений в боевой обстановке.

Отечественная историография ВОВ при изучении персоналий традиционно обращала внимание лишь на две категории участников войны – крупных полководцев и отдельных героев. Не говоря уже о том, что и этот пласт исследований страдает от недостатка собственно психологического начала, остальная огромная часть армии и народа оказалась отгроженной в исторических трудах обезличенно и схематично. Задача современных исследователей как раз и состоит в том, что бы глобальную, событийную, во многом обезличенную историю ВОВ наполнить жизнью, людьми, их мыслями, чувствами и поступками, сделать ее более « человечной».

Проблемы источниковедения ВОВ.

Важна проблема адекватной источниковой базы , поскольку при изучении преимущественно субъективных явлений основными становятся источники личного происхождения – письма , дневники, воспоминания, материалы «устной истории», освещающие психологию личности «изнутри». Особенно значимы они при освещении войны из «окопа» , глазами непосредственных участников боевых действий , для чего необходимо привлечение свидетельств не столько известных полководцев, сколько рядовых солдат и офицеров младшего и среднего звена.

Наибольший интерес представляют три вида официальных источников. Первый носит в основном пропагандистский характер: это листовки, военная печать (фронтовая , армейская,дивизионная) и публицистика, не столько отражающие реальную атмосферу в обществе и среди военнослужащих , с разной степенью объективности фиксирующие деятельность и поступки людей, через которые проявляются их характер, мировоззрение и мировосприятие, сколько выполняющие задачу формирования стереотипов массового сознания, которые выгодны в данный момент государственной власти. Так, этой категории источников принадлежит ведущая роль в создании героических символов как феномена общественного сознания.

Второй источник , дополняющий картину пропагандистских представлений более объективными данными, также имеет немаловажное значение при исследовании героических символов. Это наградные материалы (представления к наградам, переписка по вопросам награждения), которые содержат описания подвигов и помогают понять, какие именно поступки в то время считались героическими и каким из них отдавалось предпочтение для поощрения наградами.

Третий вид документов имеет скорее характер аналитический. В первую очередь к нему относятся материалы военной цензуры, а также политсводки и политлдонесения, анализирующие настроения в армии. Близкий к данной категории тип источников представляют собой боевые донесения и доклады, содержащие информацию о настроениях в войсках неприятеля, основанные на данных разведки и показаниях военнопленных, что особенно важно при изучении формирования и эволюции «образа врага».

При исследовании психологических проблем ВОВ должны также активно использоваться источники , в обобщенной форме отражающие универсалии и стереотипы массового сознания, -например поэтические и фольклорные произведения. Дело в том, что для исследования духовной сферы имеют значение не только источники , фиксирующие те или иные события, явления или их оценки конкретными лицами, но и источники, заключающие особую ценность вследствие независимого от создателя источника широкого социального бытования. В этом случае содержащийся в них мысли оценки приобретают характер знака, символа, определенного среза духовной реальности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]