Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
41
Добавлен:
04.06.2015
Размер:
203.47 Кб
Скачать

мой. Критически проанализировав все предлагавшиеся в истории психологии критерии психического, Леонтьев доказал их несостоятельность и предложил свой — объективный — критерий: появление у организма способности реагировать на так называемые абиотические раздражители. Чувствительность, согласно гипотезе Леонтьева, появляется в связи с необходимостью жизни в вещно (предметно) оформленной среде, т.е. с усложнением деятельности этого организма. В целях проверки гипотезы Леонтьев с группой сотрудников (прежде всего с В.И.Асниным и А.В.Запорожцем) проводит цикл экспериментальных исследований по формированию способности ощущения света кожей ладони руки. Результаты данных исследований блестяще подтвердили гипотезу Леонтьева. При этом была доказана необходимость активного отношения субъекта (роль деятельности) в возникновении даже элементарнейших ощущений.

Одновременно Леонтьев обобщает многочисленные исследования как известных зоопсихологов, так и собственной школы и создает теорию стадиального развития психики в филогенезе, выделяя стадии сенсорной, перцептивной психики и стадию интеллекта. Особенности психического отражения на разных стадиях развития определяются, по Леонтьеву, особенностями соответствующей деятельности животных в среде (и здесь “психика-процесс” забегает вперед “психике-образу”). Рядом сотрудников Леонтьева были проведены эксперименты по изучению роли экологических условий существования тех или иных видов животных в появлении тех или иных особенностей психического отражения (Ф.В.Бассин, И.Г.Диманштейн, А.В.Запорожец и др.).

Результаты данных исследований были обобщены А.Н.Леонтьевым в докторской диссертации, защищенной им в 1940 г. (оппонентами были Л.А.Орбели, С.Л.Рубинштейн и Б.М.Теплов).

Впоследствии результаты исследований школы А.Н.Леонтьева этого периода нашли свое отражение в его книге “Проблемы развития психики”, удостоенной в 1963 г. Ленинской премии (единственный случай награждения подобной премией психолога).

!#

Несмотря на отъезд А.Н.Леонтьева в 1935 г. в Москву, Харьковская психологическая школа продолжает существовать и работать до начала Великой Отечественной войны (а затем и после нее). Исследования Леонтьева второй половины 30-х годов, когда он работает в ВИЭМе (Всесоюзном институте экспериментальной медицины) и в ВКИПе (Высшем коммунистическом институте просвещения), затрагивали проблемы детских интересов (эти исследования были начаты еще в Харькове — на базе Харьковского дворца пионеров — в 1933—34 гг. и продолжены в Москве на базе ЦПКИО им. Горького в 1935 г.). Была экспериментально исследована роль мотивов в управлении конкретными действиями ребенка.

К 1940-му г. теория деятельности А.Н.Леонтьева, вошедшая в историю мировой психологии, в общем и целом сложилась.

Школа А.Н.Леонтьева в годы Великой Отечественной войны

К началу войны теоретические воззрения школы нашли свое блестящее подтверждение и разработку на новом материале. Многие представители этой школы стали работать в эвакуационных госпиталях над проблемами восстановления движений у раненых. После недолгого пребывания в рядах народного ополчения А.Н.Леонтьев вернулся в Институт психологии, и в 1942 г. был назначен и.о. директора этого института, который был эвакуирован сначала в Ашхабад, а затем в Свердловск. Под Свердловском А.Н.Леонтьевым был организован опытный восстановительный госпиталь, который стал выполнять по заданию ГКО исследовательскую работу по психофизиологическим и психологическим проблемам восстановления функций после ранения. П.Я.Гальперин и Т.О.Гиневская изучили зависимость амплитуды движений пораженной конечности (руки) от характера задачи, А.В.Запорожец — роль установок больного в ходе реабилитации функций поврежденных конечностей, Я.З.Неверович — пе-

!$

рестройку двигательных систем в процессе восстановительной терапии и др. Данные исследования, которые сочетали собственно теоретико-экспериментальный и прикладной аспекты, блестяще подтвердили роль мотивационно-смысло- вой регуляции деятельности в процессе восстановления движений. Также были разработаны весьма эффективные для восстановления движений приемы трудотерапии и лечебной физкультуры. Тем самым исследования школы А.Н.Леонтьева этого периода имели не только прикладное значение — на новом эмпирическом материале были подтверждены теоретические идеи школы относительно структуры деятельности и взаимоотношений между отдельными ее компонентами.

Результаты исследований этого периода были обобщены в фундаментальной монографии А.Н.Леонтьева и А.В.Запорожца “Восстановление движений”, опубликованной уже в 1945 г.

Даже в военное время представители данной школы (в том числе сражавшиеся на фронтах войны) сохранили тесную связь друг с другом — находились в оживленной переписке, обсуждали в письмах психологические проблемы, стремились объединиться для совместной работы и т.п. — школа продолжала существовать и активно работать.

Школа А.Н.Леонтьева в послевоенный период

Возвратившись в конце войны в Москву, Леонтьев продолжает работу по развитию концепции деятельности уже в новых условиях. Под его руководством группы исследователей в Московском университете и Институте психологии работают в основном над проблемами онтогенеза деятельности. Из работ самого Леонтьева назовем следующие — “Психологические основы дошкольной игры” (1944), “Психологи- ческие вопросы сознательности учения” (1947), “Вопросы формирования личности ребенка в дошкольном возрасте” (1950), “Умственное развитие ребенка” (1950). В рамках разработки этой темы исследовались оптимальные формы организации деятельности ребенка со стороны взрослых.

!%

Ñ1951 г., когда Леонтьева назначают заведующим кафедрой психологии философского факультета МГУ, работа его школы происходит главным образом в стенах университета.

Âэтот период школа Леонтьева приобретает черты не только собственно научного коллектива, но и образовательной школы и школы—направления. От нее “отпочковываются” и становятся самостоятельными новые школы — А.В.Запорожца, Л.И.Божович, П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина (который, когда-то не входя в Харьковскую школу формально, поддерживал с ней тесные контакты и развивал идеи деятельностного подхода А.Н.Леонтьева главным образом на материале онтогенетических исследований) и др.

Ñсередины 50-х гг. под руководством Леонтьева начат цикл исследований по разработке проблемы способностей. Наиболее известным исследованием этого периода является работа Ю.Б.Гиппенрейтер и О.В.Овчинниковой по формированию так называемого звуковысотного слуха, являющегося необходимым компонентом музыкальных способностей. В 1959 г. выходит первое издание фундаментальной монографии А.Н.Леонтьева “Проблемы развития психики”, удостоенной в 1963 г. Ленинской премии. С этого момента в рамках его школы начинают разрабатываться едва ли не все проблемы психологии.

Современный этап развития школы А.Н.Леонтьева

С 1966 г. школа Леонтьева вступила в новый период своего развития. Был организован факультет психологии Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, деканом которого стал А.Н.Леонтьев. В этот период школа Леонтьева окончательно превратилась в школу—нап- равление в науке, объединяющую множество различных школ—исследовательских коллективов, работающих над своими собственными программами, как в рамках факультета психологии МГУ, так и в иных научных учреждениях нашей страны и за рубежом.

!&

Среди направлений, разрабатываемых в этот период самим А.Н.Леонтьевым или под его непосредственным руководством, следует назвать следующие1:

1)природа, генезис и системная взаимосвязь высших психических функций;

2)теория деятельности в узком смысле (дальнейшая разработка категориального аппарата теории деятельности);

3)эргономика и инженерная психология. В рамках этого направления было выполнено множество исследований прикладного характера, имеющих отношение к космическим полетам;

4)психология искусства;

5)психология воспитания и педагогическая психология;

6)история психологии. В рамках этого направления был опубликован ряд статей А.Н.Леонтьева (в том числе в соавторстве с А.Р.Лурия), посвященных истории развития оте- чественной психологии, в частности Л.С.Выготскому;

7)системное строение восприятия и механизмы чувственного отражения. В рамках этого направления научных исследований развивается новая концепция — “образа мира” (А.Н.Леонтьев, С.Д.Смирнов, В.В.Петухов и др.);

8)философско-методологические вопросы психологии. С 1977 г. факультет психологии МГУ издает свой журнал

(Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология), в котором публикуются статьи по всем направлениям психологических исследований, ведущимся на факультете. Школа А.Н.Леонтьева продолжает свое существование и развитие и после смерти ее главы, последовавшей 21 января 1979 г.

1 См. Леонтьев А.А. Творческий путь Алексея Николаевича Леонтьева // А.Н.Леонтьев и современная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. С. 27.

!'

Вклад школы А.Н.Леонтьева в разработку теоретико-методологических проблем

психологии (общей психологии)

“Неклассическая” психология

Крупнейшим вкладом школы А.Н.Леонтьева в методологию психологической науки является развитие ею “не-

классической” концепции сознания, истоки которой восходят к Л.С.Выготскому. Для так называемой классической психологии была характерна дихотомия “внешнего” (предметов и процессов внешнего мира) и “внутреннего” (явлений и процессов сознания). В концепции А.Н.Леонтьева эта дихотомия “снимается” трехчленной схемой: “внешняя действительность (материальная, идеальная) — процессы (внешние, внутренние) — образ”. Таким образом, действительной противоположностью в школе Леонтьева признается противоположность “процесса” (включающего в себя процессуальные — деятельностные — аспекты сознания) и “образа” (рассматриваемого как результативное выражение процесса, т.е. как “накопленное движение”).

С этой точки зрения сознание (и — шире — психика) оказывается не просто “внутри” деятельности, “включенное” в эту последнюю в виде отдельных элементов, а является стороной деятельности как в ее внешней, так и в ее внутренней форме (ее ориентировочной частью). Поэтому предлагаемые Леонтьевым единицы анализа сознания неотторжимы от единиц анализа деятельности и отражают оба ее аспекта (процессуальный и результативный).

Единицы анализа сознания-деятельности и сознания-образа

“Процессуальные” (деятельностные) единицы анализа сознания получили свое воплощение в знаменитой схеме структуры деятельности: деятельность — действие — операция — психофизиологические функции. Каждая из единиц обладает своими свойствами, однако при некоторых условиях они могут переходить друг в друга. Выделение отдельных

"

деятельностей происходит по критерию мотива (предмета потребности), действий — по критерию цели (сознательно предвосхищаемого результата деятельности), операций — по критерию способа выполнения действия (т.е. задачи, или цели, данной в определенных условиях). Традиционные психические процессы рассматриваются, согласно данной логике, как особые действия или операции (имеющие соответствующие цели и задачи) в рамках какой-либо предмет- но-практической деятельности, а иногда как особая деятельность со своими мотивами (например, мыслительная деятельность ученого, имеющая своим предметом познание реальности). В школе Леонтьева в наибольшей степени изу- чены переходы деятельности в действие и наоборот. Соответственно исследуются процессы “сдвига мотива на цель” (приобретения целью самостоятельной побудительной силы) и осознания мотива (превращения его в мотив-цель). С 60—70-х гг. в школе А.Н.Леонтьева интенсивно изучаются процессы целеобразования (в частности, разрабатывается проблема соотношения реальных и идеальных целей в норме и патологии — Б.С.Братусь, Б.В.Зейгарник, О.К.Тихомиров и др.). Что касается нижнего этажа подобной структуры (психофизиологических функций), то в рамках школы Леонтьева предлагается и иная точка зрения на единицы анализа на этом уровне — функциональные блоки, которые соответствуют отдельным предметным свойствам реальности (В.П.Зинченко, В.М.Мунипов).

Единицами анализа сознания-образа являются выделенные А.Н.Леонтьевым чувственная ткань, значения и личностные смыслы. Чувственная ткань придает “реальность” образу мира: благодаря ей мир выступает для субъекта как нечто, лежащее вне его сознания — как объективное “поле” его деятельности. Значения как “амодальные” составляющие сознания представляют собой обобщенный опыт познания действительности посредством предметных действий, обладающий “надындивидуальным” характером (и поэтому передаваемый в своих существенных чертах от поколения к поколению). В настоящее время в школе Леонтьева выделяются три основных группы значений — словесные, орудийные и предметные. Личностные смыслы создают

"

пристрастность человеческого сознания и, согласно А.Н.Леонтьеву, не имеют своего “надындивидуального” существования (в последние годы в школе Леонтьева ведутся дискуссии по этому вопросу, и некоторые представители школы приходят к выводу о возможном надындивидуальном существовании личностных смыслов и, соответственно, о несколько иных критериях разделения значений и личностных смыслов, однако однозначного решения последней проблемы до сих пор не существует). Смыслы находят свою реализацию в значениях, однако процесс этой реализации весьма сложен и не всегда удачен; личностные смыслы и значения могут находиться друг с другом в конфронтации, что, с точки зрения Леонтьева, неизбежно при существовании в обществе социальных групп с противоположными интересами.

Проблемы развития психики в разных видах генезов

Âшколе А.Н.Леонтьева проблемы развития психики рассматриваются в рамках всех возможных видов генезов. При этом главной движущей силой психического развития является, согласно Леонтьеву, противоречие между “процессом”

è“образом”, при этом “процесс” как динамическое и постоянно меняющееся отношение (точнее: система отношений к миру, воплощенная в различных формах предметной деятельности) “забегает” вперед и ведет за собой формирование образного аспекта психического.

Âрамках филогенетических исследований существеннейшим вкладом школы А.Н.Леонтьева в психологическую науку является концепция возникновения чувствительности. Критически проанализировав существовавшие точки зрения на решение этой проблемы и отвергнув предлагаемые в их рамках критерии психики, Леонтьев выдвинул свой критерий чувствительности как элементарной формы психического — появление у живых систем сигнально опосредствованной деятельности, необходимость и возможность которой возникает в вещно оформленной среде. Гипотеза Леонтьева была подтверждена знаменитыми исследования-

"

ми, в которых формировалась способность ощущения света кожей ладоней рук и исследовались условия ее возникновения. Было показано, в частности, что возможность превращения неощущаемого абиотического (безразличного для субъекта в биологическом смысле) раздражителя в ощущаемый возникает не просто при объективном сочетании этого абиотического раздражителя с биотическим, а предполагает активность субъекта, выраженную в данном случае в форме поисковых (ориентировочных) действий.

Âсоответствии с основной идеей Леонтьева о качественно своеобразных формах отношения процесса и образа в филогенезе, были выделены стадии развития психики у животных. Ими являются: стадия сенсорной психики (когда процесс представляет собой деятельность животного в предметном мире, а на образном уровне отражаются лишь отдельные свойства предметов); стадия перцептивной психики (процесс соответствует деятельности животного в мире отношений между предметами, а в образе отражаются лишь отдельные предметы), стадия интеллекта (отражение в образе отношений между предметами при соответствующем развитии деятельности животного). В рамках школы А.Н.Леонтьева К.Э.Фабри была предложена несколько иная точка зрения на стадии развития психики — внутри первых двух стадий были выделены по определенным критериям два подуровня психического развития, а стадия интеллекта была включена в стадию перцептивной психики. В настоящее время филогенетические аспекты развития психики разрабатываются в рамках зоопсихологических и сравнительно-психо- логических исследований сотрудников факультета.

Âрамках антропогенетических исследований Леонтьев, опираясь на марксистскую теорию трудового происхождения сознания, рассмотрел возможные условия его возникновения — 1) коллективность и 2) орудийная опосредствованность трудовой деятельности человека. Именно в процессах коллективной трудовой деятельности становится возможным выделение в составе деятельности действий, которые лишаются биологического смысла, зато приобретают социальный смысл, что означает одновременно появление осознаваемой субъектом цели. Значительный вклад в

"!

психологическую науку представляют собой исследования психологических аспектов орудийной деятельности человека и ее отличий от использования средств у животных. Орудия в школе А.Н.Леонтьева рассматриваются как кристаллизованный (опредмеченный) опыт человечества, “распредмечивающийся” для нового члена общества (ребенка) только в совместной деятельности со взрослым, выступающим носителем способов употребления данных орудий (орудийных значений).

Социогенетические аспекты развития сознания в меньшей степени разработаны в школе Леонтьева, однако многие проблемы исследуются сейчас в различных деятельностно ориентированных школах за рубежом. Основной идеей является здесь идея Леонтьева о необходимости рассмотрения отношения между значениями (значениями-для-дру- гих) и личностными смыслами (значениями-для-меня) и механизмов “означения смыслов” и “осмысления значе- ний”. Две последние проблемы при рассмотрении их в кон- кретно-историческом аспекте входят в предмет исследования складывающейся в последнее время на стыке истории и психологии новой науки — исторической психологии. На наш взгляд, именно идеи школы А.Н.Леонтьева могут составить возможный методологический фундамент данной науки.

В рамках онтогенетических исследований основным вкладом школы Леонтьева в психологию являются следующие идеи и проблемы.

1) Идея ведущей деятельности как деятельности, определяющей психическое и личностное развитие на той или иной возрастной ступени. В рамках этой деятельности формируются новые виды деятельности, которые могут стать ведущими на более поздних стадиях развития. Эта идея плодотворно разрабатывается в многочисленных исследованиях по возрастной психологии как в рамках собственно школы А.Н.Леонтьева, так и в других “отпочковавшихся” от нее школах—исследовательских коллективах (школы Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович, Д.И.Фельдштейна и др.). В них, в частности, разрабатываются нашедшие мировое признание концепции периодизации психического развития.

""