Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
4Khrestom_1.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
04.06.2015
Размер:
360.45 Кб
Скачать

Тойнби (Toynbee) Арнольд Джозеф (1889–1975)

Английский историк, философ, социолог и культуролог. Будучи преподавателем в высшей школе и служащим Министерства иностранных дел, в своих многочисленных путешествиях он занимался изучением первобытного общества. С 1922 г. он приступил к работе над всеобщей историей развития человеческой культуры и пришел к выводу, что ход истории культуры не укладывается ни в какие схемы: в любое время все возможно, а также высказывал глубокие сомнения по поводу морфологии культуры. А. Тойнби стал автором теории исторического круговорота культуры, представив всемирную историю как совокупность локальных цивилизаций.

А. Тойнби считал, что среди множества способов познания Вселенной именно история способна раскрыть важнейший аспект – существование человечества как самоосуществление Вселенной. Поэтому, утверждал автор «Постижения истории», он стал историком, а не физиком. Тойнби считал, что «единство взгляда заключается в позиции историка, который рассматривает Вселенную и все, что в ней заключено, – дух и плоть, события и человеческий опыт – в поступательном движении сквозь пространство и время». Он был глубоко убежден, что наш исторический горизонт необходимо расширить до мышления категориями глобальной цивилизации. Эти мысли можно назвать созвучными распространенному в российской традиции пониманию истории от Н.М. Карамзина и В.О. Ключевского до наших дней, когда комплекс проблем, связанных с цивилизационным подходом к истории и глобальным ее видением стал достаточно острым в научно-исторических и общегуманитарных дискуссиях. Рассматривая локальные цивилизации не как острова замкнутой в себе истории, а как вехи времени, Тойнби подходил к истории как к исследованию человеческих отношений.

Основные работы: «Greek historical thought» (1924), «A Study of history» (1934-1955 10 vol.), «Christianity on trial» (1948), «The wold and the West» (1953) и др.

Постижение истории Относительность исторического мышления

В каждую эпоху и в любом обществе изучение и познание истории, как и всякая иная социальная деятельность, подчиняются господствующим тенденциям данного времени и места.

Вселенские Церкви Возможность духовного роста

Является ли возвращение к религии признаком духовного движения вперед? Или это всего лишь безнадежная и глупая попытка уклониться от суровой жизни? Ответ на этот вопрос частично зависит от нашей оценки возможностей духовного роста в этой Жизни. Мы отбросили идею, согласно которой исторически живые церкви могут в конце концов достичь единства через различие, превратившись в единую земную воинствующую церковь. Предположим, однако, что это когда-то произойдет. Означает ли это, что на Земле установится Царство Божие? Для мира XX в., охваченного вестернизацией, вопрос вполне насущный, ибо в той или иной мере идея земного рая является стержнем и целью большинства светских идеологий нашего времени. <…> Однако ответ на поставленный вопрос, безусловно, отрицательный, и он не может быть положительным по целому ряду причин.

Наиболее явная причина проистекает из природы Общества и природы Человека. Как мы установили в начале нашего исследования, общество – это не что иное, как общая основа полей действия отдельных индивидуумов, а человеческая личность обладает внутренней способностью творить как зло, так и добро. А это, в свою очередь, означает, что в любом земном обществе, пока земная природа человека не претерпела существенных нравственных изменений, и зло, и добро непрестанно воспроизводится в каждом новом рождении и будет существовать, покуда жив человек. Вызов, испытание, борьба, драмы духовной жизни – это индивидуальный внутренний опыт каждой отдельной души в отличие от безличного накопления и передачи от одного поколения к другому точного знания и технологий. А значит, замещение многоликих цивилизаций и разнообразных высших религий единой воинствующей церковью не освободило бы человека от первородного греха. Нравственные пределы возможности совершенства не только в этом, изначально заложенном ограничении, но и в политических рамках, которые еще больше стесняют человека.

Поскольку институты закрепляют отношения между людьми, выходящие за узкие рамки непосредственного межличностного общения…, то они никогда не создаются на добровольной основе чистых человеческих согласий <…> Фактически институты – это совершенные отражения нравственного несовершенства человеческой природы. <…>

<…> Мирская власть не должна упразднять церковь. Если же, напротив, церковь попытается упразднить мирскую власть, то она неминуемо потерпит поражение, ибо «кесарево» не исчезнет, но перейдет в арсенал церкви. В этом случае тюрьма тоталитаризма, казалось бы, разбитая церковью, вновь будет восстановлена через неверный шаг церкви, попытавшейся восстановить свою собственную насильственную власть. <…> Таким образом, если даже воинствующая церковь победит весь мир и создаст свое собственное обрамление земного общественного устройства, она не станет совершенством, которого люди ждут от Царствия Небесного. <…> В мире, где опыт приходит через страдание, она не способна преодолеть земные беды чисто земными средствами. <…>

В эпоху цивилизаций прогресс, как правило, отождествляется человеком с поступательным совершенствованием какого-либо земного учреждения, будь то племя, город-государство, империя, церковь, определенная система знаний, художественная школа или правовой институт. <…> В земной жизни ни души, отягощенные первородным грехом, ни институты не могут двигать прогресс к совершенству. …Идолизация институтов – непростительная интеллектуальная и духовная ошибка, которая приводит к социальной катастрофе, а плата за эту ошибку тем выше, чем благородней институт, взявший на себя роль наместника единого истинного Бога. Помогает ли он человеку найти свой путь к Создателю или нет – вот пробный камень оценки любого института, который становится самоцелью вместо того, чтобы быть средством поиска истинного человеческого пути.

Но если институты – это средства, а не цели, в чем же заключается значение и цель социального наследия, далеко выходящего за временные и пространственные границы всякой отдельной человеческой жизни на Земле? Каждый добрый человек чувствует, что, согласно Божией воле, он должен употребить свою жизнь во благо других людей, причем не только близких ему людей, но и тех, кто отделен от него Временем и Пространством. <…>

В этом мире вся духовная реальность, а значит, и все духовные ценности сосредоточены в людях. Поэтому социальное наследство, которое отчуждает души от Бога и ведет их к катастрофе через идолопоклонство самим себе, лишь в той мере законно и обладает подлинной ценностью, в какой оно посвящено добродетельной службе на благо краткой земной жизни человека. <…>

Озарение душ светом высших религий определяет духовный прогресс земной жизни человека. Мирные завоевания высших религий значат в истории человечества значительно больше, чем все, что знала история человечества до их появления. Духовный прогресс определяется фразой из христианской молитвы: «Да будет воля твоя». <…>

Молясь, они просят не о тысячелетнем царстве всеблаженнейшего земного рая, не о социальном благополучии, не о материальном достатке, не о справедливости земного устройства, не о сытости и довольстве, но о духовном покое, который единственно является внутренним стимулом новшеств, достижений и вообще всякого исторического прогресса.

Социологическая школа

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]