Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Соколов - Русский эротический фольклор

.pdf
Скачиваний:
681
Добавлен:
02.06.2015
Размер:
3.05 Mб
Скачать

ЗАГОВОРЫ ИЗ РУКОПИСНЫХ МАТЕРИАЛОВ

XVIII ВЕКА

Магия (чародейство, волшебство, колдовство), мантика (ворожба, гадание), календарные обряды и обычаи сохраняли важное место в религиозной жизни православных подданных Российской империи XVIII века. Уходя корнями в глубокую древность, многие дохристианские верования к этому времени давно тесно переплелись с православием и порой стали частью христианства в народном его понимании. Однако в официальной идеологии значительная часть магических верований рассматривалась как враждебные церкви «суеверия» и, декларируя в век Просвещения борьбу с ними, и светские, и церковные власти Российского государства возбуждали в центре и на местах сотни следственных дел, тяжелыми карами утверждая чистоту православия в его «синодальном варианте»1.

Нередко тяжелые пытки, суровые наказания настигали тех, кто пользовался приемами любовной магии, переписывал и нашептывал присушки и отсушки, Пытался волшебным способом повлиять на человеческий организм, насылая половую немощь или, напротив, «укрепляя естество», использовал магические приемы для успешного разрешения при родах или лечения женских болезней. Сохранившиеся в некоторых следственных делах «вещественные доказательства» — списки заговоров и заклинаний, а также расспросные речи обвинявшихся в «суеверных деяниях» россиян XVIII века — важнейший источник наших знаний о магиче-

1 Термин «синодальный вариант православия» в отличие от «народного варианта» введен и последовательно употребляется H. H. Покровским.

362

ской практике той эпохи1. Из этого источника в основном и почерпнуты материалы для настоящего издания.

Круг устремлений лиц, пользовавшихся в XVIII веке любовной магией, весьма разнообразен, но безусловное первенство принадлежит попыткам склонить к «блуду», «приворожить бабу» или «девку» через наговор на различные предметы (контактная магия). Веру в необходимость магических действий в подобных случаях хорошо выразили слова ротмистра Андрея Новокщенова: «Разве питьем (вином.— Е. С.) женку возьмешь?! Нужна сводня с заговором!»2

Гадание или магическое действие для достижения брачного союза было более характерно для женщин. Видимо, не последнюю роль играла магия и в семейной жизни. Судя по чину исповеди, ворожба была распространена в период беременности3. В источниках сохранились сведения о попытках вернуть посредством волшебства привязанность мужа к жене или отвратить супруга от блуда4. Саранский подьячий Федор Соколов, по его собственному заявлению, собрал в тетрадь заговоры ради укрепления семьи («чтоб жить с женою в совете»)5.

В частной жизни еще большее значение сохраняла лечебная магия, знахарство. Знахарь воспринимался в обществе не только как знаток лечебных приемов, но и, согласно наблюдениям M. M. Громыко, как хранитель традиции общины6. Недаром за заговорами о благополучном разрешении от родов, за средствами, чтоб муж любил и не бил7, за отсушкой8 и прочим обращались православные россияне к коновалам. Знахарь обеспечивал и охранные меры против вредоносного воздействия колдунов, т. е. всевозможной «порчи», провоцирующей болезни и немощь как людей, так и скота.

1 Об этом подробнее см.: Смилянская Е. Б. Следственные дела «о суевериях» в России первой половины XVIII в. в свете проблем истории общественного сознания.— Rossica, 1995, № 1 (Журнал издается в Праге, Чехия).

2

РГАДА, ф. 371, оп. 1, ч. 3, д. 14762, л. 11.

3

См.: Требник. М., 1720, л. 52об.

4

См., например, документы следственных дел в РГАДА: ф. 1183,

оп. 1, д. 18 (1736 г.); ф. 7, оп. 1, д. 546; в РГИА: ф. 796, оп. 12, д. 163 и др.

5

РГИА, ф. 796, оп. 9, д. 115.

6

Громыко M. M. Трудовые традиции русских крестьян Сибири

(XVIII— перв. пол. XIX в). Новосибирск, 1975, с. 334.

7РГАДА, ф. 7, оп. 1, д. 432.

8Там же, ф. 372, оп. 1, д. 293.

363

Анализ судебно-следственных материалов, так лее как данные этнографии и фольклористики, приводят к выводу, что в отношении к недугу в интимной жизни магическое начало оказывало заметное влияние на поведение и мировоззренческие установки православных, принадлежавших к различным социальным группам России XVIII века, причем магические приемы этого времени претерпели уже значительную трансформацию под натиском христианства и эмпирических знаний.

ЛЮБОВНЫЕ ЗАГОВОРЫ-ПРИСУШКИ

1. Приворотный стих

[крестьянина Андрея Тимофеева Иердуна]

Есть у тебя, отец Сатана, мал рыж бес полуденной, есть у тебя, отец Сатана, черен бес вечерен, еще есть у тебя светлой бес утренной; пошли, отец Сатона, этих бесей, привороти рабу или рабыню имярек к блудодеянию.

2. Заговор, ежели сжелаешь слюбиться с девкою или бабою [солдата Иетра Шестакова]

Коя мне любя девица и (ли баба), и она где будет спать, и того места отрезать щепину и ту щепину, (щепку.— Е. С.) снесть на болшой камен, и жечь огнем. И какы и та шешепина на огне горела, и такы бы она обо мне, рабе Божье Иетре, горела по тот час и по то время и во веки веков аминь.

3. «Черный» заговор, нужный ко блуду [попа Макария Иванова]

Стал не благословясь, пошел не перекрестясь, изг ызбы не дверми, из двора не воротам(и) в чистое поле в зеленое море к самому царю Сатане, к самой царице Садомице идут тритцать три беса (три диявола). И аз раб Божий N [имярек] отрицаюсь веры Христовы и отца своего и матери и прикаясь (?) вам сатанам: аз еемь, приимите меня раба Божия N [имярек], и я рад вам служить и работать и закон ваш исполнять, и вы послужите мне и поработайте, как вы сдужите своему царю Садоне и своей царице Сатонице, подите к рабе Божий N девице

J64

или N, разлейте ей, царице, и душу в белом теле, черную печень и горячую кровь и семдесят три состава и един состав и все подколенный подхиски (?), чтоб она лежала и тосковала в денном часу, в ношном и во утренном, как бел петух по земле трепещет, так бы она раба Божия N трепетала и тосковала по мне рабе Божий N в денных часах, в ношных и во утренних, и как бел камень Алатыр лежит во окияне-море, и как она меня не завидит и гласу моего не заслышит, таком бе лежала и тосковала в денных часах, в ношных и во утренных на молоду, на перекрое и во исходе месяца, а сему делу ключь. Есть море-окиян, в окияне-море есть камень Алатырь, не хаживат, песка морскаго не притенивам [притягивает?], а на небесном яблока и ухаживат меня Божия N никому не развести ни аминь крест. А:Д:К:Н:1:Р А сей наговор наговаривать на пот свои и давать в пиве или в вине.

4. Присушка

[из тетради попа м акария Иванова]

Стоит море-окиян, в окияне-море остров Буян, на том острове Буяне есть гора Горова, на той горе Горове есть древо Барово, около тово древа Горова (!) вьется хмель. И в том море есть Алатырь камень и вышла ис того моря красная девица и выходила на тот камень Алатырь, и выносила та девица три девять замков и три девять кдучев, и замыскала, и окладывала та девица меня Божия (раба) N с рабою Божиею N, не то б меня, раба Божия N, никому не розвести и не случить (?), а тому делу ключ ныне и присно и во веки веков аминь.

5. Блудный заговор

[из тетради попа Макария Иванова]

Как след горит, тако бе горела девица и тело, и серце, и кровь, и печань у той рабе Божий N, a [вероятно, ошибка: нужно ко мне] мне, рабе Божий N, и како огнь в пещи горит и пылит и не можно удушити, но кроме воды, тако бе та раба N без меня раба Божия N тасковала, горевала, в воду ся бросалась и во огныя металась,

впетлеса давилась в денных, на молоду и в перекрое

1А тому делу ключь ныне и присно и во веки веков аминь. — Так расшифровано это сокращение.

365

месяца, а тому делу ключь ныне и присно и во веки веков аминь.

6. Приговор, присушка [из тетради Федора Соколова]

На море, на акияне, на острове Быяне и тута ходил, и тута гулял, и тута буял, и тута искал раб Божий Федор, зговорит раба Божия имярек, и ты море-акияна или бы где видала, или слыхала либо ходил тут, либо гулял тут раб Божий имярек, мне была надобна ево жарка. А море-акиана зговорит раба Божия имярек. И ты раб Божий имярек море-акиана где тут быти, где ходити, где гуляти либо видал, либо слыхала гуляти, либо где буял, либа гулял тут. Мне была раб Божий имяреке сие надобно, жарко зговорил море-акиане о рабе Божий имяреке и ты раба Божия имярека, где тут быти, где ходити, где гуляти, где буяти. Тут раб Божий имярек черные вороны костей не занесет, зговорит раба Божия имярека. У меня рабы Божий имярека одна душечка и та по рабе Божием имяреке высохла, что щепочка, и как на церкви крест повершен, мир крещеной, народ Божия к ней приклонились и так бы раба Божия имярека ко мне, рабу Божию имяреку, прислонилась бы, раба Божия имярека всем серцем, всем животом своим, и верует своей правдою и душой

ителом своим, и по всяк день, и по всяк час, и во дне, и в полудне, и в ноще, и в полуноще, и в часу,

ив получасе, молоду и полумолоду, ветху и полуветху, и под полные оба сходы моему стиху приговор во присно во веки веков аминь, что задумало, замыслено, то мое.

Проговорить трижды.

7.Заговор, дабы разжечь... в белотеле душу

иретивое сердце [из тетради Федора Соколова]

На море, на кияне, киян лавер посылает людей в чистое поле и в темные лесы сухих дров брать охапков и захребетков, и бел горючь камень не зворотить, роскласть огнек у рабы Божия имярек промежду титяк на грудях, и розжечь у нее в белом теле душу и ретивое сердце, и как с огнем сухое дерево от серца своего и от своих коренев, и так бы согла (сохла) раба Божия

366

имярека обо мне, рабе Божием имяреке, в день и в ночь,

ипо днем, и по ночам, и по часам, и полуденным часам,

иполуночным часам. Замыкает нее раб Божий имярек

урабы Божий имяреки в белом теле душу и ретивое сердце в тридевят немецкими замками, относит ключи на синее море, кладет под бел белуч камень и колдунам,

иведунам на море не бывать и сине море не пересушать,

иот рабы Божий имяреки тоски и кручины не отводить

иво имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь, аминь, аминь.

Проговорить трижды на вине, на соли и на орехах.

8. Любовный заговор

[из тетради Федора Соколова]

Господи Исусе Христе Боже наш, помилуй нас, аминь. Ой еси, заря Марья, заря Меремьяна, подите вы в окиян-море. Есть в окияне-море лежит медная доска, на той медной доске лежит медная тоска, вьется, извиваетца, к медной доске прижимаетца. И вы две доски, заря Марья, заря Маремьяна, возмите тое доску и понесите через море, и через реки, и через потоки, и через пучины, и через горы, и через долы, и через темные лесы, нигде ее не уроните и донесите до рабы Божий Анны и зажгите у нее 70 жил и 70 суставов, хоть и похотят на меня раба Божия Федора, а потому слову ключь да замок сам Христос, аминь, аминь, аминь.

Проговорить трижды на соле или на чем-нибудь, хотя на поле.

9. Молитва-заговор, чтоб жить с женою в совете

[из тетради Федора Соколова]

Пресвятая Богородица Знамение Христово Матерь Божия, знаменовала Ты Господа нашего истинного Христа, знаменуй ты нас рабов своих имярек, також де

икак мы рабыне Божие в любве и совете сходились

итакже мы, рабы, под одным венцом стояли у Христа

иЗакон Божий принимали и одну чару перепивали,

инам також рабыням своим Божиим имярек жити

влюбве и в совете отныне и до века ныне и присно и во веки веков, аминь. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу отныне и до века.

Проговорить трижды на соле.

367

ЗАГОВОРЫ «МУЖСКОГО ЕСТЕСТВА»

10. «Черный» заговор «мужского естества»

[из столбцов попа Алексея Иванова]

Стану я [м? раб имярек-?] не благословясь и не перекрестясь, из ызбы пойду не дверьми, з двора не вороты, умыюся ни водою, ни росою, утрусь ни тканым, ни пряденым, утрусь кобыльим хвостом, выду в чистое поле в туманную сторону под толстый оболока. Есть туманной стороне под толстыми оболоками глубок омут, в том глубоком омуту вял муж черт, у вяла мужа черта вяли руки, вяли ноги, вяло тело, вяло тридесять жил и суставов, вяла блудная жила белой хуй, и я, р. м., [раб имярек-?] наговариваю на тово р. м. [раба имярек-?], чтобы у нево вяли руки и ноги и белое тело, вяла блудная жила и белой хуй, не было бы ему хотения на блудное дело на баб и на молодых молодниц и на красных девиц, и я наговариваю на колцо, и он, м., [раб имярек-?] в кой поры ступит и перешагнет в те же бы поры тяло и налотут мудры слова ключь замок, а поставил тело в тело, и будет ево тело, раба Б(ожия ?), м. [имярек?] белохуй крепче и твержае всякого железа каленого простаго и меди и серебра и всякаго камени морскаго и земнаго и подземнаго, и буди мое слово острее меча и сабли игл булатные, язык мой ключ.

ЗАГОВОРЫ ОТ ЖЕНСКИХ БОЛЕЗНЕЙ И ДЛЯ ОБЛЕГЧЕНИЯ РОДОВ

11. Молитва, аще жену спортят,

анапустят грыжу солоткую или костяную или кровью мочится или белью

Благодарю тя, Господи, пресвятая Троице, за Твое милосердие и долготерпение. Аще бо не Твоя благодать покрыла бы меня, грешную рби, [рабу Божию имярек] от всякия притчи и от кровоточивыя болезни, от вражия напущения и от его угодников. Иречистому образу покланяюся грешная, прошу у ея исцеления от кровоточения. О, Пречистая Дево Мати Божия, умилостивися на мя, грешную и недостойную р(абу) Б(ожию) и(мярек), великая Христова мученица Екатерина, и Варвара, и Евдокия, и Фекла, и Феодора, помолитеся о мне, грешной и недостойной р(абе) Б(ожией) и(мярек)

368

Пресвятой Богородицы: «О, Пресвятая Дево Мати Божия, ты веси сердца наша разумеешь сердца наша (!),

иисцели меня, р(абу) с(вою) и(мярек). О, велицыи апостоли Петре и Павле, призрите на р(абу) свою и(мярек). Пойди от меня, порча, прочь на темные лесы, на лешаго жену и на дочери его молитвами Пречистая Богородицы и всех святых Богу угодивших».

Добудь узол у завертки и говори на узол:

«Как ты, узол, крепко связан, крепко связан, так бы крепко завязалося во утробе моей вся моя удь1 и чрево

ипроходная моя жила. Как ис тобя, узол, ни вода, ни кровь не течет, и так бы из меня, р(абы) Б(ожия) и(мярек), не текла ни кровь, ни бель, ни вода и не канула. Поди, болезнь, (на) Медведеву жену, и медведица па лесу розносит, поди, болезнь, на черную куницу и куницу,

икуница по деревью розносит, пойди, болезнь, на боброву жену, и она по рекам розносит, водами розносит и размоет, пойди, болезнь, на синее море под бел камень: как ис камени не течет, не канет ни кровь, ни вода, ни бело, ни красно, так бы и из сея жены не шла кровь, ни вода, поди, грыжа, прочь, солоткая и костяная и напущенная от мужика и от женки, в питие и в естве, в молоке, и в пироге,

ив хлебе. О святая и великая Мария Египетская, избави меня, р(абу) Б(ожию) и(мярек), от болезни сея. Ты, веси немощи наша, буди ходатаице ко Господу Богу и Пречистой Богородицы и исцели немощь мою кровоточивую, грыжу нутряную и солоткую и напущенную. Как море в себе не держит в себе никакого имения, так бы не держалося во утробе жены сея ни грыжи, ни порчи. Во веки веком, аминь.

Итот узол да сожги на пепел. Говори 3-ж, и по зорям да испить на дщее (?) сердце.

12. Молитва к жене родителнице,

аще не может родить

Говорить на свежую воду. А к воде итти не оглядыватце. Трижды.

Господи Боже наш Исусе Христе, ходивый со учеником своим Иоанном Богословом и обрели жену болящую сердцем и не может. И рече Исус Христос Иоанну Богослову: «Иоанне, возвратися вспять и рцы жены во ухо правое Христос тя зовет, изыди из чрева матере своея младенче».

369

Сия глаголи во ухо: «Истощайте, истощайте до основания его. Ныне и присно и во веки веком. Аминь».

13. Ина молитва говорить к жене, хотящей родити

Взять ключ, кой всегда носишь при себе муж или жена, да в боротку в трубку налить воды и говорить, а будет трубка мала или рсша — и тот положить в воду в свежую также в сосуд; и говорить трижды: «Есть поле Иерусалим, и на том святом ноле едет Елисавефь, Предтечева мати, и за ней едет Елена-царица и везет ключи и отмыкает теми ключами горы каменныя и костяныя, горы железныя, и також отмыкай и у сей р(абы) Б(о- жия) и(мярек) костяныя и жильныя сему младенцу изыти из материя чрева. Истощайте в не (?) до основания земли, а та жена буди здрава сими молитвами во веки веком. Аминь.

Публикация Е. Б. Смилянской

Загадки

РУССКАЯ ЭРОТИЧЕСКАЯ ЗАГАДКА

ОДИН ИЗ самых поэтичных жанров фольклора русская загадка — в древности не была простой забавой и развлечением. Ритуальное, магическое назначение загадки хорошо видно из того факта, что у наших предков существовало неписаное правило загадывать загадки в строго определенные моменты времени глубокой осенью, на Рождество, на свадьбу. Загадка, это нехитрое логическое упражнение, как бы мобилизовывала интеллектуальные силы человека и в конечном счете укрепляла его, давала ощущение власти над тем миром, который его окружал.

Очень смелый, «эросный» контакт человека и мира демонстрируют народные загадки, где обыденные предметы и повседневные действия показаны в нарочито сексуализованном, условном виде. Нет сомнения в том, что эротическая загадка берет начало в известном всем древним народам мистическом отношении к сексу, в своеобразном его обожествлении. Воображение наших предков настолько захватывал феномен половой энергии, рождающейся как бы ниоткуда и приводящей к своеобразному катарсису, что эросу было приписано универсальное свойство всеобщей жизнедающей силы.

371