Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
соколов XX hist021_2 / 021_2- Курс советской истории 1941-1991_Соколов А К Тяжельников В С_1999.doc
Скачиваний:
267
Добавлен:
02.06.2015
Размер:
2.21 Mб
Скачать

"Ново-Огаревский процесс"

Основной вывод, сделанный центром по итогам мартовского референдума, состоял в активизации подготовкам текста нового Союзного договора. 23 апреля 1991 г. в загородной резиденции Горбачева в Ново-Огарево состоялась встреча руководителей девяти союзных республик (России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Киргизии, Таджикистана, Азербайджана) и президента СССР, по результатам которой было сделано совместное заявление, получившее название "9+1". Выход из кризиса федеральных отношений в этом заявлении рассматривался как подготовка и согласование текста нового Союзного договора. Заявление "9+1" стало, пожалуй, единственным козырем Горбачева на пленуме ЦК партии в конце апреля 1991 г., когда 45 из 75 первых секретарей высказались за его отставку с поста Генерального секретаря.

Вместе с тем многочисленные встречи по согласованию текста нового Союзного договора, которые проходили в Ново-Огарево в мае — июле 1991 г., выявили значительные противоречия и расхождения как в позиции республик, так и в отношениях между ними и союзным центром. Основной вопрос по-прежнему сводился  к соотношению полномочий центра и республик. Россия и особенно Украина настаивали на конфедеративных отношениях. Представители центра, среди которых "первую скрипку" играл Лукьянов, настаивали на более тесных федеративных связях. Горбачев стремился в этой ситуации демонстрировать "продвижение вперед" и публично заверял, что текст будет готов к подписанию уже в июле.

Ельцин — Президент рсфср

Между тем в РСФСР начались выборы Президента, которые первый раз носили всенародный характер и проходили на альтернативной основе. Хотя на всенародное голосование и было выставлено шесть кандидатур, избиратели в той ситуации руководствовались скорее выбором между все теми же "демократами" и "партократами". 12 июня 1991 г. в первом же туре выборов победу одержал Ельцин, получивший 57% голосов от принявших участие в голосовании. В результате этой победы Ельцин приобрел качественно новый статус, выходил на новый уровень легитимности. И этот уровень был на порядок выше, чем у его основного соперника по политической борьбе в тот период — Горбачева, который получил свои полномочия не от народа, а от представительного органа в лице Съезда народных депутатов СССР со всем известными маневрами по "процедурным вопросам".

Новый союзный договор

24 июля 1991 г. накануне очередного пленума ЦК, Горбачев торжественно заявил, что работа над текстом Союзного договора завершена. Текст, опубликованный 14 августа, носил крайне противоречивый характер. Так, было совершенно не понятно, что означает термин "суверенные" государства по отношению к республикам с точки зрения международного права, возникали вопросы о республиканской и союзной собственности, о степени широты республиканских прав. Невразумительно говорилось и о налоговых сборах с республик в союзный бюджет. Был обойден молчанием также и статус шести бывших республик СССР, которые не участвовали в Ново-Огаревском процессе (Армении, Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии и Молдавии). В ходе согласований республикам удалось добиться от Горбачева весьма существенных уступок, что свидетельствовало о его эволюции к менее консервативному курсу. Так, например, русский язык, сохранив статус языка межнационального общения, переставал быть государственным; главы республик участвовали в заседаниях союзного кабинета министров с правом решающего голоса, предприятия ВПК передавались в совместное ведение центра и республик. Однако этого показалось не достаточно, и Украина, например, дала понять, что при любом характере обсуждения она будет подписывать новый Союзный договор только после принятия своей Конституции. Все республики Средней Азии, не ставя в известность Москву, заключили между собой систему двухсторонних соглашений. Это очередное усиление центробежных тенденций имело весьма твердые основания, поскольку большинство участников Ново-Огаревского процесса  были уже всенародно избранными президентами своих республик. Вместе с тем консервативно настроенные силы видели в тексте нового Союзного договора непосредственную угрозу "распродажи социалистической Родины". Единственной общей структурой в этой ситуации оставалась КПСС, которая стремительно распадалась.