Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
64
Добавлен:
02.06.2015
Размер:
2.78 Mб
Скачать

6. Византийские изделия из слоновой кости и мелкая пластика (5-14 вв.). Типологизация памятников. Преемственность и развитие художественных традиций.

Культ священных мест и вера в силу действенного присутствия святых - ходатаев и посредников за человека перед Богом - соединились в почитании христианами реликвий, имевшем огромное значение для средневековой культуры. Реликвалирии - материальные предметы, некогда физически соединённые со святыми лицами либо святыми местами и сохранившие благодатную связь с ними, давшую этим предметам способность к чудотворению.

Крест Юстина 2, 6 век, Ватикан. Изготовлен из драгоценных металлов (серебро с позолотой). Реликварий. С конца 6 века он в Риме в папской сокровищнице. Украшен драгоценными камнями. Оригинал в соборе Святого Петра. Высота около 40 см. Интересен историей (подлинный императорский дар главе западной церкви).

Ранними формами реликвариев стали евлогии - благословения со Святой земли, имевшие форму ампул-фляжек, коробочек, медальонов, со вложенными частичками Крёстного Древа, камня от Гроба Господня, земли и т.д.

Типологический пример - ампулы Монца, Реликварий из Ватикана, 6 – 7 вв.. Рождество Христово представлено в центре, среди других праздников. В этом памятнике отразились важные особенности византийской иконографии по сравнению с раннехристианской – навес больше не изображается, на заднем плане виден выход из пещеры, звезда располагается в центре вверху. Иосиф сидит у яслей в задумчивой позе, Богоматерь лежит. Отныне Она всегда будет изображаться с нимбом.

Соединение реликвии с видимым образом святости можно проследить в позднейшей византийской традиции. Желание их общего почитания привело к установлению правил совмещать святые мощи с портретными образами святых, вкладывать реликвии в иконы, покрывать реликварии изображениями.

Уже в 4 в. начинаются поиски телесных останков апостолов и мучеников, приведшие к созданию громадного фонда св. Мощей. На них совершается Евхаристия, их частицы кладутся в основании каждого христианского престола. Перенесение мощей и освящение ими всё новых храмов, монастырей или целых городов продолжалось в течение всего средневековья.

Местом положения главных реликвий являлись монастырские и городские храмы. Крупнейшим храмом-реликварием столицы была св. София, в стены которой мощи были вложены при строительстве и где для поклонения в дни литургических праздников выставлялись святыни Страстей Господних. Важнейшие из них - Истинное Древо, терновый венец, гвозди, трость, губка и др. - до 1204 г. хранились в дворцовой церкви Богоматери Фаросской, освящая, прежде всего, императорские покои. Богородичные святыни - Её мафорий и пояс, а также чудотворящие иконы - были собраны во Влахернском и Халкопратийском храмах. За пределами столицы средоточием культа св. Димитрия являлась древняя базилика в Фессалонике, где под мраморным киворием в саркофаге хранилась его туника.

Благодатные реликвии разделялись на части, каждая из которых сохраняла способность к чудотворению. Частицы эти полагались в ковчеги-мощехранительницы или реликварии. В отличие от католических православные реликварии скрывали свои святыни, обозначая их присутствие надписями или изображениями. Именно к этим образам прикладывались, когда целовали "запечатанные", т.е. скрытые от глаз реликвии. Совмещение святыни и её образа, живописного, чеканного или какого-либо другого, превращало реликварии в трёхмерные иконы. Наибольшей иконичностью выделялись реликварии с частицами креста Распятия - ставротеки.

Обретение Истинного древа императрицей Еленой положило начало долгой традиции его прославления и почитания как главной святыни империи. В 7 в. он был эвакуирован из Иерусалима в Константинополь, где и пребывал многие столетия. Из византийской столицы его частицы, заключённые в реликварии-ставротеки, разошлись по всему миру. Византийские ставротеки, как правило, имели форму плоских прямоугольных ящичков с выдвижной крышкой, внутри которых находился крест, полностью или частично выполненный из крестного древа. (Здесь же могли влагаться мощи различных святых, обозначенные образами и подписями к ним.) Пример - Лимбургская ставротека c частицами Креста Господня, 10 вв.. Украшенный драгоценными камнями и эмалью, реликварий состоит из двух частей: ковчега с углублениями для хранения в нем Креста и специальной крышки для прикрытия бесценной святыни. Частица Креста Господня находится в выемке двойного креста, остальные реликвии – в украшенных драгоценными камнями концах перекладин. Выставленный в Лимбурге реликварий является не только выдающимся шедевром церковного и ювелирного искусства Византии X-го века, но и одной из самых ценных христианских святынь Германии.

Ещё более условной грань между иконой и реликварием становится в энколпионах - миниатюрных ковчежцах, носимых на груди в качестве нагрудных образков (энколпион-реликварий с образом св. Димитрия. Вашингтон, Дамбартон Оукс). Они могли иметь форму крестов, либо плоских ящичков со вложенными и запечатанными реликвиями, на внешней поверхности которых располагались чеканные или эмалевые изображения. Энколпионы хранили "миро от чудотворящей иконы", "честной камень от Гроба Христова", камни "от гроба Богородицы, со святой земли Елеонской, от Голгофы и горы Синайской" и многие другие реликвии.

Особое почитание иерусалимских святынь породило их бесчисленные разномасштабные копии по всему христианскому миру. Все они, от архитектурного сооружения до ладанки, являлись по сути своей иконами, воспроизводившими внешний облик и само пространство этих священных мест. Этот же принцип иконичности объёмной пластической формы проявился в изготовлении реликвариев в вид моделей подлинных святилищ, хранителей святынь –

Реликварий св. Димитрия Солунского. Москва, Музеи Московского Кремля, Византия, 1059-67.

Серебряный золоченый ковчег-мощевик - модель 8-гранного кивория с коническим куполом, вольная копия кивория над гробом св. Димитрия Солунского. С 1197 во владимирском Димитриевском соборе, куда был вложен в качестве семейной реликвии великого князя Всеволода III.

Антиохейская чаща, 6 век. Литургический сосуд, найденный, согласно сообщениям торговцев древностями, в 1910 г. в Антиохии. После реставрации была представлена на Всемирной выставке в Чикаго (1933) как чаша Тайной вечери, куда была собрана кровь Господа по Распятии (Святой Грааль). Имеет золоченую внешнюю ажурную оболочку с изображением в низком рельефе Иисуса Христа и апостолов (всего 12 фигур) со свитками в руках, сидящих в креслах с высокими спинками, среди виноградных лоз, в окружении птиц и животных.

Все эти культовые предметы находились в центре литургической жизни Византии и православных народов; их берегли, передавали по наследству, похищали, обновляли в надежде иметь непрекращающийся источник благодати, дающий надежду на спасение.

ИМПЕРАТОРСКОЕ И СВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

Официальное искусство продолжало культивировать унаследованный от античности набор готовых тем и сюжетов, связанных с прославлением императорской власти. Образный строй царских портретов был канонизирован. Уже с 4 столетия в них ценилась не выразительность индивидуального характера, но сакральный стереотип культового образа, принимающего знаки поклонения.

Местом главного сосредоточения памятников императорского искусства являлись столичные дворцы - в 4-11 вв. (Большой, затем Влахернский.)

Слоновая кость, доставлявшаяся в Византию из Индии и Африки, ценилась очень высоко. Она употреблялась в IV—VI вв. для изготовления пиксид (коробочек, которые обычно делались из части бивня слона и соответственно имели круглую, не вполне правильную форму), консульских диптихов, для украшения ценной мебели, и возможно, стен и дверей. Обычно диптихи, сделанные из массивных кусков слоновой кости с углублением на обратной стороне для заполнения воском, точно датируются по надписям, указывающим имя консула. Портретные изображения консулов, упоминаемых в письменных источниках, известны для периода от 406 до 540 г. почти без перерыва.

Изготовление диптихов из слоновой кости, как явствует из кодекса Феодосия, было привилегией консулов, которым 105 Новелла Юстиниана вменяет в обязанность организацию семи различных представлений и раздачу мелких денег. Вот почему на многих диптихах наряду с портретами консулов, представленных то в полный рост, то погрудно в медальонах, окруженных растительным орнаментом, часто изображаются цирковые сцены и фигуры мальчиков, рассыпающих мелкие монеты. Здесь можно видеть акробатов и эквилибристов, коней, которых выводят на арену ипподрома, бег колесниц, борьбу людей с дикими животными (львами, пантерами, медведями), актеров с масками в руках и др.

Наиболее парадными были императорские пятичастные диптихи. Особой известностью пользуется хранящийся в Лувре так называемый диптих Барберини (по имени прежнего владельца). «диптих Барберини», Константинополь. Первая половина 6 в. Сейчас в Лувре. Считается, что здесь Юстиниан, но может быть кто-то другой. Перед нами триумф христианского монарха как такового. Под копытами коня персонификация земли, придерживает стопу всадника. За копьем подчиненный варвар. Фигуры в сложном ракурсе. Над императором источник высшей власти (высший судия) — изображение Христа. Христос здесь юный с вьющимися волосами, с крещеным жезлом (символическое присутствие Христа, зафиксированное на медальоне). Памятник времени, когда Римская держава обрела единство своего существования. Император — наместник Христа на земле, он оружие бога. Фигура императора трехмерным рельефом в отличии от плоскостных фигур остальных.

Большой известностью пользуется трон VI в., на котором вырезана монограмма равеннского епископа Максимиана (Архиепископский музей в Равенне). Трон епископа Максимина, Равенна. 6 век.

Спинка и сиденье украшены многочисленными пластинками из слоновой кости с вырезанными на них ветхозаветными и евангельскими сценами, крупными фигурами евангелистов и Иоанна Крестителя, расположенными под орнаментированными арками. Рисунок пышной виноградной лозы, в которую вплетены птицы, животные, вазы, перекликается с декоративными элементами равеннских мозаик, каменной резьбой сирийских зданий, напоминает украшение края блюда Патерна. Возможно над созданием кафедры трудились мастера из различных центров.

Диптих с цирковыми сценами (Гос. Эрмитаж).

В V -VI веках диптихи из слоновой кости изготавливались в честь избрания консула (высшая должность в древнем Риме, сохранившаяся в Византии в качестве почетного звания). Консулы должны были устраивать цирковые представления, во время которых раздавали хлеб и мелкие монеты. На двух створках диптиха, исполненного около 500 года, представлена травля зверей. Сцены, изображающие отчаянно защищающихся раненных львов, львиц и пантер заполняют обе створки диптиха, портрет консула отсутствует.

Постепенно происходит изменение места, отводимого лику Христа: в начале 6 в. Ещё императоры возглавляют изобразительную "властную вертикаль" (диптих Анастасия 517 г.), а на памятниках следующих десятилетий уже образ Спасителя оказывается на вершине пирамиды власти, раскрывая тем самым её истинный характер.

Пример – Уже в постиконоборческий период разработка темы Божественного исхождения царской власти привела к созданию ёмкого пластического образа Небесной инвеституры монарха (Венчание Константина Багрянородного, Иоанн и Алексей Комнины, венчаемые Христом). Коронация Константина VII Багрянородного. Слоновая кость. Москва. ГМИИ. 10 век

Светское искусство Византии наиболее полно выразило себя в производстве предметов роскоши, достигавшего максимума при Юстиниане и затем вновь в 9-12 вв. В послеиконоборческую эпоху, после отпадения великих эллинистических центров Востока, в первую очередь, Александрии, оно сосредотачивается в Константинополе, где его заказчиками выступали императоры и столичная знать. Светское искусство существовало параллельно основному потоку христианской изобразительной традиции, питаясь из собственных источников. В первую очередь, ими являлись сочинения античных авторов и персонажи древних мифов, которые использовались для украшения изысканной домашней утвари и ювелирных изделий. Ещё на излёте античности в 6-7 вв. в Константинополе производились серебряные блюда со сценами из античных мифов:

Блюдо «Силен и менада» из Эрмитажа, 7 в.

На блюде изображены танцующие Силен и Менада. В античной мифологии Силен - лесной демон, спутник бога вина и веселья Диониса. Образ бородатого Силена с бурдюком вина, характерен для памятников так называемого "византийского антика", своеобразной переработки произведений классического искусства. На обороте - пять клейм времени императора Ираклия (610 - 641), которые подтверждают высокое качество серебра и свидетельствуют о константинопольском происхождении памятника.

"Блюдо Мелеагра" из Эрмитажа, 7 в.

Яркий пример "византийского антика" 7 в. Лицевая сторона занята многофигурной сценой отдыха Мелеагра и Аталанты после охоты на калидонского вепря. Композиция выстроена по сценическому принципу, разворачиваясь по горизонтали.

Силены, менады, герои на них стилистически единообразны персонажам ветхозаветной истории (блюдо с Давидом и Голиафом) на аналогичных блюдах того же времени. Культурная рефлексия интеллектуальной элиты общества оказывала живейшее воздействие на образный строй христианского искусства и в позднейшее время, как это показывают памятники Македонского и палеологовского ренессансов (Парижская Псалтирь). И с другой стороны, изобразительная тематика византийских изделий не всегда зависела от специфики самих памятников. Христианские образы располагались и на предметах светского назначения (монеты), в то время как детали литургической оснастки византийских церквей могли украшаться нейтральными буколическими сюжетами.

Возрождение производства авориев (=изделий из слоновой кости) в 9-11 вв..

Устойчивость культурных традиций Византии характеризует, в частности, позднеантичное искусство резьбы по слоновой кости, вновь переживавшее яркий расцвет в 10-11 вв.

Тогда были созданы многочисленные произведения как церковной (резные иконные полиптихи), так и светской пластики (шкатулка с императорами и охотниками. Труа). Из слоновой кости вырезаны знаменитые плакетки со сценами Божественной инвеституры монархов (Венчание Константина Багрянородного, Венчание Романа и Евдокии – см выше). Дорогостоящие кубки из многоцветного стекла того же времени украшались персонажами классической мифологии.

Палеологовская империя стремилась поддерживать былой престиж своего имени. Несмотря на утрату прежнего статуса мировой державы, её императоры не переставали считать себя наследниками римских августов и предстателями христианского мира перед Богом. Однако материальных ресурсов, питавших эти притязания, у них уже не было.

Последние сто лет своего существования Византия не чеканила золотой монеты. Доходы империи, обескровленной засильем иноземцев в экономике, разоренной гражданскими войнами, нашествиями сначала сербов, а затем турок-османов, стремительно сокращались. Источники этого времени рисуют печальную картину упадка благосостояния практически всех слоев общества. Императорский двор не составлял исключения.

Легендарное "золото Византии" превращалось в метафору, всё более становясь символом духовных богатств, накопленных и сберегаемых Церковью. Теперь, как никогда раньше, в них видели единственную опору для христианина в разрушавшемся на глазах мире. Его сплачивала уже не призрачная власть императоров, но авторитет Церкви.

Соседние файлы в папке Ответы на вопросы к экзамену