Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
мальтус.rtf
Скачиваний:
16
Добавлен:
01.06.2015
Размер:
265.2 Кб
Скачать

Заключение

Не было ни одного учения, более опозоренного, чем учение Мальтуса. Проклятия не переставали сыпаться градом на голову того, кого уже современник его, Годвин, называл «этим мрачным и ужасным гением, готовым погасить всякую надежду рода человеческого».

С точки зрения экономической говорили, что все его предвидения были опровергнуты фактами, с точки зрения моральной, его учение насадило отвратительнейшую практику, и многие считают его ответственным за сокращение народонаселения в некоторых странах. Что следует подумать об этой критике?

Конечно, история не оправдала опасений Мальтуса: с того времени она не указала ни одной страны, которая страдала бы от перенаселения. В одних странах, во Франции, например, народонаселение лишь очень слабо увеличилось, в других — оно увеличилось сильно, но не опередило роста богатства.

Взять, например, ту самую страну, где Мальтус искал данных для своих выкладок — Соединенные Штаты. Полвека доля богатства каждого жителя Соединенных Штатов более чем учетверилась, хотя и население за тот же период времени тоже почти учетверилось (с 23 поднялось до 92 миллионов). Великобритания (Англия и Шотландия) времени Мальтуса (1800-1805 гг.) насчитывала 10 миллионов жителей, а ныне у нее насчитывается 40 миллионов. Если бы он мог предугадать такую цифру, он пришел бы в ужас. Однако богатство и благосостояние Великобритании тоже, вероятно, учетверилось.

Можно ли поэтому сказать, как это часто повторяют, что законы Мальтуса были опровергнуты фактами? Нет, не законы были опровергнуты, — они остаются неприкосновенными, — а предсказания, основанные на них.

Более поздние исследователи часто упрекали Мальтуса в том, что он предполагал постоянство издержек воспроизводства населения, тогда как на самом деле они являются растущими (растут издержки на воспитание и особенно ан образование, на компенсацию упущенного заработка матери). Это ведет к тому, что в развитых странах рождаемость падает по мере увеличения ВНП на душу населения, что снимает проблему, занимавшую Мальтуса. То, что Мальтус называл предупредительным препятствием, приняло во многих развитых странах такие размеры, что социологов и экономистов занимает не опасность безграничного размножения, а опасность регулярно и повсюду уменьшающейся рождаемости. Задача заключается в том, чтобы отыскать причины этого явления. Все, впрочем, согласно признают, что причины эти социального характера.

Надо отметить, что Мальтус не отрицал этой возможности для общества будущего.

Отдельно стоит обратить внимание на то, что для некоторых развивающихся стран проблема чрезмерной рождаемости сегодня так же актуальна, как во времена Мальтуса. Сегодня в этих странах рождаемость так же велика, как в аграрных странах прошлого, а смертность столь же низка, как в современных индустриальных странах. По мере экономического роста эти трудности будут постепенно изживаться, но, тем не менее, еще несколько поколений людей в этих странах неизбежно будут стоять перед выбором: либо рост их населения будет контролировать голодом и болезнями, либо им придется прибегать к искусственному ограничению рождаемости, противоречащему их религиозным обычаям. Сократить этот период им может помочь опыт современного Китая, в котором экономические преобразования начались с успешных реформ в сельском хозяйстве, разрушивших важный для Мальтуса миф о законе убывающего плодородия почвы.