Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
21-02-2013_19-11-15 / Лекции по КСЕ студентам ГМУ / Лекция 1. Наука и не-наука.doc
Скачиваний:
45
Добавлен:
27.05.2015
Размер:
190.46 Кб
Скачать

Вопрос 2. Вненаучные теории и практики: критический анализ

(продолжительность – 50 минут)

Перейдем теперь к рассмотрению антипода науки – к тому, что называется вненаучным знанием. Вненаучное знание – это огромное море самых разнообразных теорий, концепций, гипотез, идей, практик и даже целых квази-наук, которые объединяет то, что они не признаются научным сообществом в качестве научных.

Вненаучное знание не принимается в науку потому, что не отвечает тем или иным критериям научности, не разделяет отдельные принципы науки, вступает в противоречие с НКМ. Если говорить более строго, то вненаучному знанию присущи следующие особенности:

    1. несоответствие одному или нескольким фундаментальным онтологическим допущениям (принципам) современной научной картины мира (например, закону сохранения энергии, принципу причинности и др.);

    2. несоответствие гносеологическим стандартам (идеалам и нормам науки, критериям научности) научного знания (в частности, идеалам эмпирической проверяемости, доказательности, непротиворечивости, фальсифицируемости);

    3. получение вне рамок института науки с нарушением общепринятых методологических норм (например, неправильная математико-статистическая обработка результатов, неверное составление выборки, нарушение правил проведения эксперимента и т.д.).

Среди этих знаний можно выделить следующие разновидности:

1. Ненаучные знания – это такие знания, которые не претендуют на принадлежность к науке, поскольку вырабатываются вне рамок науки и ненаучными способами. К ненаучным знаниям прежде всего относят обыденное и художественное знание. Обыденное знание вырабатывается в повседневном опыте человека, для него характерны такие особенности, как низкая степень систематизированности, фрагментарность, алогичность, противоречивость, индифферентность к независимой опытной проверке, неполнота и др. Обыденное познание нередко наполняется предрассудками и стереотипами, выступающих в качестве эмоционально заряженных предвзятых мнений и сквозь призму которых люди воспринимают мир в искаженном свете. Наиболее распространены гендерные («Женщины болтливы», «Все мужчины подлецы» и т.п.), расовые, этнические («Кавказцы агрессивны»), профессиональные («Все чиновники взяточники») стереотипы и предрассудки. Нельзя сказать, что все они полностью неадекватны, напротив, во многих из них содержится «правда жизни», однако, во-первых, получены они стихийно, без соблюдения методологических норм науки, во-вторых, являются плодом незаконной экстраполяции особенностей, выявленных у единичных индивидов, на всю группу (по механизму неполной индукции).

Художественное знание вырабатывается в искусстве, является результатом художественного творчества, для него характерны образность и чувственность, ведь цель искусства – воздействие на чувства человека. И хотя художник может заложить в свое произведение и научные знания, например, включить в художественный текст сведения из астрономии, физики или психологии, но ясно, что научное просвещение далеко не самая главная задача искусства. Понятно, что писатель может также представлять и ненаучные знания, населять свои произведения фантастическими существами, наделять героев сверхвозможностями, но читателю ясно, что тут нет претензии на научность, что мы имеем дело не с реальным, а с вымышленным миром, где автор-творец может на свой лад менять известные законы физики, биологии или психологии.

2. Лженаучные – это такие знания, которые являются результатом умышленного искажения, подтасовки результатов научного или околонаучного поиска. Наиболее известный пример – «мичуринское учение», созданное в советской генетике Т.Д. Лысенко, и предполагавшее, в частности, возможность наследования приобретённых признаков, скачкообразное «перерождение» одного вида в другой. Однако намного чаще лженаучные конструкты в рамках конкретной теории перемешаны со знаниями, вполне отвечающими стандартам научности, поэтому отделить первые от вторых можно, как правило, не сразу, а через достаточно длительный промежуток времени, когда «суд истории» уличит учёного в искажении результатов исследования. В истории психологии близкими к лженаучным можно считать, например, представления Ф. Месмера о «животном магнетизме» и близкие им воззрения В. Райха об «энергии оргона», неподтвердившиеся факты об огромной значимости «сублиминального» (подпорогового) влияния визуальных и аудиальных стимулов на поведение человека21. Источником лженауки является подмена целей деятельности ученых: вместо поиска истины они руководствуются стремлением к славе, карьерному росту, престижу, с целью достижения которых прибегают к подтасовке фактов22.

3. Антинаучные знания не просто выходят за рамки науки, а вступают с ней в явную конфронтацию, отрицая законность хорошо обоснованных, подтверждённых опытом конкурирующих (т.е. относящихся к тому же предмету исследования) научных знаний. Сегодня, в век торжества науки, такие знания довольно редки, тогда как раньше, особенно в эпоху средневековья, имели широкое распространение. Тем не менее, и в наши дни можно встретить веру в домовых, леших, русалок и т.п., в целительные свойства амулетов и разнообразных экстравагантных снадобий23, представления о наличии подземного и небесного царств24 и пр. К анти-научным психологическим знаниям, на наш взгляд, следует отнести, в частности представления об астрале, посмертном существовании душ, реинкарнации, порче, которые явно противоречат современной научной картине мира, однако, их ненаучность не означает их однозначной ложности в силу того, что психика, душа, мозг до сих пор во многом таинственные и загадочные феномены.

4. Квази(псевдо-, пара-)научные знания представляют собой, пожалуй, самый многочисленный «отряд», состоящий не только из отдельных гипотез или концепций, но включающий и целые паранауки (астрология, алхимия, евгеника, френология), в которых, хотя и можно найти рациональные, совместимые с наукой идеи, всё-таки превалирует далёкое от норм науки знание. Важнейшая особенность квазинаучных знаний в их внешнем соответствии некоторым стандартам (критериям) научности, в частности, астрология отвечает таким нормам науки, как системная стройность, стремление к поиску причинных связей, возможность опытной проверки. Иными словами, псевдонауки стремятся подделаться, мимикрировать под науку, ориентированы на внешнее подражание ей. Однако в своём фундаменте псевдонаука имеет положения, несовместимые с научной картиной мира: например, астрология не может рационально обосновать, почему за каждой планетой закреплены те или иные конкретные особенности, влияющие на жизнь людей, не ясен также сам физический механизм, посредством которого светила детерминируют события в социальном и индивидуально-личностном мирах. В психологии также немало как отдельных псевдонаучных идей (например, таковы многие положения ортодоксального фрейдизма: о повсеместной зависти женщин к мужчинам в связи с наличием у последних пениса, о сексуальной детерминации всех человеческих поступков, об адекватности однозначно-знаковой трактовки образов сновидений, о первобытном отцеубийстве как причине зарождения тотемизма и пр.), так и целых псевдонаучных теорий, к числу которых можно отнести, в частности, христианскую и трансперсональную психологию.

Кроме астрологии (вера во влияние на человека и общества расположения звезд и планет) к паранауке можно отнести следующие знания:

  • нумерология – вера в мистические свойства чисел (мое знакомство с Ольгой Купцовой – троекратное совпадение числа 14, здесь же и день рождения жены, и дочери, и номера квартир, в которых я жил, и гадание по «И-Цзин»);

  • хиромантия – вера, что судьба человека записана на его ладонях и практика предсказания этой судьбы;

  • мистическая семиология – вера в судьбоносные знаки – редкие, необыкновенные события, которые способны указать нам, что делать или не делать (обмен квартир с Филипповыми – совпадение имен (Ира и Саша) и профессий (философ и историк))

  • ясновидение (проскопия) – вера в то, что будущее уже каким-то образом дано и его можно увидеть и предсказать (Нострадамус, Ванга, Мессинг, писатель Морган Робертсон предсказавший в романе «Тщетность, или гибель «Титана» реальную катастрофу «Титаника» и это за 14 лет до катастрофы).

К паранауке относятся не только сложные и запутанные концепции типа астрологии, но и отдельные идеи, которых очень немало (астрал, реинкарнация (переселение душ), бессмертие души, карма, синхронистичность, места силы, гиблые места, вещие сны, порталы в параллельные миры).

Также к паранауке относят и веру в приметы, которая вездесуща. Есть не только общенародные приметы (черная кошка), но и частные приметы, в которые верят люди той или иной национальности или профессии. Например, у пожарных отмечают такие приметы:

  1. нельзя чистить сапоги перед дежурством, иначе обязательно случится выезд;

  2. нельзя брать в пожарную машину женщин;

  3. нельзя надевать новую одежду, иначе случится пожар;

  4. нельзя мыть голову после возвращения с вызова, иначе случится новый вызов в это же дежурство;

  5. нельзя на дежурстве ложиться спать сразу после отбоя в 23.00, обязательно случится выезд; поэтому многие пожарные ложатся спать в 2-3 часа ночи;

  6. за неделю до отпуска много вызовов;

  7. если с утра начинает "катить", то вызовы будут до конца дежурства;

  8. нельзя при заступлении на дежурство протирать маячки на машине, иначе на пожаре обязательно будет труп;

  9. нельзя вступать в интимные отношения с женщинами перед дежурством; женатым мужчинам нельзя даже просто спать с женой на одной кровати;

  10. перед началом дежурства машина должна быть чистой;

  11. если в диспетчерскую заходит кот и мяукает, значит будет вызов на пожар;

  12. перед сменой нельзя стирать одежду, в которой нужно выходить на работу;

  13. во время смены нельзя мыть каску;

  14. ходить на работу нужно только одной дорогой;

  15. если по дороге на пожар кошка перебежит дорогу, водитель должен перевернуть фуражку козырьком назад и проехать так метров двадцать, затем повернуть обратно;

  16. после пожара нужно намочить волосы и пригладить их, тогда выездов больше не будет;

  17. при уходе с работы нельзя говорить остающимся "Счастливо поработать!";

  18. пожарные не любят слово "счастливо";

  19. при уходе с работы нельзя говорить "Не горите!";

  20. остающимся на дежурстве нужно пожелать "сухих рукавов";

  21. нельзя ничего брать себе с пожара;

  22. нельзя получать что-то новое из обмундирования (каску, рацию) перед дежурством, потому что это придется "обновлять" на пожаре.

Ясно, что приметы не всегда «сбываются». Народная мудрость фиксирует лишь некоторые тенденции, схваченные в массовом сознании закономерности, некоторые наиболее вероятные траектории развития событий. Потому если вам перебежала дорогу черная кошка, то совсем не обязательно случится какая-то неприятность. Однако лучше, все-таки, прислушаться к негативной примете и стать более осторожным, внимательным. Летом 2010 года я сбил кошку, которая внезапно выскочила на дорогу из кустов. Это была не черная кошка, но все равно я понял, что тут что-то не так. Отчего кошка бросилась под колеса машины? Может, хотела о чем-то предупредить, предостеречь? И я решил ехать далее более внимательно, да и вряд ли мог ехать как обычно – гибель животного меня довольно сильно потрясла. И километров через 20-30 совсем уже на другой дороге (а я продолжал ехать осторожно и медленно) на дорогу вышли внезапно две или три женщины, и я спокойно притормозил их и пропустил. Возможно, кошка хотела предупредить об этих женщинах, а может и о каком-то другом происшествии, которое непременно бы случилось бы, если бы я не стал ехать осторожнее и медленнее после «встречи» с кошкой.

Из этой истории мы видим, что приметы не фатальны, приметы – это нередко знаки-сигналы, предупреждающие о приближающейся опасности, но наступление негативного события лишь вероятно, и если увидев примету и поняв ее смысл, мы скорректируем свое поведение, изменим намерения, повысим уровень чуткости и осторожности, то плохого события можно избежать.

Критикуя паранауку, надо помнить, что и наука не так уж безгрешна. В частности, наука довольно консервативна и новые истины с трудом пробивают себе дорогу, преодолевая инерцию мышления ученых, их консерватизм. История науки показывает, что нередко новые истинные идеи годами не могут получить статус научных. Например, Грегор Мендель открыл законы наследственности еще в 1865 году, но его статьи проигнорировали, и только через 35 лет открытие Менделя было признано и вошло в науку. Долгие годы врачи не верили доктору Илизарову и открытому им новому методу лечения переломов, ведь он покусился на догмы столетней, если не тысячелетней давности. Врачи думали, что при переломе лучшее – это обездвижит сломанную конечность, а Илизаров предложил позволять больному с первых дней ходить на сломанных ногах. Считалось, что кость срастается 3-4 недели, а у Илизарова кости срастались за 1 неделю. И поверили ему только тогда, когда за его плечами были сотни операций, сотни излечившихся пациентов.

Также надо помнить, что, с одной стороны, ученые нередко не признают идей или фактов, которые потом становятся истиной (отрицание Парижской Академией наук существования метеоритов), и, наоборот, признают явления и сущности, которые потом оказываются фантомами (теплород, флогистон, мировой эфир).

Иначе говоря, нельзя абсолютизировать современную научную картину мира, надо помнить, что в ней есть не только истинное знание, но и ложное. И также в современном вненаучном знании есть идеи и концепции, которые могут потом получить признание большинства ученых.

К числу перспективных идей, которые могут в ближайшем будущем войти в состав науки, можно отнести идею Информационного поля вселенной (ИПВ) – подробнее о ней в моей статье о художественном творчестве – в том же сборнике «Проблемы духовной культуры».

Истоки идеи Информационного поля Вселенной (в дальнейшем – ИПВ) коренятся в далеком прошлом человечества – в эпохе Древнего мира. Как у античных, так и у восточных мыслителей без труда можно отыскать «зародыши» представлений о Вселенском Сознании, будь то слова Фалеса, что «Вселенная одушевлена и одновременно полна божеств»25, или платоновский мир «занебесных идей», или китайские представления о Дао как законе бытия космоса, или древнеиндийский Брахман как то, откуда приходят и куда возвращаются все вещи.

ИПВ аналогично гравитационному и электромагнитному полям. Носителями информационного взаимодействия выступают частицы, называемые либо сапионами, либо психионами. Эти частицы способны проникать сквозь все препятствия (как нейтрино), распространяться и перемещаться с огромной скоростью (возможно, близкой к бесконечной, т.е. как гравитоны), лишены массы покоя (как фотоны).

Исследователи отмечают, что ИПВ обладает голографической природой, а потому «в любой точке Мироздания содержится информация обо всех событиях и сущностях Вселенной»26. Таким образом, потенциально каждый человек имеет возможность получить любую нужную информацию, находясь в любом месте Вселенной.

Однако, хотя и все люди подключены к ИПВ, но большинство не способны черпать информацию из него, поскольку между их сознанием и подсознанием стоит так называемая «заглушка» -- некий «ментальный фильтр», препятствующий получению информации из подсознания, а, значит, и из ИПВ. Однако если «заглушка» не идеально перекрывает информационный канал между сознанием и подсознанием, то «в сознание человека может поступать информация из подсознания человека, а значит, из Информационного поля Вселенной. Такой человек является ясновидящим…»27. Соответственно, художник, способный слышать «высшие голоса», также подобен ясновидящему, телепату и другим экстрасенсам и мистикам.

Некоторые исследователи отмечают, что ИПВ состоит «из позитивных и негативных неосязаемых сущностей, данных нам в осознании. Мы можем их осознавать, «чувствовать» разумом, но не можем их слышать, видеть, осязать и т.п. К ним относятся: интеллект и интуиция, добро и зло, альтруизм и эгоцентризм, информация, инстинкты и т.п. Сущности духовно-энергетического поля не имеют таких характеристик, как форма, объем, масса, заряд и другие, которыми характеризуются физические материальные объекты»28.

Общий же вывод таков: «Человек не автономная часть Вселенной, а небольшой ее островок. Его основа -- это сгусток Информационного поля Вселенной, который приобрел некую индивидуальность.. Этот сгусток, эта форма-голограмма, эта душа и есть основа личности. Личность может реализоваться такой, как она задумана, запроектирована только в том случае, если человек не нарушает законы Вселенной, если он развивается в гармонии с ними»29.

Скептик, критикуя идею ИПВ, конечно скажет, что это поле не зафиксировано никакими приборами, и потому оно не существует. Однако тогда он должен признать, что нет и гравитационного поля, поскольку его носители – гравитоны – также никем никогда не наблюдались, не были «пойманы» ни одним детектором частиц. Так почему же мы признаем гравитационное поле, а информационное поле отрицаем? Скептик скажет, что с помощью идеи гравитационного поля мы можем непротиворечиво объяснить такие явления, как движение планет, падение тел и т.п., однако же и с помощью идеи ИПВ также непротиворечиво объясняется широкий круг феноменов – ясновидение, вдохновение (откуда Розенбаум брал свои казацкие песни, почти ничего не зная о казаках?), явления синхронии (моя встреча с Еленой Кравцовой), знаки судьбы (двойное ранение Кутузова в голову).

То же самое можно сказать и об идее Бога. Еще каких-то 300 лет назад за атеизм ученый мог быть не только отстранен от преподавания, но и подвергнут тюремному заключению и даже смертной казни. Однако в эпоху Просвещения начинается сначала борьба с церковью, а потом и с идеей Бога. И если 300 лет назад ученый не осмеливался признаться в атеизме, то сегодня многие боятся открыто сказать, что они верят в Бога. И однако же многие великие ученые были верующими, и не только раньше, в эпоху господства религии в духовной жизни, но и в 20-м веке. Вспомним имена Эйнштейна, Шредингера, Гейзенберга. У нас в стране только после 1991 года ученые получили право на свободомыслие, и сегодня уже не мало физиков, астрономов, химиков, биологов, психологов открыто заявляют о вере в Бога.

И это не слепая вера, а вера зрячая, имеющая основания и в науке. Причины увеличения числа ученых, верующих в Бога, многообразны – это и мода, и надежда на загробную жизнь, но есть и чисто научные причины. С одной стороны, трудности теории Дарвина в объяснении эволюции и происхождения человека (дарвинизм не может объяснить, зачем в условиях первобытной жизни человек приобрел такие вредные черты, как тонкая ранимая кожа, почему лишился волосяного покрова, клыков и пр.). С другой стороны, утверждение антропного принципа, из которого вытекает неслучайность появления жизни и разума в нашей Вселенной. Даже изучение воды показывает, что она является аномальной жидкостью, и что все ее аномальные, уникальные свойства заданы для того, чтобы вода могла стать основой жизни.

Таким образом, при оценке вненаучных идей и концепций надо проявлять осторожность, уметь отделять зерна от плевел, т.е. перспективные концепции и идеи, которые потенциально способны стать научными (идея ИПВ), необходимо отделять от явно антинаучных (новая хронология Фоменко, вера в леших, домовых, русалок и т.п.).

Наконец, следует сказать о причинах неувядающей популярности паранаучных концепций, а таких причин довольно много: