Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
И.Н.Пятницкая Общая и частная наркология.doc
Скачиваний:
221
Добавлен:
20.05.2015
Размер:
10.08 Mб
Скачать

9.1. Действие психоделических веществ

Опьяняющий эффект возникает при приеме количеств, из­меряемых миллиграммами. Для ЛСД это 50—200 мг, мескали-на — 200—500 мг, псилоцибина — 10—50 мг, циклодола — 6— 8 мг. В некоторых случаях количество измерить не удается. Так, содержание каннабиолов колеблется в траве гашиша в пределах 0,5—5%, смоле гашиша — 2—10 %, масле — 10— 30 %; торговые образцы содержат эти составляющие в различ­ной доле. При курении действующие начала теряются с ды-ькэм и в организм поступает 10—23 % от возможной дозы IHollister L., 1986]; «умение экономить» дым осваивается не

313 сразу. По данным Wu Tzu Chin и соавт. (1988), при курении у гашишистов объем затяжки больше на 2/3, глубина — на '/3, продолжительность затяжки — в 4 раза больше, чем у куриль­щиков табака. Сила наркотического действия зависит также от места произрастания, способа хранения, поэтому наркома­ны находят достаточную для себя дозу по действию каждого нового образца, выделяя при этом не только «сильную» и «слабую», но и, по неприятным сопутствующим эффектам, «легкую» и «тяжелую» [Киселева Л. Т. и др., 1987]. Последнее, вероятно, определяется фальсифицирующими примесями.

Скорость появления субъективных и объективных призна­ков опьянения колеблется от нескольких минут (ЛСД) до 15— 30 мин (псилоцибин, мескалин, циклодол, пероральный при­ем гашиша). Практически мгновенно наркотический эффект возникает при вдыхании паров ЛНДВ, дыма гашиша.

Изменение сознания при приеме психоделических препара­тов представлено чаще делириозной формой; в ряде случаев помрачение достигает глубины сумерек и пробуждение опья­невшего невозможно. Вместе с тем вероятны онирическое рас­стройство сознания, прочие характерные для онейроида сим­птомы (космическая, религиозная, мистическая тематика пере­живаний, ступор и пр.), когда опьяневший «находится в зри­тельном зале, а не на сцене», наблюдая за происходящим со стороны. Примечательно, что во многих случаях, особенно по­сле интоксикации ЛСД, мескалином и псилоцибином, воспо­минания о перенесенном многообразны, ярки и обильны, что подтверждает онирический тип изменения сознания. Нужно подчеркнуть, что онирическое изменение сознания наблюдается при интоксикации только психоделическими наркотиками.

Восприятие злоупотребляющих характеризуется не только искажением и насыщенной или ослабленной эмоционально­стью. Возникает внутренняя картина, восприятие без внешне­го раздражителя — скользящие эйдетические образы с закры­тыми глазами, музыка, голоса «внутри» с самой необычной локализацией. Часто наблюдаются синестезии — когда звук «видят», а цвет, образ «слышат»; извращение восприятия — холодное кажется горячим, гладкое — колючим. Нарушается внутренняя перцепция; необычайны ощущения схемы тела, размеров, расположения отдельных его частей вплоть до чув­ства отделенности от тела конечностей, мозга и пр. Тело ка­жется измененным в своей массе, кажется, что можно поле­теть1. Меняются восприятие времени, пространства, соотно-

1 Нередки случаи выпадения из окон и балконов с целью «поле­тать» (для окружающих это — беспричинное самоубийство), в связи с чем можно говорить о симптоме. При таких «самоубийствах» необ­ходим химический анализ, а не поиски несчастной любви, конфлик­тов и т. п.

314

щения окружающих предметов, их форма, масса, плотность, текстура. Теряется различие между болезненными представле­ниями и реальностью. Описаны переживания ужаса, виталь­ной тоски, бессмысленности жизни, приступы неуправляемой агрессивности, случаи самоубийств и убийств во время опья­нения и в последующие несколько суток. Иногда же отмеча­ются ощущение сверхсчастья, близости к Богу, неизъяснимо­го восторга.

Примечательно, что эйфория при опьянении некоторыми психоделическими веществами (ЛСД) не включает заметным образом соматический компонент удовольствия, а пережива­ниям даже сильных аффектов не соответствует двигательная активность. Блаженство и восторг переживаются экстатиче­ски, с застыванием. Наиболее глубокое поражение — наруше­ние сознания своей личности, которое можно представить как раздвоение, чуждость и даже потерю. Иногда деперсонализа­ция принимает причудливые формы: ощущение себя лицом противоположного пола, неодушевленным предметом, суще­ством, «рассеянным в планетарных лучах». Психические про­цессы приобретают автоматичность, становятся неуправляе­мыми, сноподобными. Спонтанно всплывает в представлени­ях, казалось бы, давно забытое; нейтральное предстает как значимое, значимое — как безразличное; значения приобрета­ют противоположный смысл. Концентрация внимания невоз­можна.

Эти общие для психоделического отравления субъективные переживания варьируют в зависимости от дозы и вида препа­рата. Так, в эксперименте на себе с мескалином С. П. Рончев-ский (1937—1941)1 отметил особое расстройство сознания и нарушения восприятия, но не нарушение аутопсихической ориентировки. «Сознание заполнено субъективными образа­ми, и нити, связывающие нас с окружающим, как бы обрыва­ются... происходит поворот всей психической установки с ре­альных объектов на собственные переживания... меняется со­отношение психизмов, утрачивается их слитность... нет оглу­шения, обедняющего переживания и снижающего критику и самоотчет... Сознание нарушено во всех направлениях, кроме полной сохранности ядра личности... Подавляются наивыс­шие инстанции контроля и мышления... Восприятия яркие, сочные... Метаморфопсии, изменение схемы тела, синестезии, ритмическое движение предметов... меняющаяся перспекти­ва... пресыщение сознания иллюзиями и галлюцинациями, частью ясно проецированных наружу, идет на фоне затрудне-

' С. П. Рончевский погиб на фронте ВОВ. Его работы, по большей части неопубликованные, хранятся в библиотеке Военно-медицин­ской академии (С.-Петербург).

315 ния в производстве сложных интеллектуальных действий (счет)... Трудно формулировать мысли... легкая эйфория, пас­сивная созерцательность, внимание только на переживаниях, отсутствие активности, направленной вовне, галлюцинации чувственно ярки, помнятся много лет, повторяются в снови­дениях... Увеличенные дозы ведут к онейроиду или делирию (но без двигательного возбуждения)...».

Достаточно полно — и динамика наркотического эффекта, и развитие наркоманической зависимости — в настоящее вре­мя изучены наиболее распространенные формы злоупотребле­ния психоделическими средствами: гашишизм [Дурандина А. И., 1965, 1975; Пятницкая И. Н., 1970, 1975; Колесников А. А., 1978, 1982; Коломеец А. А., 1981, 1987; Мадиева М. С., 1989], злоупотребление циклодолом [Иванов В. И., 1980], бензином [Узлов Н. В., 1987], ЛНДВ [Москвичев В. Г., 1989— 2002], кетамином [Найденова Н. Г., 1999—2002].