Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КурсоваяМатериал.docx
Скачиваний:
49
Добавлен:
17.05.2015
Размер:
170.43 Кб
Скачать

6.2. Исторические трактовки государства и становление его современного понимания

В современном мире насчитывается около 200 государств, самому "старому" из которых более двух тысячелетий (Япония с неизменной императорской формой правления), а самому "юному" - всего лишь несколько месяцев (Южный Судан). А всего в истории человечества насчитывалось свыше трех тысяч государств с самыми различными формами правления, территориального устройства и политическими режимами.

В далеком прошлом государство и общество практически не разделялись, более того, их отождествляли, воспринимая как органическое единство, имеющее одно высшее начало. В Древнем Китае, например, считалось, что государство является земным продолжением Неба, которое распростерло над Поднебесной свою власть. Небо рассматривалось верховной всеобщностью, универсальным регулятором, в котором соединены разум, целесообразность, добродетель и высшая справедливость, руководящая государством. Властные связи уподоблялись семейным отношениям, где главным условием было беспрекословное подчинение младших старшим. Подобным образом представления о государстве как воплощении небесного царства формировались в Египте, Вавилоне, Персии, Индии и в других странах Древнего Востока.

Европейская наука о государстве закладывалась в античном обществе. В сознании мыслителей Древней Греции преобладали возвышенные представления о государстве как выразителе общих для всех свободных членов общества интересов (Платон), воплощении общего блага и справедливости (Демокрит), сообществе совершеннейшей жизни (Аристотель). Именно государство, по мнению последнего, является приучающей человека к добродетели школой.

Практицизм римлян сказался в определении ими целей государства. Оно уже не рассматривалось, как в греческих постулатах, сосредоточением всех умственных и нравственных интересов граждан. Его задачи более приземленные - быть союзом людей, желающих жить вместе. Марк Туллий Цицерон подчеркивал: "Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов". Древний Рим утверждал образ государства как определенным образом интегрированной и упорядоченной территории, где царят организованность, дисциплина и иерархия.

В Средневековье Фома Аквинский вновь воскрешает идею об "общем благе" как высшей государственной цели, которая может быть достигнута соблюдением всеми предписанной Богом обязанности подчиняться правителям, олицетворяющим собой государство. Предпочтение в выборе формы государства следует отдать монархии, которая должна блюсти порядок, установленный Богом.

Никколо Макиавелли одним из первых отметил несовпадение территорий проживания народов с государственными границами и сформулировал стратегию объединения политически раздробленной Италии на основе наличия следующих необходимых условий: сильный лидер; сильная национальная армия; единые символы, воссоздающие единую национальную идею; психологическое единство.

До Макиавелли для обозначения государства использовалась конкретная терминология, не обладавшая формально обобщенной понятийной силой: "полис", "полития", "цивитас", "империя", "земля", "королевство", "княжество", "деспотия", "халифат", "ханство", "республика", "правление" и др. Основатель политической науки, занявшись изучением реальной организации государства, отходит от классической традиции широкого значения государства и использует специальное понятие для обозначения верховной власти - "stati", выводя его, вероятнее всего, от лат. "status" как устройство, структура, порядок или состояние*(30).

Уже светское понимание государства, также связывая его суть с сознательными проявлениями человеческой воли ради достижения общего блага, сосредотачивается на юридической основе высшей власти, которая призвана гарантировать равенство людей и их особый суверенитет. Государство определяется Гуго Гроцием как совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы. Джон Локк отстаивал убеждение в том, что государство - это совокупность людей, объединенных в одно целое под воздействием ими же самими установленного закона, создавших судебную инстанцию, которая правомочна добиваться улаживания конфликтов между ними и карать преступников. Государство, по его мнению, тем и отличается от иных форм коллективности (семей, господских имений, хозяйственных артелей), что только оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общего блага создавать законы, вводить санкции для регулирования отношений и сохранения собственности, а также право применять силу для соблюдения этих законов и защиты государства от нападения извне.

Несколько позднее на фоне социальных потрясений, вызванных последствиями буржуазных революций, заметны усилия внедрить вместо идей общественного согласия концепции, в соответствии с которыми государство является воплощением универсального разума, справедливого закона, нравственности и т.п. Оно представляет собой высшую действительность нравственной идеи (Г. Гегель), союз множества людей под управлением правовых законов (И. Кант), верховный человеческий союз, образующий единое, постоянное и самостоятельное начало (Б.Н. Чичерин).

Субъективизм таких позиций очевиден современным исследователям истоков государствоведения, он связан со стремлением выявить понятие государства не в его исторической действительности, а в идеале, через идеальные цели, которые государство должно преследовать в своем предназначении и воплощением которых обязано задаваться. В реальности государство чаще всего не является нравственным идеалом, далеко не всегда стремится к общему благу или к счастью всех своих подданных. Его назначение, указывалось в европейском государственном праве на рубеже XIX-XX вв., - служить практическим задачам: политическим, правовым и культурным. И соответственно для определения государства необходимо избирать те очевидные признаки, которые "не возбуждают споров" (Е.Н. Трубецкой).

Исходными характеристиками, определяющими особые черты государства, были признаны:

- власть, самостоятельная и исключительная на определенном пространстве;

- народ - совокупность лиц, подчиненная высшей власти;

- территория, на которую распространяется юрисдикция высшей власти*(31).

Собирательным прагматическим воззрением этой эпохи на государство может послужить определение, приведенное известным энциклопедическим словарем в конце XIX в.: государство - это "организация оседлого населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося одной и той же власти"*(32).

Данная триада в последующем столетии присутствует в определениях государства постоянно, варьируясь в зависимости от политических воззрений составителей, тоталитарной или общедемократической фразеологии и тех задач, которые перед исследователями ставили. Особо выделяется период заидеологизированного государствоведения, для которого характерным было политическое оформление понятийного аппарата и безраздельное господство позиции, рассматривавшей государство как орудие политической власти в классовом обществе. Государство объявлялось особой территориальной политической организацией, в которой материализуется публичная и суверенная власть господствующего класса, призванная обеспечить условия такого господства над всем населением.

Современные трактовки государства основываются на его видении в качестве законной и особой организации всего общества, призванной координировать интересы различных групп и слоев населения, разрешать возникающие социальные противоречия и с помощью механизма легализованного принуждения проводить в жизнь "общие дела".

Отметим, что следует различать два зачастую смешиваемых и нередко используемых как синонимичные понятия - "страна" и "государство". Понятие "страна" скорее относится к культурным, общегеографическим (общность территории), другим факторам и в силу этого носит менее официальный характер. Вполне возможны случаи, когда одна страна могла быть представлена двумя и более государствами (Германия до 1990 г. состояла из ГДР, ФРГ и Западного Берлина; Йемен был объединен в единое государство также в 1990 г.; Корея до сих пор разделена на КНДР и Республику Корея, и т.д.). Подобное различие существует, в частности, в европейских языках. Так, в английском языке используются слова "country", которое ближе к понятию "страна", и "state" (государство). Хотя в определенном контексте, как и в русском языке, они могут выступать как взаимозаменяемые.

История восприятия, понимания и толкования сути государства показывает, что это неоднозначное, сложное и противоречивое явление, познание которого не допускает простых либо годных на любые случаи определений, чаще всего раскрывающих существующие, но лишь отдельные признаки государства.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]