
Глава IV.
ИННОВАЦИИ В РОССИЙСКОЙ НАУКЕ
Развитие инновационного процесса в России
В настоящий момент в российской экономике наблюдается диспропорция между наличием инновационных возможностей и их реальным воплощением на практике. Немногие предприятия России имеют сильный инновационный потенциал, но еще меньше могут эффективно его использовать. Проблема связана с отсутствием комплексных исследований, методологических разработок и концептуальных подходов к оценке инновационного потенциала и эффективности его использования. В виду этих причин, исследование потенциала предприятия является актуальной задачей [Попов Е.В. Рыночный потенциал предприятия. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика». 2002. 559с.].
Сложность определения инновационного потенциала обусловлена различным пониманием данного термина учеными и отсутствием комплексных методических исследований в этой области.
Раскрытие сущности понятия "инновационный потенциал" целесообразно осуществлять через определение его составных категорий. Понятие "потенциал" происходит от латинского слова "potentia", которое означает силу, мощь, возможность, способность, существующую в скрытом виде и способную проявиться при определенных условиях. В физике понятие "потенциал" характеризует величину потенциальной энергии в определенной точке пространства. При этом потенциальная энергия – это запас внутренней энергии, которым тело располагает благодаря своему состоянию, или энергия взаимодействия тел системы, определяемая их взаимным расположением в пространстве. В более широком смысле потенциал – это совокупность факторов, имеющихся в наличии, которые могут быть использованы и приведены в действие для достижения определенной цели, результата. Причем потенциал может быть явным и скрытым, используемым или неиспользуемым.
Инновация в соответствии с Международными стандартами в статистике науки, техники и инноваций – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам [ ].
Принимая во внимание вышеизложенное, категорию "инновационный потенциал" вполне можно трактовать как способность системы к трансформации фактического порядка вещей в новое состояние с целью удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей (субъекта-новатора, потребителя, рынка и т.п.). При этом эффективное использование инновационного потенциала делает возможным переход от скрытой возможности к явной реальности, то есть из одного состояния в другое (а именно, от традиционного к новому). Следовательно, инновационный потенциал – это своего рода характеристика способности системы к изменению, улучшению, прогресс:
к восприятию новой информации;
к приращению своих профессиональных знаний;
к выдвижению новых конкурентоспособных идей;
к нахождению решений нестандартных задач и новых способов решения стандартных задач.
Инновационный потенциал товара, услуги, группы товаров может быть подсчитан по формуле:
I = ППроизв. х ППотр.
uде:
I – инновационный потенциал,
ППроизв. – возможный объем производства инновационного товара (услуги), измеряемый в рублях,
ППотр. – возможный объем потребления инновационного товара (услуги), измеряемый в рублях.
Для регионов и областей инновационный потенциал будет определяться наличием производства или возможного производства инновационных товаров и услуг на территории данной области или региона.
Данная методика позволяет:
Определять наиболее перспективные направления инновационного развития, как относительно друг друга, в том числе и в сравнении с уже существующими товарами и услугами.
Определять приоритетные направления инновационной деятельности, а также поддержки ее со стороны венчурных и государственных инвестиций по критерию потенциальных доходов, в том числе, поступлений в бюджет.
Косвенно оценить бюджетные поступления от результатов инновационной деятельности по конкретному товару (услуги), а также по всей номенклатуре товаров и услуг – для региона.
Как известно, Правительство утвердило стратегию инновационного развития России на период до 2020 года [ ]. На первом этапе (2011-2013 гг) должна быть решена задача повышения восприимчивости бизнеса и экономики к инновациям в целом. На втором этапе (2014-2020 гг) предполагается проведение масштабного перевооружения и модернизации промышленности, формирование работоспособной национальной инновационной системы.
Результатом реализации стратегии должно стать создание эффективных материальных и моральных стимулов для притока наиболее квалифицированных специалистов, активных предпринимателей, творческой молодежи в сектора экономики, определяющие ее инновационное развитие, а также в обеспечивающие это развитие образование и науку.
Кроме того, ставится задача адаптации всех ступеней системы профессионального образования для формирования необходимых для инновационного общества и экономики компетенций и моделей поведения, повышение инновационной активности бизнеса. На этой основе будут обеспечены технологическая модернизация ключевых секторов, определяющих роль и место России в мировой экономике, и повышение производительности труда во всех секторах.
Источники финансирования инновационных проектов в России показаны на рис. 4.1.
Рис. 4.1. Источники финансирования инновационных проектов в России
Однако по мнению экспертов эта стратегия не содержит креатива, в ней нет целостной обоснованной идеи. Новая стратегия ничем не отличается от ранее принятых концепций, например, ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы" [ ].
Ситуация сложна еще и потому, что для реализации масштабных планов по инновационному развитию есть много помех [Инновации в ограниченном доступе. Т. Фомченков "РГ" - Федеральный выпуск №5523 (147) 08.07.2011].
Во-первых, система высшего профессионального образования до сих пор не рассчитана на выращивание "креативного" научного работника. Удельный вес России в общемировом числе публикаций в научных журналах с 1998 года снизился почти в два раза и замер к 2009 году на уровне 1,8%. Объекты интеллектуальной собственности сегодня составляют всего 2,8% экспорта технологий. Во-вторых, наша промышленность совершенно "неинновационна".
Однако в настоящее время инновационная деятельность в России страдает на всех этапах: от открытий фундаментальной науки до внедрения их в производство. По словам академика Татаркина А.И. [Внедрению инноваций в России мешает буквально все. Екатеринбург. 26.03.2010. Источник: nr2.ru], сегодня научному сотруднику из-за обилия работы в вузе со студентами времени для разработок, которые могли бы впоследствии стать инновациями, нет.
Но проблемы фундаментальной науки – ничто по сравнению с трудностями науки прикладной.
Самое больное звено в развитии инновационной деятельности – производство. В России 90% руководителей крупных компаний отрицательно относятся к введению инноваций на своих предприятиях. Они готовы работать с проектом, который можно внедрить прямо сегодня, но нести затраты на научные разработки не хотят. Проблема заключается в образовании руководящего состава предприятий. Промышленными предприятиями должны управлять технари. Финансисты и экономисты не понимают технологии производства, боятся инноваций. Тем более менеджеры-управленцы, взращенные современной системой высшего образования России, «готовы управлять всем, но ничем конкретно».
Кроме того, по мнению Татаркина, на данный момент в России инновации не выгодны предпринимателям в силу особенностей получения дохода от бизнеса.
Еще один враг инновация в России – само государство: «Государство перестает быть главным дирижером инновационного процесса. Сказав «а», правительство не торопится говорить «б» и массово внедрять экспериментальное апробирование инновационных разработок». Более того, инновационные процессы законодательно не обеспечены. Нет закона об этом виде деятельности, структуры госаппарата, занимающегося ею, возникают проблемы с патентами. В результате лишь 20% научных идей, которые выходят из учреждений образования и науки России, остаются в стране. Остальные уходят иностранным патентополучателям. «Пока инновационную систему законодательно не оформят, никто из чиновников палец о палец не ударит», – считает Татаркин.
И судя по последним решениям российских властей, на деле стимулировать инновации она не собираются. «В «Cтратегии развития-2020» предусмотрен ежегодный рост тарифов на железнодорожные перевозки, газ, электроэнергию на 8-30% ежегодно. Какая из этих отраслей будет заниматься инновациями, если у них и так доходы растут? Только население, чтобы платить меньше. Мы латаем дыры этих кампаний, компенсируем невежество их менеджеров за счет населения, – заявил Александр Татаркин и добавил – Если не сделать выводы, так и будем топтаться на пороге инновационного развития».
Все это привело к тому, что сегодня доля инновационной продукции в российской промышленности составляет всего 0,4%, а в Германии она достигает 4,6%. Сегодня беспокоит уже утечка не мозгов, а бизнеса, когда перспективные компании в полном составе переходят под юрисдикции других стран.
В качестве примера рассмотрим проблемы развития научно-технического потенциала Свердловской области. Она занимает одно из ведущих мест в России по следующим показателям:
по числу персонала, занятого исследованиями и разработками на 1 000 человек населения, Свердловская область в 2006 году занимала 12-е место среди регионов России;
по объёму отгруженной инновационной продукции в общем объёме отгруженной продукции Свердловская область занимает 5-е место в Российской Федерации – на предприятиях Свердловской области доля инновационной продукции в отгрузке составляет 10,1%;
академическая наука региона представлена 22 институтами Уральского отделения РАН. В Свердловской области работает 31 высшее учебное заведение. Отраслевая наука представляет собой разветвлённую сеть научно-исследовательских, проектных и конструкторских организаций различного профиля – в общей сложности 92 учреждения.
Государственная инновационная политика является неотъемлемой частью государственной социально-экономической политики Свердловской области. Главной целью долгосрочного (до 2015 года) развития инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры в Свердловской области является создание в регионе эффективно действующего инновационного комплекса, способного обеспечить укрепление позиций региона на мировом и отечественном рынках сырья и технологий, в том числе за счёт активного импортозамещения.
Инновационная деятельность рассматривается как важнейший ресурс производственно-технологического и социального развития Свердловской области, обязательное условие сохранения и инструмент мобилизации.
Для повышения роли науки в социально-экономическом развитии региона принят областной Закон «О государственной научно-технической политике Свердловской области» [Областной Закон «О государственной научно-технической политике Свердловской области» № 33-03 Принят Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области 11 марта 2001 г.], который явился первым законодательным актом на территории региона, направленным на поддержку деятельности учёных, научно-технических работников, на развитие научно-технической политики области. В настоящее время он приводится в соответствие с федеральным законодательством.
Предусматривается комплекс мер по созданию льготного режима деятельности для субъектов малого инновационного предпринимательства в «стартовый» период:
снижение ставок по налогам в части, зачисляемой в областной бюджет;
компенсация ставок по банковским кредитам, льготы по аренде помещений и оборудования;
ускоренная амортизация.
Органами государственной власти разработана и принята программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии и инноваций в Свердловской области на 2011 – 2015 годы» [Областная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии и инноваций в Свердловской области» на 2011 - 2015 годы. Утверждена постановлением Правительства Свердловской области]. В рамках реализации программы планируется получить не менее 40 новых инновационных продуктов (в том числе новые знания в области фундаментальной науки), а также 24 новых продукта (объектов коммерциализации) в сфере нанотехнологий.
Кроме того, планируется создание минимум 625-ти новых рабочих мест в высокотехнологичных отраслях экономики региона и привлечение внебюджетных средств в совокупном объёме не менее 380 млн. рублей. Ожидается, что к 2015 году будет функционировать не менее 39 новых производств, созданных при непосредственной поддержке областного правительства.
Для поддержки учёных ежегодно проводится вручение Демидовских премий выдающимся учёным России, вручаются Премии им. Черепановых по различным направлениям инженерной и научно-технической деятельности, стипендии Губернатора Свердловской области для студентов и аспирантов, проводятся конкурсы студенческих научно-исследовательских работ для поддержки наиболее талантливой молодёжи.