Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы урал, дополненные.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
17.05.2015
Размер:
380.42 Кб
Скачать

10 Верхотурье: история, памятники культуры. Роль Верхотурья как торгового, таможенного, административного, религиозного центра.

Начало Верхотурья

Еще австрийский посол Сигизмунд Герберштейн, дважды - в 1517 и 1526 гг. побывавший в России, писал в своих "Записках о московитских делах", что за горной цепью, разделяющей Европу и Азию, "находятся две крепости - Ером и Тюмень, которыми управляют властелины князья югорские, платящие (как говорят) дань великому князю московскому".

"Крепость Ером" - это, несомненно, "Неромкар", старинное вогульское городище, расположенное в верховьях Туры. Его название можно превести как "Каменный город"

В 1597 г. сюда для его осмотра прибыл по заданию правительства чердынский воевода Сарыч Шестаков.

Осенью 1597 г., но еще до получения шестаковской "росписи", из Москвы в Сибирь были посланы Василий Петрович Головин и Иван Васильевич Воейков. В соответствии с царским наказом им повелевалось быть на государевой службе "на новой на сибирской на Верхотурской дороге - на старом на чюцком городище на Неромкуре поставити город". Вслед за этим стрельцов для лозьвинского гарнизона велено было "полати на Верхотурье для городового дела и для их строенья, потому что лозвинским людем тамо быти".

Возведенный на левом берегу Туры между речками Свиягой и Дернейкой, город Верхотурье с трех сторон был обнесен деревянными стенами, с четвертой, выходящей к скалистому обрыву над рекой, были поставлены, согласно рекомендациям Сарыча Шестакова, избы в ряд, а по углам были срублены сторожевые башни. Следом к городу был пристроен еще и острог.

В 1599 г. внутри города была воздвигнута холодная Троицкая церковь (для службы в ней использовались иконы, утварь и книги, привезенные с Лозьвы). Кроме того, здесь стояли дворы воевод и священника, съезжая изба, уездная канцелярия, а также жилые постройки служилых людей. В первые гг. верхотурский гарнизон, помимо нескольких детей боярских, состоял из 46 лозьвинских стрельцов и казаков. В начале сентября 1598 г. их атаманом был назначен переведенный из Тобольска Пинай Степанов, начавший свою службу в Сибири еще в составе дружины Ермака.

До второй четверти XVII века в Верхотурье направлялось по два воеводы.

Заменив Лозьвинский городок в качестве главного перевалочного пункта на пути в Сибирь, Верхотурье вскоре становится не только военно-административным центром нового уезда, в состав которого вошла значительная часть лесного Зауралья с рядом ясачных волостей, но и важнейшим экономическим центром региона с развитым пашенным земледелием. Уже в 1600 г. здесь были поставлены новый Гостиный двор и "татарский двор" для торговли с ясачными людьми. Сюда стали переселяться торговые люди из Перми и Вятки. Кроме того, в городе было организовано производство водки, заведен кабак и появились казенные ремесленники.

Грузы через Верхотурье шли нескончаемым потоком как сухопутными дорогами, так и водным путем. Однако из-за мелководья суда не могли подходить к самому городу, поэтому ниже по Туре была построена в районе возникшего здесь села Меркушино пристань. Невдалеке от нее располагалась верфь.

Уже в первых царских грамотах строго предписывалось "мимо Верхотурья не пропускать никого", а в связи с чем в 1600 г. здесь была официально устроена таможня. А в 1607 г. воеводы Степан Годнов и Алексей Загряжский получили из Москвы первую городовую печать.

В XVIII веке

Верхотурский уезд входил в состав Тобольской губернии, а в 1781 г. его переподчинили Пермскому наместничеству (позднее - губернии).

На протяжении долгого времени город Верхотурье являлся главными воротами в Сибирь. И только лишь в 1763 г. это давно уже не действовавшее на практике распоряжение формально было отменено в связи с открывшейся дорогой через Екатеринбург.

Верхотурский каменный кремль (1698 - 1712 гг.), с размерами в плане 125 x 194 м, представлял собой гигантскую усадьбу дома воеводы, по периметру обстроенную крепостными стенами с башнями. Другие кремлевские здания - собор во имя Живоначальной Троицы, приказные палаты, житные амбары, караульня и поварня - также были размещены по периметру участка и образовывали с крепостными стенами непрерывный фронт застройки.

Кремлевские постройки отличались глубоко продуманным положением. Так, наугольные башни с шатровыми кровлями, возвышаясь над 12-саженной (около 25 метров) скалой, придавали речному фасаду ансамбля облик неприступной крепости. С противоположной стороны кремль выходил к застройке верхотурского посада необычным образом: главная доминанта ансамбля - Троицкий собор (1703 -1712 гг.) находилась между двумя пряслами крепостных стен, примыкавших к ней с двух сторон. По обе стороны от собора крепостная стена имела парадные ворота. Приказные палаты и корпус житных амбаров были поставлены вдоль южного откоса Троицкого мыса и оформляли самый зрелищный фасад Кремля.

Верхотурский кремль можно уверенно отнести к числу ярких памятников русского градостроительства рубежа XVII - XVIII веков.

Храмы и монастыри

Поп Иона отправил челобитную, в которой он сообщал царю Борису Федоровичу, что дал обет "устроити на Верхотурье монастырь во имя святого чудотворца Николы и святых страстотерпец Бориса и Глеба".

Строительство церкви было завершено спустя год. Иона существенно расширил список просьб и в 1605 г. сам отправился с челобитной в Москву. В результате этой поездки Верхотурский Никольский монастырь получил все необходимое для богослужения: церковную утварь, книги, воск, ладан, вино и денежное жалование игумену - 6 рублей и дьячку- 3 рубля. Вместо хлебной руги верхотурским властям предписывалось "устроить [монастырь] пашнею и сенными покосы и всякими угодьи, как им мочно прокормиться".

Впоследствии старцам удалось добиться не только закрепления за монастырем земель, но и выделения жалованья хлебом. С 1651 г. хлебное содержание было назначено всей братии (по 4 четверти ржи и 4 четверти овса). Вот так и возник на левом берегу реки Туры между острогом и Ямской слободой первый в Сибири мужской монастырь, переживший многие перипетии и просуществовавший почти четыре столетия.

Николаевский мужской моностырь. Этот монастырь, основанный в 1604 году, является старейшим в Зауралье, отличается гигантской территорией монастырской усадьбы (по площади она сопоставима с половиной территории Московского кремля) и имеет самый крупный монастырский храм из всех храмов, построенных православными монастырями накануне революции 1917 года.

Вопрос № 13

В 17 веке на Урале ведутся поиски руд и других полезных ископаемых:

1617 г. – строгановский крепостной Яков Литвинов обнаружил на р. Каме и на ее притоке р. Яйве медную руду, из которой впоследствии, с 1634 г. добывалась медь на Пыскорском медеплавильном заводе;

1620-е гг. – в бассейне р. Камы были обнаружены залежи железной руды; в Чердынском уезде ее выплавкой занимался с 1640 г. казенный Красноборский железоделательный завод;

1628 г. – невьянский кузнец Богдан Колмогор обнаружил поблизости от впадения р. Нейвы в р. Ницу болотную железную руду; на базе этого месторождения в 1630 г. был построен Ницынский железоделательный завод, просуществовавший до 60-х гг. 17 века.

1629 г. – железная руда была обнаружена на р. Тагиле;

1646 г. – там же, на р. Тагиле, были открыты залежи медной руды;

1663 г. – в северной части Верхотурского уезда группой московских стрельцов были открыты новые залежи медной руды;

1660- е гг. – железорудное месторождение было открыто у Пышминской слободы;

1667 г. – рудознатец Дмитрий Тумашев обнаружил на р. Тагил слюду;

1668 г. – он же в долине р. Нейвы у Мурзинской слободы обнаружил одно из самых уникальных в мире скоплений драгоценных и полудрагоценных камней;

1669 г. – он же нашел на р. Нейве «камень наждак», драгоценные камни и железную руду; на базе обнаруженного рудного месторождения Д. Тумашев построил железоделательный завод (в районе современного Невьянска), дававший около 1200 пудов железа в год.

Есть основания считать, что Д.Тумашеву принадлежит честь открытия в конце 60-х – начале 70-х гг. 17 века и Высокогорского месторождения магнитного железняка, которое вторично было обнаружено в 1696 г.

1672 г. – в бассейне р. Исеть безуспешно искала серебряную руду экспедиция во главе с думным дворянином Я.Т. Хитрово; правда, при этом была обнаружена кирпичная глина, а недалеко от Катайского острова нашли слюду;

1680-е гг. – железная руда была обнаружена в окрестностях Аятской слободы; очевидно, тогда же железорудное месторождение было открыто на р. Исеть (на его базе работал с 1682 г. Железянский железоделательный завод, принадлежавший Далматовскому монастырю);

1691 г. – «стрелок» Федор Кузнецов нашел на р. Инзере (в Башкирии) месторождение железной руды;

1695-1697 гг. – залежи медной руды были найдены в разных местах в Верхотурском уезде.

В 17 веке сложились предпосылки превращения Урала в крупный горнозаводский центр страны:

-сельское хозяйство в состоянии было обеспечивать продовольствием неземледельческое население заводов, что в перспективе определяло невысокую стоимость рабочей силы;

- крестьяне производили сырье, необходимое для переработки на предприятиях мелкотоварного типа и мануфактурах;

- сформировались местные рынки сбыта для промышленных товаров;

- сложились кадры людей, обладавших техническим опытом в металлургии, солеварении и других видах производства;

- на казенных металлургических заводах наметилась тенденция к применению принудительного труда в виде приписки, которая получила в дальнейшем широкое развитие;

- появился опыт частного предпринимательства в металлургии;

- предварительные разведки рудных месторождений при всей скромности их результатов свидетельствовали об огромных богатствах уральских недр.

Вопрос № 14

Одними из первых разработчиков уральских богатств в истории считаются промышленники Строгановы. Кроме заводов и мастерских они оставили после себя в своем рядовом имении Усолье-на-Каме бытовые строения (дом, часовню, Спасо-Преображенский собор), которые сегодня считаются культурным наследием индустриального прошлого Уральского края.

Следующий этап освоения Урала принадлежит так же старинной династии промышленников Демидовых. Среди оставшихся промышленных памятников, построенных на территории вотчины Демидовых - остатки доменных печей знаменитого Невьянского завода, плотины, известная Невьянская наклонная башня, господский дом, «Царь-домна», корпус которой сохранился до сих пор.

На месте промышленных разработок стали появляться города на Урале. Одним из первых в 18 веке построены так называемые «города - заводы»: Невьянск, Нижний Тагил, Баранча, Кушва, Златоуст, Алапаевск и другие. Эти города, по описанию русских писателей того времени, утопали в бесчисленных разветвлениях Уральских гор среди дремучих лесов. Высокие горы, прозрачная вода, непроходимый лес окружают эти поселения людей, создавая атмосферу свежести и торжественности, несмотря на постоянно дымящиеся трубы тружеников заводов.

К середине XIX в. из разнородной массы зависимых людей формируется специфическая сословная группа - «горнозаводское население». Оно и явилось социальным субстратом, определившим своими профессиональными и бытовыми традициями культурный облик, горнозаводского Урала.

Природу этого молодого российского сословия можно считать промежуточной в отношении к классическим социальным образцам - крестьянам и рабочим. Насильственный отрыв массы мастеровых людей от привычной крестьянской среды обитания определил их маргинальное состояние и создал долговременную взрывоопасную социальную атмосферу в уральском регионе. Перманентное проявление разных форм социального протеста стало характерной чертой «уральской» культуры.

Хозяйственно-экономическую базу уральского феномена составил горноокружной строй промышленности. Главный элемент этой системы - горный округ - представлял многоотраслевое хозяйство, функционировавшее на принципе самодостаточности. Горнозаводской комплекс обеспечивал себя сырьем, топливом, энергоресурсами и всей необходимой инфраструктурой, создавая бесперебойный замкнутый производственный цикл. «Натуральный» характер горнозаводской промышленности основывался на монопольном праве заводовладельцев на все природные ресурсы округа, устранявшем конкуренцию их производству. «Натуральность», «замкнутость», «поместный строй промышленности» (В.Д. Белов, В.В. Адамов), ориентация производства на государственный заказ, слабые рыночные связи составляли природные черты этого явления. Организационно-административные преобразования первой половины XIX в. «улучшили» эту систему, превратив горнозаводской Урал в «государство в государстве» (В.Д. Белов). Уральский горнозаводский поселок консервировал атмосферу крестьянского, по природе, общественного и семейного быта, чему способствовало наличие у мастеровых своих домов, огородов, земельных наделов, животноводческого хозяйства. Мастеровые сохранили историческую память о патерналистских устоях горнозаводской системы, что выразилось в живучести «обязательственных отношений». Их социальным требованиям свойственна ориентация на попечительство со стороны заводов и государства. От других групп российских рабочих их отличали невысокий профессионализм и низкая величина заработной платы. По свидетельству И.Х. Озерова, уральский рабочий начала XX в. психологически был нацелен на уравнительный принцип оплаты труда. Привыкнув к сложившемуся уровню заводского заработка, он в случае его увеличения нерационально тратил деньги, пускаясь в загулы. Он не склонен был менять привычную рабочую специальность на другую, даже если это было материально выгодно. Культурные влияния на жизнь горнозаводской среды являлись чрезвычайно скудными, вследствие особенностей социальной структуры горнозаводского Урала, удаленности заводских поселков от культурных центров. Иррациональные черты социальной психологии уральского мастерового и другие характеристики его социального облика утверждают версию о его принадлежности к переходному типу культуры.

Сегодня ученые говорят не без основания о судьбе Урала, как культурного памятника промышленного развития России, где наряду со старинными предприятиями появляются новые фабрики металлургического и горнодобывающего производств.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]