Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
50
Добавлен:
12.05.2015
Размер:
176.13 Кб
Скачать

2. Предыстория геополитики

Предысторию геополитики правильнее назвать географическим направлением в социальной мысли. Суждения относительно того, что жизнь государства и народов во всём её разнообразии в большей степени обусловлена географическим окружением и климатом. Сопровождают социальное бытие человека на протяжении всей его истории.

В соответствии с классическими, восходящими к глубокой древности представлениями географического детерминизма считалось, что развитие человеческого общества зависит исключительно от географических факторов, а установление государственных границ основывается на праве сильного и целиком зависит от завоеваний. Вопрос о влиянии географической среды (в первую очередь климата на обычаи, нравы, образ правления и некоторые общественно-исторические процессы рассматривали уже античные авторы – Гиппократ, Геродот и Полибий. Древнегреческий мыслитель Парменид (VI в. до н.э.) выдвинул теорию пяти температурных зон или поясов: один жаркий, два холодных и два промежуточных. Опираясь на эту теорию Аристотель (IV в. до н.э.) обосновал силовое превосходство промежуточной зоны, заселённой греками.

Значение географических условий для внутренней и внешней жизни государств отмечали Платон, Полибий, Цицерон и особенно Страбон. Последний как географ разделил весь мир на четырёхугольники и в рамках одного из них поместил обитаемый мир, который состоял из Европы, Ливии и Азии.

Античная политическая и географическая мысль была унаследована мусульманским Востоком. Большое влияние природы на человеческую историю отмечал арабский историк и мыслитель Абд ар-Рахман Абу Зейд Ибн Халдун (1332-1406 гг.). Главный фактор, определяющий влияние природы на общественно-политическую жизнь он определял климат. Вывод Ибн Халдуна – только в странах с умеренным климатом люди способны заниматься культурной деятельностью. Жители юга и так получают всё от самой природы и у них нет побудительных мотивов для развития культуры и, наоборот, жители холодных северных стран затрачивают всю свою энергию на добывание пищи, изготовление одежды и постройку жилища.

В новое время одним из первых, кто приступил к систематическому изучению взаимосвязи географии и политики государств, был французский политический мыслитель Жан Боден (1530-1596). В своих работах среди географических факторов он выделяет климат, приписывая его действию физическое превосходство северных народов над южными и горных над долинными. Его утверждение, что сила и развитие суверенного государства прямо зависит от влияния окружающих его природных условий, совпадает, по существу, со взглядами современных геополитиков.

После Бодена проблема влияния географических факторов на политику долгое время оставалась вне поля зрения философов и политических мыслителей. Только в XVIII веке она вновь становится объектом внимания у французского просветителя Монтескье (1689-1755). Монтескье не ограничился суждением о значимости условий физической среды, но прямо указал на необходимость того, чтобы законы страны соответствовали этим условиям. Последним заметным представителем французской географической школы в общественной мысли XVIII века был Анн Робер Жак Тюрго (1727-1781).

Начиная с XIX столетия, постепенно, школа географического детерминизма перемещается в Германию. Одним из первых немецких учёных, кто внёс заметный вклад в развитие географического детерминизма, был Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803). По его мнению, движущие силы развития цивилизации выступают внешние и внутренние факторы. К внешним факторам Гердер относил физическую природу и в первую очередь такие её элементы, как климат, почва, географическое положение. Последователем Гердера можно считать Карла Риттера (1779-1858). Для него бесспорным фактором было то, что развитие народов идёт по пути, предписанному им окружающей средой, существенной частью которого являются природные условия. Риттер, в частности, разработал иерархическую систему регионального деления мира в рамках единого глобального пространства. Он разделил Землю на сухопутную (континентальную) полусферу и полусферу водную (морскую). Границу между ними он представил в виде большого полукруга, проходящего в Южной Америке через Перу и затем через южную часть Азии. В рамках континентальной полусферы он выделил два больших региона: Старый свет и Новый Свет.

Современник Риттера Александр фон Гумбольдт (1769-1859) проводил мысль, что география должна давать целостную картину окружающего мира и служить конкретным социальным, политическим и экономическим целям человека.

На тесную взаимосвязь человеческой цивилизации и природы указывали немецкие учёные-философы И.Кант, Гегель и Л.Фейербах.

И XIX веке в общей системе географической школы формируется второе направление, представители которого пытаются установить значение не только климата, но и плодородия почв, влияние транспортных магистралей и т.п. на жизнь общества. Наиболее ярким представителем этого направления является англичанин Генри Томас Бокль (1821-1862). Он выдвинул идею о совокупности условий географической среды (климат, пища, почва и общий вид природы), влияющих на жизнь общества. Основное внимание он уделяет ландшафту. Однако уровень экономического благосостояния Бокль связывал не с благоприятной природой, а с энергией человека.

В начале XIX века формируется географическая школа во французской социологии, создателем которой считается Фредерик Ле Пле (1806-1882). Наиболее известными её представителями были Ипполит Тэн (1828-1893) и Эдмон Демолен (1852-1907). Они выдвинули идею социографии (социальной географии). Это ответвление социологии, которое анализирует географический аспект социальной жизни конкретных общественных групп: их территориальную дифференциацию, пространственное распространение, влияние деятельности человека на окружающую среду. Существенный вклад в социографию внесла Амстердамская социологическая школа (Л.Февр, М.Сорр и др.), представители которой, критикуя географический детерминизм, делали главный акцент на исследование связей между социологией и географией.

Всплеск русской школы географического детерминизма приходится на XIX-XX века. Анализ природных и географических факторов в их связи с социальным бытиём русского человека и его историей широко использовали историки Б.Н.Чичерин, С.М.Соловьёв, В.О.Ключевский, А.П.Щапов и др. По мнению Б.Н.Чичерина, громадность территории России, её малая заселённость, однообразие и простота занятий населения, постоянная угроза внешних нападений обусловили жизненную потребность в крепкой центральной власти. С.М.Соловьёв в неравенстве изначальных условий развития России видел естественные причины её отставания от стран Западной Европы. Русскому народу пришлось вести жестокую борьбу за выживание и в полном смысле слова отвоёвывать жизненное пространство у природы. Это наложило особый отпечаток на весь уклад его жизни. К.Бэр и Л.И.Мечников обстоятельно показали значение рек в распространении цивилизации.

Таким образом, ко времени появления чисто геополитических работ человеческой мыслью была проделана огромная работа по влиянию географии на существование человека и его развитие.